В последние дни наблюдается очередной подъем заболеваемости COVID-19, в некоторых регионах вводят новые ограничения. Родители беспокоятся о возможном росте заболеваемости среди детей. Правда ли, что дети стали болеть чаще и тяжелее, чем раньше? С чем это связано? Об этом рассказал Андрей Поздняков, врач-инфекционист, главный врач "Инвитро-Сибирь".
Действительно, дети стали болеть чаще, причем намного. Однако большинство из них болеют в легкой форме, тяжелых форм в процентном соотношении немного. Абсолютные цифры общей заболеваемости растут, поэтому число случаев тяжелого течения также выросло. Увеличился и объем тестируемых, соответственно, выявляемость тоже.
Основная причина более частого инфицирования детей в основном может быть связана с превалированием в России дельта-штамма. Его кардинальная особенность — несравненно бОльшая способность к размножению при попадании в организм по сравнению с изначальным, "уханьским" штаммом. Это может делать вирус более заразным — зараженный дельта-штаммом может выделять во внешнюю среду гораздо большее количество вируса, чем зараженный более ранними штаммами. Также это позволяет вирусу уходить от атаки иммунной системы уже встречавшихся с вирусом пациентов. В организм попадает много вируса и быстро становится еще больше, поэтому иммунитет просто не успевает нейтрализовать его полностью. По этой причине дети стали более уязвимыми. Несмотря на особенности детской иммунной системы и на то, что количество рецепторов на клетках, необходимых для внедрения вируса у детей меньше, чем у взрослых — дельта-штамм SARS-CoV-2 все равно может прорывать защиту и вызывает клинические проявления. К счастью, в массе они легче, чем у взрослых.
Есть ли у детей специфические симптомы COVID-19? Есть ли особенности лечения?
К сожалению, специфических, присущих только COVID-19 симптомов у детей, нет. Даже у взрослых с превалированием дельта-штамма симптоматика все больше смещается в сторону неспецифичной, стандартной для всех ОРИ (насморк, кашель, лихорадка). Аносмия встречается все реже.
Особенностей лечения также нет. Только часть препаратов, активно используемых у взрослых, не применяется у детей. Например, не применяются противовирусные препараты фавипиравир и ремдесивир. Антикоагулянты применяются только в тяжелых случаях, у детей старшего возраста и с фоновой патологией.
Что можно посоветовать для профилактики коронавируса среди детей и подростков?
Стараться меньше контактировать с больными ОРИ людьми. Понятно, что это очень легко сказать, но практически невозможно сделать. Тем не менее, сознательными в данном контексте должны быть взрослые. При наличии у ребенка даже легко выраженных респираторных явлений его нужно оставить дома, а не отправлять, махнув рукой на всех, в организованный детский коллектив, подразумевающий наличие тесных и длительных контактов. Соблюдение одного этого правила может позволить снизить заболеваемость любыми ОРИ, а не только COVID-19 в школах и детсадах. Все остальное, к сожалению, в силу разных реалий может стать достаточно утопично: медицинские "фильтры" на входе в учреждение, правильно проводимая термометрия и т.д.
Нужно ли детям соблюдать масочный режим?
Нужно, именно в общественных местах с преобладанием взрослых. В детских коллективах нет. Почему так? Вероятность того, что инфицированный COVID-19 взрослый заразит ребенка в несколько раз превышает обратную ситуацию (больной ребенок заражает здорового). У детей в массе выделение вируса ниже, чем у взрослых. Понятно, что риски заразиться от ребенка все равно есть. Но в общественных местах преобладают взрослые, поэтому маску на ребенка лучше надеть, для его же защиты.
Насколько эффективным методом профилактики COVID-19 будет переход на удаленное и домашнее обучение в детских садах и школах?
Если на время снизить темпы распространения заболевания, предупредить загрузку стационаров и амбулаторной сети, то да, временный "детский локдаун" может быть эффективным. После его окончания все вернется на круги своя. Все больше и больше данных о том, что COVID-19, особенно с дельта-штаммом — прорывная инфекция, то есть "прорвется в любую щель" и рано или поздно может охватить всех, кто с ним не соприкасался. И соприкасавшихся можно повторно инфицировать тоже. По этой причине любые варианты локдаунов на глобальном уровне и длительные по времени, на мой взгляд, могут быть бессмысленны.
Есть версия, что дети, контактируя между собой в детском саду или школе, часто становятся бессимптомными носителями коронавируса и потом заражают окружающих. Одни говорят, что из-за низкой вирусной нагрузки, окружающие переносят COVID-19 бессимптомно, и это всё идет во благо коллективному иммунитету, а другие — что так может заболеть вся семья и особенно рискуют члены семьи старшего возраста. Кто прав?
Вирусная нагрузка у детей действительно может быть меньше, чем у взрослых. Соответственно, риски заражения снижаются. В сочетании с меньшей восприимчивостью детей к SARS-CoV-2 (меньшее количество специфических, необходимых для внедрения вируса АСЕ-рецепторов на клетках) — действительно существует бОльшая вероятность того, что даже если ребенок инфицируется, то он перенесет инфекционный процесс либо в доклинической, либо в клинически легкой форме. Для коллективного сосуществования с вирусом — это безусловно хорошо. Такой способ приобретения иммунологической памяти о SARS-CoV-2 — самый благоприятный для конкретного индивида. Однако "меньше заразен" не равно "не заразен". Вероятность все равно существует. Поэтому риски для контактирующих взрослых есть. Меньше, чем заразиться от других инфицированных взрослых, но есть.
Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Фото: ИА PrimaMedia