Пандемия повысила лояльность аудитории – сотрудники регионального ТВ – о работе в кризис

Представители крупных региональных телеканалов рассказали, как переживают трудный период и помогает ли им государство
Тематическое изображение
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

13 июля 2020. На площадке ”Дальневосточного МедиаСаммита” 10 июля прошла дискуссия на тему ”Региональные телеканалы: жизнь после пандемии” (12+). Эксперты в области теле— и радиовещания рассказали, как их компании переживали трудный период, и как работает поддержка СМИ от государства, сообщает ИА PrimaMedia.

Модератором прямого эфира выступил Александр Широких, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей. До начала дискуссии эксперт сделал важное объявление.  

— В июне мы делали интервью с Волиным Алексеем — заместителем министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Тогда он сказал, что РИЧ — разрешение на использование частот — будет продлено у телекомпаний автоматически. Но, к сожалению, ”нормативка” и законодательство не позволили сделать всё так просто. Поэтому до 19 июля каждому вещателю, который планирует продолжить работу в аналоге, необходимо будет заполнить заявление на продление РИЧ и отправить его в Роскомнадзор. В качестве вишенки на торте могу сделать анонс: скорее всего, продление будет до 2023 года. Так что, по крайней мере, не надо будет делать это "упражнение с обручем" ежегодно, — отметил Александр Широких

После небольшого вступления модератор предложил перейти к теме встречи и начать обсуждение с блица — каждому участнику рассказать о своей работе во время пандемии. Например, о том, как изменились рабочие процессы, сколько сотрудников перешли на удаленку, и удалось ли по итогу сохранить штат в полном составе. 

Первой слово взяла Татьяна Белякова (ГТРК Амур, Благовещенск). 

— Из-за того что наш регион граничит с Китаем (граница находится в 600 метрах через Амур), вероятно, мы раньше многих включились в работу, связанную с пандемией. Делали прямые включения для федеральных каналов о ситуации в КНР. Рассказывали, как у нас реагируют власти на закрытие границы с Россией. Еще где-то за три недели до того, как COVID-19 пришел в Россию, мы понимали весь масштаб ситуации. Наверное, это дало нам некий бонус: наши региональные власти вовремя отрезали себя от потока мигрантов, закрыв границу. Собственно, поначалу у нас в регионе все шло достаточно плавно, если судить по ситуации в целом на Дальнем Востоке. Пик начался у нас значительно позже, чем в Хабаровском крае, Приморской крае. Тем не менее, не миновала нас эта история. Сейчас работаем в полном режиме, на дистанционку ушли работники 65+, но все остальные есть и были на своих местах, — рассказала Татьяна Белякова

Без сокращений обошелся и штат телеканала "Губерния" в Хабаровске. 

— Мы тоже выдержали весь ритм и не сократили людей. Все, что производилось, так и производится. Коронавирус мы ждали, ситуацию о том, что происходит в приграничном с нами государстве, мониторили с января месяца. Но, к нашему удивлению, на территорию Хабаровского края COVID-19 пришел с западной части России. То есть, нам завезли его. Поначалу, когда только инфекция возникла, небольшая паника у людей была. Никто не знал, что делать. В этот момент мы, как СМИ, старались оперативно доносить всю информацию, – поделилась Татьяна Гайдукова, программный директор телеканала ”Губерния” в Хабаровске. 

Как оказалось в ходе блица, на работе некоторых телекомпаний коронавирус даже сказался положительно. По словам Алексея Максименко из АСТВ (Южно-Сахалинск), пандемию у них на предприятии пережили со "сплошными плюсами". 

— Мы полностью сохранили коллектив, увеличили цифры охвата, в том числе и в социальных сетях. Запустили мобильное приложение с нашим потоковым онлайн-вещанием. Мы не уходили на удаленку — все работали в офисе. Как бы это ни звучало, со сплошными плюсами пережили пандемию. 

Увеличенный охват телевизионной аудитории отметила также Татьяна Мантатова из негосударственной телерадиокомпании ”Ариг Ус” (Республика Бурятия). Цифры выросли несмотря на то, что многие программы на канале им пришлось закрыть. 

— На время карантинных мер мы закрыли все программы, кроме новостных. Для них сделали дополнительные выпуски, назвали ”коронановости”. Что касается нашего коллектива, на сегодняшний день у нас нет потерь, мы не сократили своих работников. На дистанционку ушел наш коммерческий отдел и административный персонал. Служба новостей работать продолжала. Согласна с Алексеем в том, что на время пандемии увеличился охват телевизионной аудитории. Более того, существенный прирост пришел из соцсетей. Кстати, вот эта коронавирусная ситуация показала достаточно высокое доверие телевизионной аудитории, – рассказала Татьяна Мантатова

Прокомментировать работу региональных СМИ во время пандемии решил приглашенный эксперт из Общественной палата РФ Александр Малькевич

— Тот вопрос, который всегда меня занимал — как разумные журналисты могли воздействовать на аудиторию, когда во многих регионах очень глуповатые раздавались команды со стороны ответственных исполнителей. Не говорю еще о том, что иногда эти команды друг другу противоречили. Для СМИ это оказался серьезный вызов. С одной стороны работа с фрустрированной аудиторией, которая ежечасно накачивается фейками о коронавирусе через социальные сети, а с другой – органы власти и любимый Роспотребнадзор. Региональные СМИ выступали в качестве толмачей, которые должны были переводить, разъяснять, убеждать, агитировать, сами в это все не веря. Продвигали людей, которые тоже в это не верили. 

Чем отличаются федеральные коллеги? Понятный формат ток-шоу, где все 20-30 минут покричали, и никто на выходе ничего не понял: ни эксперты, ни зрители. А разъяснять — это как раз региональным и местным СМИ. Причем без помощи тех, кто это запускает. Потому что тот, кто это придумал, спрятался и никаких разъяснений не дает, – подчеркнул Александр Малькевич

На онлайн-конференции эксперты также обсудили предоставленные в этом году Правительством РФ меры поддержки СМИ. 

— Напомню, что СМИ во время пандемии отнесли к предприятиям, которые обязаны были работать. При этом сами сотрудники были прямо на передовой, по сути, как врачи, иногда даже в красных зонах. И мы очень долго бились над тем, чтобы средства массовой информации, с учетом коронавирусной истории, были признаны пострадавшей отраслью экономики. Чтобы предприятия могли рассчитывать на какую-то помощь со стороны государства. Этого удалось добиться 29 мая — премьер-министр подписал постановление о том, что СМИ внесены в реестр. Но вот прошло полтора месяца, и мы знаем, что не все эту помощь смогли получить. Давайте так: кто из присутствующих здесь получил хоть какую-то помощь? — спросил Александр Широких

— Нам после выхода постановления удалось получить выплату — 12 130 рублей (МРОТ) на сотрудника. До сих пор у нас нет возможности получить обратную связь от регионального правительства о снижении налоговой ставки. Мы написали несколько писем, но губернатор на них пока никак не отреагировал, – поделился Алексей Максименко (АСТВ Южно-Сахалинск). 

— У нас сложилась такая ситуация: мы отправили на больничный людей 65+, и это оказалось существенно выгодно. Три месяца по сути им платили среднюю зарплату, а не МРОТ. Это была существенная помощь. Еще наш губернатор сделал такую вещь: запустил информационную кампанию о коронавирусе, и мы были единственные, так сказать, ее "поставщики" — тоже была существенная поддержка. Кроме этого, существенную помощь оказала ВГТРК. Деньги приходили на возвратной основе, но это всё равно не кредит, — отметила Светлана Огнева (ГТРК Владивосток). 

— Мы, как унитарное предприятие, не являемся субъектом малого и среднего предпринимательства. Поэтому нам было отказано в помощи, которая составляла МРОТ на каждого сотрудника. Но сейчас мы прямо со "Сбербанком" приходим к конечному этапу подписания договора и берем льготный кредит — 2%. Другого выхода у нас нет. В случае, если сохраним весь штат, Минэкономразвития перечисляет нам деньги. Я думаю, что у нас все получится, – отметила Рената Файзулина (”Телемикс”, Уссурийск). 

— Это на выплату зарплат кредит? — спросил Александр Широких. – Вы просчитывали риски? Потому что у меня ощущение, что он из льготного легко может превратиться в нельготный. Все прочитали ”мелким шрифтом”? 

— Кредит мы берем в размере 6 млн. Его можно взять не только на зарплаты, но и на налоги, на выплаты поставщиками, на закупку оборудования — на всё, что угодно. Мы изучили договор. Там есть два важных пункта, первый — сохранить численность штата на 90% до определенного числа, второй — не быть банкротом, — ответила Рената Файзулина

Однако, как отметила другой эксперт, риски у этого мероприятия все же есть. 

— Вот Рената говорит про 2% льготный кредит. Мы им воспользовались. И на самом деле долго все изучали перед тем, как подписать договор. Так вот: там есть примечательный пункт по поводу того, что волшебный льготный кредит может стать совсем не волшебным при наличии приказа Минэкономразвития о закрытии этой программы из-за недостаточного количества финансовых средств для ее покрытия. Но мы все же решили сыграть, так сказать, в азартную игру с государством, и оформили этот кредит. Также мы воспользовались льготами республиканского характера: нас освободили от уплаты арендных платежей, потому что мы занимаем довольно большую территорию республиканского имущества. И получили поддержку — 12 130 рублей на каждого сотрудника, – поделилась Татьяна Мантатова из телерадиокомпании ”Ариг Ус” (Республика Бурятия)

Подводя итог, Александр Широких отметил, что описанное выше очень похоже на ситуацию с мерами поддержки СМИ в целом по стране. 

– Кто-то в силу формы собственности, как Рената, не смог получить выплаты. Кто-то смог компенсировать какую-то часть в виде аренды, а кто-то действительно неплохо вписался по поддержке, поскольку подходил по всем параметрам. 

Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость