Рабочий поселок Ванино известен большинству жителей Хабаровского края как портовая столица. Превратить Ванино еще и в столицу дальневосточного страусоводства решили супруги-фермеры Сергей и Ирина Кадыковы. Для этого они взяли дальневосточный гектар и приступили к созданию с нуля крупнейшей на Дальнем Востоке страусиной фермы. Как черные африканские страусы переносят суровые ванинские зимы и с чем приходится сталкиваться начинающим заводчикам, владельцы дальневосточного гектара рассказали специально для проекта "На дальневосточной земле", который реализуется совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.
— Вы давно начали заниматься разведением страусов?
— В ноябре прошлого года нам привезли первых птенцов, им тогда было две недели от роду, и с этого все пошло. Мы сделали для них теплые полы в домике, поставили обогреватели для маленьких страусят. Прошло время, они выросли, и мы с супругой Ирой начали строить сарай, а через два месяца перевели их туда.
— А почему именно страусы?
— Временами, когда мы с женой смотрели телевизор, нам попадались сюжеты, в которых жители Якутии, Тюмени и других регионов держат страусов. Вот и нам захотелось устроить здесь что-то подобное. Поначалу, конечно, не всерьез, но, с другой стороны, мы подумали, а почему бы и нет? В нашем крае на удивление пригодные для этого условия.
— Но для содержания и разведения страусов нужны знания...
– Звонили другим фермерам, в интернете искали информацию. Три года мы все тщательно обдумывали. В итоге пришли к выводу, что страусов содержать намного выгоднее, чем ту же свинью или корову, потому что им нужно в разы меньше корма. Собственно, после подсчетов мы окончательно настроились на покупку страусов.
— Сколько сейчас у вас страусов?
— Пока у нас три страуса — две девочки и мальчик. Они еще подростки, им по 9 месяцев. В сентябре ожидаем новую, уже взрослую семью, чтобы на следующий год они начали нести яйца. К этому времени купим инкубатор и будем выводить своих птенцов. Еще думаем о том, чтобы купить дополнительно 10 птенцов.
– Во сколько обходится содержание таких больших птиц?
— Корм — это основная статья расходов. В сутки им нужно до четырёх килограммов смеси. Плюс затраты на строительство загона. Однако, как я уже сказал, это все равно не так дорого, как содержать скот. Так что можно сказать, что относительно дешево.
– Как они переносят зиму?
— Очень легко. В марте, когда еще снег лежал, мы их выпускали на улицу, они в нем купались, даже снежинки клювом ловили. Единственное, нужно регулярно менять им подстилки, а в остальном никаких отличий от летнего сезона.
– Для чего вы их разводите?
— В первую очередь для мяса и яиц, естественно. Но пока речь идёт об увеличении поголовья. Наша главная цель — это дать всем желающим возможность питаться натуральной чистой продукцией без гормонов роста и прочих сомнительных добавок. Мясо страуса диетическое, в нем минимум холестерина. К тому же мы решили начать проводить экскурсии, так сказать, для дополнительного заработка. К нам из Хабаровска приезжают люди, недавно семья из Комсомольска приехала специально, чтобы поглядеть на наших страусов.
— Как планируете реализовывать продукцию?
— Когда они подрастут, то будут весить около 150 килограммов, из которых 70 — чистое мясо. Также можно делать котлетное мясо и суповые наборы. Скорее всего, сделаем упор на частные заказы, чтобы не возникало ситуаций, когда птица уже забита, а покупателей нет. Пусть ходит себе, гуляет.
– Уже наметились покупатели?
— Скажу больше, у нас они были. Страусы — птицы драчливые, с крутым нравом. Так получилось, что из шести страусов у нас остались только эти трое — подрались между собой, так что пришлось сделать вынужденный забой. Тем, кто купил у нас мясо тех птиц, очень понравилось, просили еще.
— Дальневосточный гектар целенаправленно брали под ферму?
— Да. Но пока мы занимаемся его облагораживанием — выпиливаем деревья и настраиваем инфраструктуру, всё своими силами. Остатки деревьев мы оставляем для будущих пиломатериалов, чтобы сэкономить на их покупке, когда начнем строительство. Думаю, что полностью инфраструктура будет налажена через четыре года. Главное — это проложить дорогу и провести электричество, иначе без него не будет работать необходимое оборудование.
– Как выбирали землю?
— Того дальневосточного гектара, что мы изначально хотели, к сожалению, не было. Нам с супругой пришлось взять по половине. В итоге у нас получилось два участка с границей. Если все пойдет по намеченному плану, то скоро этого гектара нам будет уже мало. Так что в будущем можем взять еще один, но пока загадывать ничего не будем.
– Вы пробовали подавать заявки на гранты для начинающих фермеров?
— Пока нет. Для этого нужно соответствовать некоторым критериям, например, иметь специальное образование. Как раз сейчас мы нарабатываем эти "баллы", и надеемся, что к следующему году все-таки подадим заявку. К этому времени уже будет пополнение, и картина будущего хозяйства будет более ясной, а бизнес-план — конкретнее.
– Где вы берете средства на их содержание?
— Вложили некоторые свои накопления. Как только завели птиц, поняли, что времени не хватает, поэтому пришлось сменить работу, такую, где график поудобнее. Так что можно больше внимания уделять хозяйству.
— Как планируете использовать дальневосточный гектар после облагораживания?
– На нашем придомовом участке мы организовали некое подобие яслей для птиц. Пусть здесь они окрепнут, адаптируются к климату, а непосредственно на "гектаре" займемся масштабным разведением, а также наладим производство мяса и яиц.
— Вы будете сами заниматься фермой или найдете помощников?
— Вдвоем с женой мы вряд ли осилим большое хозяйство, но наши дети уже взрослые. Из Владивостока сын приедет, будет нам помогать, из Комсомольска тоже ждем наших детей. По мере расширения будем привлекать и людей со стороны. Главное, чтобы это были люди знакомые с птицеводством, первому встречному своих страусов мы не доверим.
– Как вы считаете, какое будущее ждет вашу ферму?
— Наше хозяйство, конечно, уникальное, но мы не собираемся быть в этом деле монополистами. Перед нами стоит другая, более амбициозная задача — популяризация страусоводства на Дальнем Востоке. Мы будем рады, если наш Ванинский район будет славиться страусами. Может когда-нибудь Ванино станет обязательной точкой в дальневосточном, а то и российском экотуризме. К нам в порт часто заходят корабли из Японии, Китая и других стран. Вот гостям страны и будет куда сходить. Из Советской Гавани недавно приезжали молодые ребята, интересовались процессом, и нас это не может не радовать. Всем желающим взять дальневосточный гектар, мы хотим пожелать сил. Главное — это желание и стремление к работе, чтобы осваивать большие земли, ведь страусам нужно много места для беготни, так уж они устроены.