Конкуренция в Бурятии: что и почему дорожает в республике, а главное, насколько обоснованно? Как не связаться с недобросовестными поставщиками товаров или услуг и не попасть в их число? Насколько застрахованы госконтракты от "ангажированных" подрядчиков

  • 15 октября — 9 ноября 2014
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #6. 12 ноября, 02:55
    СМИ часто пишут о том, что госзаказы получают предприятия, так или иначе связанные с чиновниками. Как можно с этим бороться и какие есть меры воздействия на нерадивых чиновников? И еще вопрос - зачастую госзаказы получают предприятия, предложившие наименьшую цену, в итоге страдает качество работ. Неужели эта практика так и будет продолжаться?
    • Потапова Елизавета Ивановна
      руководитель Бурятского УФАС России государственный советник Российской Федерации 2 класса заслуженный экономист Республики Бурятия
      То есть, заказчик указал в документации о закупке именно те характеристики товара, которые есть только у конкретного поставщика, так сказать «заточил под кого-то».
      Во-первых, Законом о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки (статья 33 № 44-ФЗ). За нарушение установленных правилами требований, если это привело к ограничению количества участников закупки, частью 4.1. статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
      Кроме того, статьей 37 Закона о контрактной системе введены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Это меры, направленные на недопустимость искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона (демпинг (от английского dumping - сброс) - продажа товаров по искусственно заниженным ценам). Такой вид регулирования является нововведением № 44-ФЗ.
      Еще одна мера «воздействия на нерадивых чиновников» - это установление запрета на проведение переговоров с участником закупки (статья 46 № 44-ФЗ).
      Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением этих двух норм может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
      Согласны с Вами в той части, что зачастую участники аукциона, проводимого в электронной форме, а в основе этого вида закупки лежит принцип понижения начальной (максимальной) цены контракта в результате состязательности сторон, «роняют» цену контракта настолько, что, в дальнейшем, если это не сговор, исполнить его без ухудшения качества затруднительно. Заказчик обязан следить за качеством работ, при этом у него есть право на расторжение контракта в случае несоблюдения условий контракта.
      Аналогично, при закупке способом запроса котировок.
      Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны производиться только указанными двумя видами торгов, утверждается отдельными нормативными правовыми актами.
      Во-вторых, в соответствии с Законом о защите конкуренции (статья 16 № 135-ФЗ) запрещаются ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения, в том числе такие, которые приводят или могут привести в том числе:
      - к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
      - ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
      Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
      1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
      2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
      3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
      4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
      Статья 14.32. КоАП РФ предусматривает разные размеры административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности.
      Так, в отношении должностных лиц размер штрафа может составить от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо возможна дисквалификация на срок до трех лет за любой из перечисленных видов нарушения антимонопольного законодательства.
      А, например, координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
      Практика применения вышеперечисленных мер антимонопольного реагирования в УФАС имеется.
  • #5. 28 октября, 08:36
    Неужели никак нельзя наказать городские власти за эти мусорные баки? у нас во дворе стоит, все туда валят все без разбора. Штрафы смешные, за ненужные для города дорогущие прибамбасы!!!!!!!!!!!!!
    • Потапова Елизавета Ивановна
      руководитель Бурятского УФАС России государственный советник Российской Федерации 2 класса заслуженный экономист Республики Бурятия
      Согласна с Вами в той части, что приобретение достаточно дорогих мусорных баков отнюдь не решило проблемы с наведением чистоты во дворах нашего любимого города.
      Неиспользование гражданами баков в соответствии с назначением (раздельный сбор мусора) это скорее вопрос воспитания, может быть даже – культуры, общественного порядка?! Ведь невозможно приставить к каждому мусорному баку сторожа…
      Что касается пределов компетенции антимонопольных органов…
      В апреле этого года УФАС признало МУ «Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ» нарушившим требования закона о защите конкуренции (часть 1 статьи 15 № 135-ФЗ).
      Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явились поступившие в УФАС материалы прокурорской проверки.

      Нарушение выразилось в непроведении процедуры размещения муниципального заказа в порядке, предусмотренном действовавшим в 2013 году законодательством о размещении заказов (№ 94-ФЗ), и заключении между комитетом и МАУ «Специализированная служба» соглашения о предоставления субсидии для приобретения спецавтомобилей, пресс-компакторов и баков для сбора отходов. «Специализированная служба» привлекла для поставки товара конкретного хозяйствующего субъекта, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

      За указанное нарушение предусмотрена административная ответственность только должностных лиц. Соответственно, на виновное должностное лицо администрации города был наложен штраф в размере 15 тысяч рублей с учетом обстоятельств, которые обязательно должны учитываться при определении размера наказания. Это минимальный размер, предусмотренный санкцией статьи 14.9 КоАП РФ.

      Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на следующее.

      С января этого года вступил в силу новый закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» (№ 44-ФЗ) взамен № 94-ФЗ.
      Одна из новаций этого закона – проведение общественного контроля. Т.е. граждане или общественные объединения вправе в целях осуществления общественного контроля обращаться в органы власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, суды, как с законотворческой инициативой, так и по любой конкретной закупке.

      В качестве примера эффективности общественного контроля в сфере закупок можно привести недавний отказ Народного Хурала Республики Бурятия от закупки видеосистемы («плазмы») стоимостью в 7 миллионов рублей.
      И мы призываем граждан в целях предотвращения коррупции, злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг активнее пользоваться своим правом.
  • #4. 28 октября, 08:33
    Я недавно пришел в пенсионный фонд за справкой - юридическое лицо, а мне сказали, что надо подписаться на их газету, а то якобы будут какие-то вопросы и проблемы. Не стал спорить, оформил, это 300 рублей. Насколько это правомерно?
    • Потапова Елизавета Ивановна
      руководитель Бурятского УФАС России государственный советник Российской Федерации 2 класса заслуженный экономист Республики Бурятия
      Законом о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия органов власти. В т. ч. запрещены такие действия как необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, например, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 № 135-ФЗ).

      Поскольку обстоятельства по описанному случаю не позволяют сделать однозначный вывод о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства: происходило ли навязывание условий приобретения купленной Вами газеты при предоставлении государственной услуги (выдача справки). Может быть, Вам просто предложили приобрести для того, чтобы Вы могли ознакомиться с действующей нормативной базой, получить ответы на заданные Вами при обращении в пенсионный фонд вопросы.

      В любом случае, мы можем квалифицировать действия специалистов только при наличии соответствующих доказательств.
  • #3. 22 октября, 10:30
    Здравствуйте, недавно у мужа закончилась страховка. Он в был в Кабанске и оформлял страховку там. Ему пришлось дополнительно застраховать жизнь, потому что без этого страховку не делают. Тогда была ситуация безвыходная, пришлось купить. Получилось вдвое дороже. Скажите, эти деньги можно вернуть? Как это сделать?
    • Потапова Елизавета Ивановна
      руководитель Бурятского УФАС России государственный советник Российской Федерации 2 класса заслуженный экономист Республики Бурятия
      Если при обращении в страховую организацию на предмет заключения договора ОСАГО Вам был навязан договор добровольного страхования жизни, имущества и т.п., Вы вправе направить заявление (претензию) о расторжении дополнительного договора страхования и возврате уплаченной суммы на основании статьи 16 Закона о защите прав потребителей (№ 2300-1).
      В случае отказа страховой компании в удовлетворении Ваших требований, Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением с приложением копий документов в суд для защиты своих прав и интересов и возмещения морального вреда.

      С начала 2014 года в Бурятское УФАС поступают обращения на действия страховых компаний по фактам навязывания страхователям дополнительного страхования жизни при обращениях за заключением договоров ОСАГО.
      Закон о защите конкуренции (статья 10 № 135-ФЗ) запрещает злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

      УФАС провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Бурятия. В результате установлено, что ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Бурятия.

      Действия ООО «Росгосстрах» признаны нарушением Закона о защите конкуренции (пункт 3 части 1 статьи 10 № 135-ФЗ) по фактам навязывания страхователям невыгодных условий договора и не относящихся к предмету договора ОСАГО. Обществу выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением. По части 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложен и уплачен штраф в размере 300 тысяч рублей.

      Доли остальных страховых организаций, действующих на рынке ОСАГО в республике, не превышают установленные законом о защите конкуренции пороги доминирования.
  • #2. 20 октября, 10:24
    Не знаю, к вам ли вопрос. Что делать, если на ценнике указана одна цена товара, а продают по другой, которая выше? И мотивируют это тем, что в программу не внесли и все такое. В торговых сетях Улан-Удэ сталкиваюсь с этим постоянно, а когда хочу разобраться, то целый скандал получается. Проще уйти из магазина.
    • Потапова Елизавета Ивановна
      Вы правы, заданный вопрос уже не относится к компетенции антимонопольного органа: функции по федеральному государственному надзору в области защиты прав потребителей с 2004 года переданы Роспотребнадзору.
      В данном случае усматриваются признаки нарушения требований к достоверности представляемой для потребителя информации, установленных Законом о защите прав потребителей (№ 2300-1).
      Если на ценнике указана одна цена, то при расчете продавец не вправе просить оплатить за приобретаемый товар по другой цене. За это нарушение предусмотрена административная ответственность.
      Вы можете с письменным заявлением обратиться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия: специалисты проведут проверку и при подтверждении факта будет выдано предписание, согласно которому продавец возместит излишне полученную им сумму.
  • #1. 17 октября, 10:15
    Здравствуйте, я хотела бы узнать, как бороться с смс-рассылкой? Как-то раз, я звонила в один фитнес-клуб, чтобы узнать, какие у них есть занятия. Больше я туда никогда не звонила, никаких анкет не заполняла, разрешения на рассылку новостей не давала. Но мой телефон без моего разрешения занесли в список рассылки. Теперь мне постоянно присылают смс в любое время суток. Я звонила им и попросила, чтобы номер мой удали, но мою просьбу проигнорировали. Что делать в таком случае?
    • Потапова Елизавета Ивановна
      Спасибо за вопрос. Судя по всему, Ваши права нарушены.
      Согласно Закону о рекламе (часть 1 статьи 18 № 38-ФЗ) распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы.
      За нарушение данного требования предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
      Предлагаем обратиться с заявлением в Бурятское УФАС России и обращаем внимание на следующее.
      В соответствии с установленными требованиями к заявлению в антимонопольный орган Вы должны приложить имеющиеся доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе.
      К заявлению необходимо приложить следующие доказательства:
      1. копию договора с оператором связи;
      2. детализацию звонков, подтверждающую фактическое направление в Ваш адрес сообщений рекламного характера;
      3. фото смс с телефона;
      4. согласие на работу с Вашими персональными данными.