Налоговые преференции и обеспечение инфраструктурой застройщиков в рамках проекта "Дальневосточный квартал" — это привлекательный и беспрецедентный механизм для девелоперов. Ключевой вопрос, который сейчас встает ребром — это равный доступ застройщиков ко всем возможностям, сообщает ИА PrimaMedia.
— В первых проектах документов устанавливались довольно существенные ограничения по опыту работы, которые отсекали значительный процент местных застройщиков от возможности участия в этих программах, — заявил Денис Грозь, координатор Общероссийской общественной организации "Деловая Россия по ДФО", совладелец группы компаний "ДА! Девелопмент" (Хабаровский край) в ходе онлайн-сессии в рамках Восточного экономического форума "Механизмы стимулирования строительства на Дальнем Востоке".
Еще один спорный момент проекта "Дальневосточный квартал" — обязательства девелопера. Предполагается, что основные обязательства коснутся снижения стоимости квадратного метра.
Есть несколько рисков. Во-первых, объем жилья по сниженной цене вызовет смещение спроса на эти объекты и просадку на остальные объекты. Во-вторых, купленная по сниженной цене недвижимость начнет перепродаваться по рыночной цене. И если ситуация будет продолжаться долго, игроки, которые не работают на этих условиях (в рамках проекта "Дальневосточный квартал" — прим. ред.) будут вымыты с рынка, и просадка спроса приведет к дефолту", — подчеркнул Грозь.
Виталий Алтабаев, директор департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития отметил, что у проекта абсолютно рыночные условия для всех застройщиков и нет никаких приоритетов компаниям из Санкт-Петербурга или Москвы. Однако, спекуляции — это действительно важный момент, поэтому в настоящий момент прорабатывается механизм ограничений в договорах купли-продажи. Это продажа через единый портал не более одной квартиры в одни руки и обременение, которое не позволит продать квартиру в течение пяти лет.
Однако местные застройщики видят иной выход из ситуации — реализовать проект "Дальневосточный квартал" по аналогии аукционов за долю. То есть, девелопер передает на государственные нужды в рамках проекта часть квартир субъектам и муниципалитетам. Те по своему усмотрению продают их на открытом рынке или отдают в рамках социальных программ. Оставшуюся часть девелопер реализует по рыночным ценам.
Квартиры, построенные в "Дальневосточных кварталах", нельзя будет продавать в течение пяти лет
Данную идею поддерживает Ольга Сун-Жаю, генеральный директор АО "Корпорация развития Приморского края". Потому что в Приморье есть неудачные примеры проектов по аналогии голландских аукционов (аукцион, в ходе которого вначале объявляется самая высокая цена, а затем ставки снижаются — прим.ред.). Они просто не реализуются. Например, застройщики района "Снеговая Падь" должны были выдать квадратный метр за 35 тысяч рублей, но желающих не нашлось и в итоге — Приморский край достраивает этот объект. По ее словам, нужно взять лучшие практики регионов в вопросах мер поддержки застройщиков и попробовать их реализовать, сохранив при этом право девелоперов самостоятельно назначать цену.
Алексей Алмазов, вице-президент по региональному девелопменту ГК ПИК отметил, что меры господдержки — это не благо для девелоперов, а необходимый механизм стимуляции строительства в ряде регионах.
Мы говорим о комплексном развитии территории — проект пятилетний, десятилетний. Риски, которые берет на себя девелопер при вхождении в проект, очень большие. Поэтому нагружать его дополнительными обязательствами в начале проекта не нужно. Если государство хочет, оно может регулировать цену, но на самом деле это неправильно, цену должен регулировать рынок. Ввод большого количества жилья само будет выравнивать цену в сторону уменьшения", — подчеркнул Алмазов.
"Госрегулирование в рынке необходимо, но для ускорения развития никто не собирается устанавливать определенную цену. Каждый "Дальневосточный квартал" в отдельном регионе — это индивидуальный проект, который не будет разрабатываться в стенах Минвостока. В этом процессе будут участвовать и рынок, и субъекты", — резюмировал Виталий Алтабаев из Минвостокразвития.