Коллекция редких ретромобилей в Улан-Удэ может сгнить. Экспонаты хранятся практически под открытым небом на базе ведомственного музея автобазе "Почты России" в поселке Аршан. Там собраны редчайшие раритеты, такие как ЗИС-5 или ГАЗ АА. Подобных машин сохранились считанные единицы, сообщил корр. ИА UlanMedia начальник базы Виктор Котовщиков.
По его словам, экспонатам не могут обеспечить надлежащее хранение. Часть машин стоит под открытым небом, наиболее ценные — под навесом. Но это ненадежная защита от атмосферных воздействий, хотя раритеты стараются беречь.
ЗиС-5 и ГАЗ-АА. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
- Нет средств даже поставить еще один навес. Не говоря уже о закрытом помещении для особо ценных экспонатов. Мы ни от кого ничего не требуем, но поддержка музею была бы нелишней, - сетует рассказал начальник базы Виктор Котовщиков.
Ценность коллекции – уникальность образцов. К сожалению, экспозиция закрыта для широкой публики. Но машины участвуют в праздничных мероприятиях Улан-Удэ, периодически их вывозят и в Кабанск.
ГАЗ-67. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
- Музей был создан в начале 90-х по инициативе Ивана Матвеевича Кондратьева, инженера по технике безопасности. Экспозицию собирали несколько лет. Машины разыскивали по глухим районам Бурятии, потом восстанавливали не один год. Сейчас они все на ходу, у всех родные комплектующие, - рассказывает бывший кадровик базы Галина Медведева.
Среди экспонатов внимание архаичным обликом сразу привлекает ЗИС-5. Это один из основных советских грузовиков эпохи 30-50-х. Выпуск был начат в 1933 году закончившись лишь в 1963, на его базе создавалось много разных машин. Широко использовался в Отечественную войну, служа, в том числе, носителем реактивной системы БМ-13. Сейчас встретить ЗИС-5 не в музее просто невозможно.
То же касается и легендарной "полуторки" ГАЗ-АА. Лицензионная копия американского "Форд АА", стала первым серийным грузовиком Горьковского завода. И самым массовым советским грузовиком. "Полуторка" вынесла тяжесть войны и использовалась в народном хозяйстве до конца 60-х. Или армейский внедорожник ГАЗ-67, созданный под влиянием американского "Виллиса". Надежная машина и сейчас ценится владельцами редких экземпляров.
ГАЗ-63 и ГАЗ-51. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Есть машины более позднего периода – грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Они похожи друг на друга кабинами в стиле "студебеккера". ГАЗ-51 был самым массовым советским грузовиком в 50-60-е. Удачная модель производилась по лицензии в Польше, Китае, Северной Корее. ГАЗ-63 – полноприводная армейская модификация "51-го". Их сейчас тоже встретить практически невозможно. Кстати, в Улан-Удэ другой образец ГАЗ-51 установлен памятником близ здания управления МЧС. Он служит шасси для старой пожарной машины АЛ-17. Редкость и другой грузовик той эпохи – ЗИЛ-164А, "рабочая лошадка" советских автохозяйств. Имеются и легковые машины того периода – "Москвич-401", "Москвич-402" и ГАЗ-М20 "Победа".
Москвич-401. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Отдельно упомянем фургон ТА-9С. Эта модель выпускалась в Эстонии, автозаводом в Тарту с 1963 году. Выпускалась малыми сериями, до наших дней их сохранилось очень мало. Сохранившийся на автобазе образец когда-то обслуживал маршрут между Улан-Удэ и Кабанском. Водитель Петр Арюткин наездил на этой машине свыше 1 млн километров.
ТА-9С. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
К сожалению, видеть легендарные машины могут лишь работники базы.
- Конечно, мы бы хотели, чтобы нашей выставкой могли любоваться все желающие. Но сейчас это невозможно технически: база – режимный объект. Потребуется или постоянная выставка за пределами базы, на что нет средств, или возможность передать кому-то. Но это мы делать не станем: музей дорог нам как память поколения наших сотрудников, создавших его, - отметил Виктор Котовщиков.
Также начальник автобазы сообщил, что ряд экспонатов требует довосстановления. Но оригинальных запчастей к ним давно нет. Не осталось и энтузиастов, готовых безвозмездно заниматься реставрацией и техобслуживанием. Властных полномочий начальника базы хватает лишь на то, чтобы поддерживать машины в приличном виде.
- Опускаются руки и от отношения властей республики. Все дивятся, когда машины выкатишь на какой-то праздник, в остальное время до экспозиции никому дела нет. Никого ни в чем не виню, но поддержка музею нужна. Некоторых образцов в наши дни почти не осталось, их надо особо беречь, но нет условий, - подытожил начальник автобазы.