Один из выходных дней Эрдэни Дымчиков, начальник Управления по молодежной политике города Улан-Удэ, посвятил семейной прогулке с женой и дочерью по буддийскому центру "Ринпоче Багша" на Лысой горе. О философских размышлениях, буддизме, удачном расположении дацана, жителях "Дороги жизни" и музыке материал ИА UlanMedia.
– Честно говоря, года два здесь не был. Летом предлагал жене съездить пройтись, но все время не могли выбрать. Очень люблю это место. Дацан построен очень правильно, по Са Че (гималайский фэншуй) его расположение идеально: рядом должно быть кладбище – оно за холмом, должен быть водоем – вот река Селенга, должна быть равнина – это весь Улан-Удэ. Администрация дацана очень грамотно подошла к концепции освоения этой территории. Дорожка одна чего стоит!
Эрдэни Дымчиков с семьей на прогулке по территории дацана. Фото: Александра Данилова, ИА UlanMedia
На территории дацана появились информационные таблички с просьбой не оставлять пожертвования (особенно съедобные) в беседках, у молитвенных барабанов, рядом со статуэтками. Разговор зашел о понимании буддизма, отношении местных людей к нему.
– Мне очень помог философский факультет, где нас учили мыслить, думать, понимать разные философские концепции. Благодаря всему этому мне удалось поглубже познакомиться с буддизмом, потому что буддизм – это не просто пришел и монетку положил, лбом дотронулся пола, лама за тебя молитву почитал. У нас бытовое отношение к буддизму: в дацан мы ходим, когда плохо, когда переживаем за что-то или кого-то, перед экзаменом, дорогу открыть. Когда хорошо, люди редко появляются. Тем не менее буддийская философия хорошо ложится на бурятскую культуру: например, у бурят носочки гутулов (обуви) повернуты вверх, чтобы не поранить землю. Я вырос в традиционной бурятской семье, в деревне, и родители нам говорили, что ни в коем случае нельзя ночью кричать, нельзя ломать ветки деревьев просто так, в огонь тыкать острыми предметами, бросать в него грязные вещи.
Мама с самого детства внушала, что надо быть добрым, помогать людям, быть работящим. Эта мысль навечно засела у меня в голове.
Что интересно, буддизм – это настолько открытая религия, такого нет ни в одной другой. В буддизме нет бога, но это не означает, что буддизм отрицает существование бога. В этом парадокс и загадка, он не отрицает и не утверждает наличие бога. Есть одна очень интересная притча, экзистенциальная редукция Э. Гуссерля. К Будде пришли люди и задали вопрос: "Есть ли бог?". Будда сидит молчит. Они ждут, ждут. Задают второй вопрос: "Есть ли душа?". Опять он молчит. Ни слова не сказал. Люди молча поклонились и ушли. И тогда один из учеников Будды задал ему вопрос: "Учитель, почему вы промолчали? Вы же с нами общаетесь, рассказываете, объясняете". На что он сказал вещь, которую должны знать все люди, интересующиеся буддизмом: "Если бы я сказал, что есть бог и есть душа, эти люди бы ушли в голове с концепцией, что да, есть бог и есть душа, и были бы привязаны к этой мысли. Если бы я сказал, что нет бога и нет души, они ушли бы в голове с концепцией, что нет бога и нет души, и до хрипоты со всеми другими бы спорили, что нет бога и нет души. И опять-таки были бы привязаны к этой мысли. Буддизм он как раз-таки выносит этот вопрос за скобки. Это и не важно на самом деле, потому что понятие существования лежит в рамках человеческого мышления. А понятия бог и душа настолько далеки от человеческого разума, что нет смысла об этом говорить.
Несмотря на информационные таблички, люди продолжают делать подношения в виде риса, конфет, монеток. Фото: Александра Данилова, ИА UlanMedia
– Если сказать, ничто не имеет значение и значение имеет все – это будет буддизм. Нельзя что-то утверждать, нельзя что-то отрицать. У нас, например, на факультете говорили, что буддизм – это нигилистический пантеизм. Нигилистический – это отрицающий, пантеизм – это многобожие. Люди, которые поверхностно знают буддизм, один-два раза были в дацане, видели много разных божеств, думают, что раз бога нет, а Будда – простой человек, то верующие поклоняются как раз-таки этим божествам. Вывод: отрицание бога и поклонение большому количеству божеств. Но нигилистический пантеизм – в корне не правильное представление. Ближе всех к буддизму подошел основатель немецкой классической философии Иммануил Кант. Он в своей работе "Критика чистого разума" говорит о том, что возможности человеческого разума ограничены и с помощью разума человек никогда не сможет постигнуть окружающий мир.
По-моему, если бы Кант был знаком с буддизмом, он бы обязательно стал буддистом. Но он ушел в христианство. Там же есть концепция, создание мира, бог, ад, рай – все четко и ясно. Буддизм – это восток. Восток – дело тонкое. Там настолько все запутано, что простому человеку будет сложно все понять.
Взять к примеру англичан, которые и дали название религии буддизм. (Название же появилось только в 19 веке, до этого учение называлось Дхарма). Англичане были поражены, во-первых, отрицанием существования бога, во-вторых, конечной целью. В христианстве стремятся к раю, а в буддизме – к чему? К нирване? Нирвана – уничтожение Я. Англичанам было трудно понять, ведь западная цивилизация – это культ Эго. Весь маркетинг строится на культе Эго, на понтах делаются огромные деньги. А буддизм срубает это все на корню. И на конечной стадии буддизм настолько велик, что, когда человек становится полностью реализованным, он отбрасывает даже буддийскую схему.
Эрдэни Дымчиков рассматривает новую скульптуру в Саду размышлений. Фото: Александра Данилова, ИА UlanMedia
– Еще на третьем курсе хотелось стать буддийским монахом, но мама активно проводила со мной профилактические работы. Да и сами ламы говорили, оно тебе надо, подумай 10 раз – путь предстоит серьезный. Сначала, говорили, закончи. Ну и пока эта волна была, я решил заняться учебой, закончил, а там уже сансара подхватила.
Направление Махаяна, к которому мы относимся, говорит о том, что необязательно уходить в монахи. В этом плане я параллельно веду и светскую жизнь, и духовную. Очень долгое время был добровольцем, на волонтерских началах проработал больше десяти лет, во многом благодаря буддизму, буддийской философии. В отличие от многих ребят, которые в волонтерство приходили случайно, потусоваться или потому что друзья позвали, я этим занимался осознанно. Поэтому дольше всех и продержался, наверно.
Эрдэни Дымчиков стал одним из неравнодушных людей, принявших участие в строительстве визитно-просветительского центра "Зандан Жуу". При поддержке Сангхи России и лично 24 Пандидо Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, главы Еравнинского района Цыденжапа Шагдарова на территории дацана на Верхней Березовке появился центр, ведущий просветительскую деятельность среди молодежи. Все желающие могут посетить лекции по буддийской философии, уроки бурятского языка, поучаствовать в экскурсиях по дацанам и святым местам Бурятии.
– По выходным Самдан лама проводит йогу. Шикарно! Учит правильно дышать, работать с энергией. Очень рекомендую.
Прогулка по дацану на Лысой горе с Эрдэни Дымчиковым и его семьей. Фото: Александра Данилова, ИА UlanMedia
Беседа о буддизме плавно переросла в разговор об отдыхе, семье, творчестве.
– С появлением дочери побыть с семьей – это уже само собой отдых. Летом ездим на Байкал, Щучку, Гусинку, в район. Вечерами дома, с друзьями, с гитарой. Кстати, в студенческие годы в Томске у меня была своя группа, я был солистом, написал больше 50 песен. Давал акустические концерты, всего их было около ста. Сюда приехал, начал воссоздавать группу. Только начали играть, ребята закончили институты, разбежались. Третью попытку еще не делал.
Мечта у меня есть – закупить инструменты, арендовать студию и записать песни, так как томские записи сделаны на магнитофон, качество не высшего уровня. В молодости был рокером, не любил попсу.
Со временем это прошло, сейчас могу с удовольствием послушать попсу. Больше слушаю бурятскую музыку. Появляются очень хорошие современные песни, эстрада не стоит на месте: Елена Борохитова, Чингис Раднаев, Мэдэгма Доржиева, Тимур Болтов, Ирина Абидуева.
Спокойная атмосфера и теплая погода, прогулка по "Дороге жизни" сделали свое: семимесячная дочка уснула. В это время мы подошли к лесной части пути, где нас встретили приветливые, бесстрашные белочки. Знающие люди не ходят в дацан на Лысой горе с пустыми руками, у них всегда при себе любимое лакомство для жителей "большой дороги" – орешки. Для удобства на перилах сделали специальные кормушки, где можно оставить гостинцы.
Эрдэни Дымчиков оставляет орешки для белочек. Фото: Александра Данилова, ИА UlanMedia
Многие улан-удэнцы приезжают в дацан специально покормить белочек, которые уже стали звездами "Дороги жизни".
Под мирное посапывание дочери Эрдэни затронул тему поколений.
Прогулка по дацану на Лысой горе с Эрдэни Дымчиковым и его семьей. Фото: Александра Данилова, ИА UlanMedia
– Молодежь совершенно другая. Сейчас ко мне приходят ребята 96-99 годов. В 90-е как раз была демографическая яма, детей было меньше, соответственно и конкуренции у них практически не было и нет, они более избалованные. Я воспитан на советских идеалах, давал пионерскую клятву, ясно ощущал наличие фундамента у нашего и старшего поколений. А эти ребята без фундамента, у них как раз процветает культ Эго. Один из племянников как-то сказал, что у них в классе есть градациия по богатству. Как это?!
Он говорит, мы считаем количество комнат в квартире, квадратуру, сколько машин, что это за машины, сколько зарабатывают родители. Есть первый по богатству, второй, третий. Это очень тревожный сигнал, я считаю.
А так называемые "путинские дети" очень интересные: их много, они растут в условиях жесткой конкуренции друг с другом. Если у тех (из 90-х) в классе по 5-6 человек, то здесь классы и сады переполненные. Поступать в университеты будет намного сложнее. Если сейчас конкуренция между вузами и сузами, то там будут говорить – ты пройдешь, ты не пройдешь. Но это хорошо, потому что появится дополнительный стимул человеку что-то делать. Моя точка зрения, сейчас нужно вложиться в нашу молодежь. В первую очередь заниматься с ней на мировоззренческом уровне. Потому что закладывается основа общечеловеческого поведения, а это как раз-таки ценности и убеждения.
Умиротворяющее место, возвышающееся над городом, вечером окутываемое лучами закатного солнца, наводит на абсолютно разные мысли, темы для бесед, но больше, двигаясь по "Дороге жизни", хочется молчать и наслаждаться окружающим миром, присутствием любимых людей и состоянием гармонии.
Прогулка по дацану на Лысой горе с Эрдэни Дымчиковым и его семьей. Фото: Александра Данилова, ИА UlanMedia