Потапова Елизавета Ивановна
руководитель Бурятского УФАС России государственный советник Российской Федерации 2 класса заслуженный экономист Республики Бурятия
То есть, заказчик указал в документации о закупке именно те характеристики товара, которые есть только у конкретного поставщика, так сказать «заточил под кого-то».
Во-первых, Законом о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки (статья 33 № 44-ФЗ). За нарушение установленных правилами требований, если это привело к ограничению количества участников закупки, частью 4.1. статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, статьей 37 Закона о контрактной системе введены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Это меры, направленные на недопустимость искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона (демпинг (от английского dumping - сброс) - продажа товаров по искусственно заниженным ценам). Такой вид регулирования является нововведением № 44-ФЗ.
Еще одна мера «воздействия на нерадивых чиновников» - это установление запрета на проведение переговоров с участником закупки (статья 46 № 44-ФЗ).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением этих двух норм может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
Согласны с Вами в той части, что зачастую участники аукциона, проводимого в электронной форме, а в основе этого вида закупки лежит принцип понижения начальной (максимальной) цены контракта в результате состязательности сторон, «роняют» цену контракта настолько, что, в дальнейшем, если это не сговор, исполнить его без ухудшения качества затруднительно. Заказчик обязан следить за качеством работ, при этом у него есть право на расторжение контракта в случае несоблюдения условий контракта.
Аналогично, при закупке способом запроса котировок.
Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны производиться только указанными двумя видами торгов, утверждается отдельными нормативными правовыми актами.
Во-вторых, в соответствии с Законом о защите конкуренции (статья 16 № 135-ФЗ) запрещаются ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения, в том числе такие, которые приводят или могут привести в том числе:
- к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Статья 14.32. КоАП РФ предусматривает разные размеры административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности.
Так, в отношении должностных лиц размер штрафа может составить от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо возможна дисквалификация на срок до трех лет за любой из перечисленных видов нарушения антимонопольного законодательства.
А, например, координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Практика применения вышеперечисленных мер антимонопольного реагирования в УФАС имеется.