По данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, на перспективу до 2025 года на рынке труда Республики Бурятия ожидается рост занятости в целом ряде отраслей, в том числе в машиностроении. Флагманы отрасли уже сегодня работают над обеспечением своих производственных задач высококвалифицированными кадрами. Среди таких предприятий — Улан-Удэнский авиационный завод.
"Работать с авиатехникой очень интересно"
Денису Дементьеву 24 года и он работает инженером-технологом цеха окончательной сборки Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ). Денис родился и вырос в Бурятии, но получать высшее образование поехал в Томск. Там, в политехническом институте он обучался по специальности "Приборостроение", закончив магистратуру в 2018 году.
Денис Дементьев. Фото: личный архив Деменьтева Дениса
— Первоначально я планировал уехать на Север, — рассказал Денис. — Но жизнь сложилась так, что я решил вернуться на малую родину. Здесь я женился. Месяц назад у меня родился сын.
Хотя Денис и проходил производственную практику на У-УАЗе, по возвращении в республику он полгода проработал на другом предприятии в Гусиноозерске. Когда он решил перебраться в Улан-Удэ, сомнений уже не было — нужно идти работать на авиазавод.
— С марта 2019 года я работаю здесь в должности технолога по монтажу электрооборудования на готовом изделии (вертолете). Когда для машины приходит новое оборудование (например, радиостанция), мне нужно на компьютере воссоздать весь технический процесс — определить, как прибор будет крепиться, к чему присоединяться. Затем непосредственным процессом установки занимаются уже рабочие.
Артем Шаталов. Фото: пресс-служба Улан-Удэнского авиационного завода
Предприятие постоянно изыскивает для своих работников возможности получать дополнительные профессиональные навыки. Так, менее года назад Денис ездил в Москву стажироваться на дефектоскописта и получил, как говорят на заводе, "право подписи" на протоколах о соблюдении параметров качества.
— Работа в авиации, наверное, мечта каждого второго мальчика, — говорит Денис. — Работать с авиатехникой очень интересно. Здесь уже детально понимаешь, как устроены летающие машины.
Денис говорит о своём заводе, как об одном из лидеров вертолетостроения в стране. "В России немного таких престижных предприятий, — говорит он. — даже если брать по уровню заработной платы, то У-УАЗ — один из первых".
"Место работы я выбрал, еще обучаясь в институте"
24-летний Артем Шаталов работает инженером-технологом заготовительно-штамповочного цеха У-УАЗ. Он получил высшее образование по специальности "машиностроение, технология и оборудование сварочного производства" в Политехническом институте Сибирского федерального университета (СФУ) в Красноярске в 2017 году.
Еще в процессе получения образования Артем уже знал, где будет работать — после 3-го курса он в течение двух месяцев проходил производственную практику в Бурятии, на У-УАЗе. После этого он заключил с предприятием контракт о том, что по окончании вуза отработает на предприятии три года. По окончании контракта молодой специалист решил остаться на авиазаводе. Предприятие помогло Артему с первоначальным взносом на ипотеку за счет заводской жилищной программы, и он приобрел однокомнатную квартиру. Как молодой иногородний специалист Артём Шаталов первые два года получал надбавку.
В 2017 году Артем приехал работать на авиазавод и был зачислен в штат инженером-технологом без категории. Тут же, в Улан-Удэ, он закончил магистратуру, прошел аттестацию и, перепрыгнув через ступень получил сразу вторую категорию, отработав по факту два года.
Артем Шаталов. Фото: ИА PrimaMedia
— Я работаю в технологическом бюро в слесарно-сварочном производстве, — рассказывает Артем. — Прописываю на компьютере технологические на компьютере процессы, ориентируясь на автоматические способы сварки с использованием оборудования с числовым программным управлением, где сварщик исполняет роль оператора — просто нажимает на кнопку и следит за тем, как идёт сварка.
По словам молодого инженера, по истечении года он решил, что работа на авиазаводе его устраивает и дает ему определенные перспективы.
— Я отработал почти четыре года и доволен своей работой, — делится Артем.
"Качество привлекаемых специалистов играет для нас решающую роль"
О формах привлечения новых работников на завод рассказывает начальник отдела кадров АО "У-УАЗ" Анатолий Баракин.
— Мы начинаем подыскивать себе кадры ещё в студенческой среде. Именно так к нам на завод попали Денис Дементьев и Артем Шаталов. Производственную практику они проходили на заводе еще во время обучения. Затем им было предложено заключить целевой договор с предприятием. Отмечу наше взаимодействие с институтами развития Дальнего Востока после вхождения Республики Бурятия в состав Дальневосточного федерального округа: по многим вопросам кадрового обеспечения мы сотрудничаем сегодня с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике. С помощью АРЧК мы получили возможность предлагать работу на заводе перспективным студентам ведущих дальневосточных вузов, организовывать для них места для производственных практик, а при необходимости выходить за рамки регионального подбора и привлекать высококлассных специалистов в области авиастроения со всей России.
Авиазавод. Фото: ИА PrimaMedia
Анатолий Баракин рассказывает, что предприятие предлагает для выпускников вузов по непрофильным техническим специальностям переподготовку в течение полугода с получением стипендии. Рабочую профессию, пригодную для авиастроения, можно получить в Авиационном техникуме при авиазаводе. Молодым специалистам, уже занятым на производстве, дается возможность повысить свою квалификацию на У-УАЗе и передовых авиапредприятиях России, отраслевых институтах. По программе повышения мобильности трудовых ресурсов завод выплачивает новым специалистам подъемные в качестве компенсации расходов на переезд, аренду или покупку жилья в Улан-Удэ.
— Качество привлекаемых специалистов играет для нас решающую роль, — говорит Анатолий Баракин. — С 2021 года мы планируем пополнить линейку авиазавода новыми продуктами и обновить модельный ряд в существующих и совершенно новых сегментах авиастроения. Для решения производственных задач нам нужны профессионалы. И то внимание, которое завод уделяет подготовке кадрового резерва, взаимодействуя в этом направлении с образовательными учреждениями региона и институтами развития Дальнего Востока, обеспечивает выполнение этих задач.
Артем Шаталов. Фото: ИА PrimaMedia