Худеем во сне: этот салат из тыквы насытит и уберет лишний вес - готовится легко
20 ноября, 12:00
Алексей Цыденов подписал соглашение об открытии филиала РАНХиГС в Бурятии
00:30
Райцентр Бурятии мучается без туалета
21 ноября, 20:35
Даже профан осилит 8/8 вопросов по географии за раз-два, вы же не хуже? — ТЕСТ
21 ноября, 20:00
Первый дом в рамках реновации начнут строить в центре Улан-Удэ
21 ноября, 17:10
АО "Хиагда" получило новую технику для дорожных и горных работ
21 ноября, 17:10
Тропа здоровья на Верхней Березовке в Улан-Удэ станет самой длинной в ДФО
21 ноября, 16:52
Оттепель будет недолгой: морозы до -30 уже скоро будут в Бурятии
21 ноября, 16:07
Медики Улан-Удэ встретили бойцов СВО в новом терминале аэропорта "Байкал"
21 ноября, 15:57
Стало известно, когда ралли "Шелковый путь" будет в Улан-Удэ в 2025 году 
21 ноября, 14:42
Житель Бурятии зарезал пенсионерку и получил 11 лет колонии особого режима
21 ноября, 14:25
Врачи спасли в Улан-Удэ подростка с золотистым стафилококком
21 ноября, 13:36
ТГК-14 поплатились за халатность при ремонте теплосетей в Улан-Удэ
21 ноября, 13:30
В пригороде Улан-Удэ минивэн влетел в микроавтобус
21 ноября, 12:15
В Бурятии продавца заставили снизить цену на уголь
21 ноября, 12:00
Как правильно квасить капусту в стеклянной банке? От такой "полезнятины" потом не оторвешь
21 ноября, 12:00
Алексей Цыденов подписал соглашение об открытии филиала РАНХиГС в Бурятии 00:30
МТС оцифровала новый терминал аэропорта "Байкал" в Улан-Удэ 20 ноября, 15:05
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 07:20
На фоне громких увольнений глава Минсельхоза Бурятии ушел в длительный отпуск 18 ноября, 20:59
Глава Бурятии снял Булата Цыренжапова с поста первого замминистра минсельхоза 18 ноября, 17:30
Улан-удэнец в тюрьме заработал на новый срок за телефонное мошенничество 18 ноября, 15:45
Улан-удэнец инсценировал самоубийство сожительницы 16 ноября, 21:14
Доходы бюджета Иркутска на 2025 год превысят 34 млрд рублей 15 ноября, 15:20
Специализированный спортзал для получивших ранение бойцов СВО может появиться в ЕАО 14 ноября, 07:40
Старый новый мэр: в Улан-Удэ выбрали градоначальника 13 ноября, 16:30
Иван Федюк: В Якутии создана благоприятная почва для цифровой трансформации 13 ноября, 16:00
В Бурятии обезглавлен Прибайкальский район 12 ноября, 18:15
В Улан-Удэ определились с тройкой кандидатов на пост мэра 7 ноября, 14:38
День Д: в Улан-Удэ отсеят кандидатов в мэры 7 ноября, 09:03
Депутат думы Иркутска Оксана Жучкова: Открытый диалог всегда полезен 31 октября, 17:10

"Махину русского языка и литературы на Дальнем Востоке должны тащить не только подвижники"

Участники очередного круглого стола Премии им. Арсеньева призвали власти активнее поддерживать литературные процессы в ДФО
7 июля 2022, 15:10 Общество
Библиотека ИА PrimaMedia
Библиотека
Фото: ИА PrimaMedia

Сложная ситуация с литературной периодикой на Дальнем Востоке требует активного подключения государства — как в лице федеральных структур, так и властей конкретных регионов ДФО. Об этом говорили в среду, 6 июля, участники онлайн-конференции "Судьба литературных журналов на Дальнем Востоке" (12+), инициатором которой выступили организаторы Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), новый сезон которой, напомним, стартовал 1 февраля 2022 года. Ключевые высказывания участников конференции — в материале ИА PrimaMedia.

В дискуссии приняли участие куратор Премии им. Арсеньева Вячеслав Коновалов, директор издательства "Рубеж" и главный редактор одноименного альманаха Александр Колесов, арт-директор литературно-познавательного журнала "Слово" (Сахалинская область) Лидия Киселькова, главный редактор журнала "Байкал" (Республика Бурятия) Булат Аюшеев, начальник организационно-аналитического отдела министерства культуры и архивного дела Приморского края Олеся Борисова. Модератором конференции традиционно выступил журналист, историк литературы, кандидат филологических наук Антон Ефимов.

Предваряя дискуссию, модератор Антон Ефимов рассказал участникам и зрителям о ряде нововведений, которые уже в сентябре ждут гостей Дальневосточного фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (6+). По словам Ефимова, в этом году будет заметно расширен состав участников, в программе фестиваля будут представлены новые сегменты литературного процесса. Также фестиваль расширит свои локации во Владивостоке, появятся новые площадки для активностей. Кроме того,  теперь ежегодно у "Литературы Тихоокеанской России" будет новый почетный президент (с момента основания фестиваля этот пост, напомним, занимал Вячеслав Коновалов). 

Старт дискуссии о судьбе дальневосточных литературных журналов дал главный редактор альманаха "Рубеж" Александр Колесов. По его мнению, "толстые" журналы и альманахи — это и голос литературы того или иного региона ДВ, и своеобразный тестер состояния литературного процесса в каждом из них.

 — Когда-то в каждом регионе Дальнего Востока было как минимум по одному литературно-художественному периодическому изданию, а то и по несколько, а сегодня их почти на осталось. Это все печально. С этим нужно что-то делать. Потому что для такого региона, как огромное пространство Дальнего Востока, это особенно важно. Поскольку у нас коммуникация — и литературная коммуникация в том числе — поддерживалась раньше в советские годы и в этой жизни тоже во многом благодаря периодическим изданиям, — сказал Колесов.

Куратор Премии им. Арсеньева Вячеслав Коновалов назвал дальневосточных издателей литературных журналов настоящими "Дон Кихотами литературы" и также отметил, что нынешняя ситуация достаточно далека от позитивной.

— Смотрите, сколько у нас субъектов в Дальневосточном федеральном округе? Одиннадцать. Сколько у нас известных журналов? Вот только те, представители которых сейчас здесь находятся, за исключением, может быть, хабаровского журнала "Дальний Восток". Вот и все. Это трагично,

— подчеркнул Коновалов.  — Мне кажется, сейчас, в наступившей реальности — а я ее отсчитываю от 24 февраля этого года — можно говорить о том, что парадигма, если уж и резко не меняется, то, по крайней мере, какие-то изменения начинают появляться. И если тщательно смотреть, эти изменения имеют стратегическое развитие, — сказал Вячеслав Коновалов. —  Если говорить о конкретных предложениях, то я всегда задаю один и тот же вопрос, когда встречаюсь с людьми из больших и важных кабинетов, когда про литературу заходит разговор. Я спрашиваю у губернаторов или даже у ответственных за целые федеральные округа: "Дорогие друзья, а где закупки журналов для библиотек? Где закупки для школ, библиотек?".  Я всегда говорю одно и то же: для того, чтобы что-то было, нужно что-то сеять.  На пустом поле вырастают сорняки. Некоторые сорняки очень красивые, некоторые — очень высокие. Но для того, чтобы выросло что-то правильное, это поле нужно вспахать и засеять. А для этого нужно горючее, смазочные материалы, семена — для этого нужны вложения.

Булат Аюшеев, главный редактор журнала "Байкал", отметил, что даже при наличии господдержки региональных литературных журналов каждый год возникают определенные бюрократические проблемы.  

 — Я больше 10 лет работаю (главным редактором "Байкала" — ред.), и каждый новый год ставится вопрос о финансировании. Наш журнал финансируется из республиканского бюджета. И у меня сложилось впечатление, что такого, будто не хотят, чтобы журнал выходил — этого нет. Никем не оспаривается, что республике нужен литературный журнал. Есть у нас бурятская литература, есть у нас классики свои.

Но когда дело доходит непосредственно до финансирования, возникают проблемы бюрократического характера: по какой статье финансировать, в какой программе и так далее. И это бесконечно повторяется,

— отметил Аюшеев.

Главред журнала "Байкал" также поддержал идею Вячеслава Коновалова о необходимости системного распространения литературных журналов и альманахов по библиотекам регионов, в том числе и школьным.

Арт-директор литературно-познавательного журнала "Слово" Лидия Киселькова рассказала, что ее небольшой по тиражу (50-100 экземпляров) журнал бесплатно распространяется по библиотекам Сахалинской области, а большую помощь в расширении аудитории "Слова" оказывает электронная версия издания. Благодаря этому относительно молодому журналу (в 2022 году "Слову" исполняется 10 лет), отметила Киселькова, удается повышать качество публикаций, расширять пул авторов.

 — Мы с гордостью можем сказать, что даем своеобразную путевку в жизнь многим нашим сахалинским авторам, которые когда-то печатались в нашем журнале, но потом перешагнули его рамки. Например, Оксана Ризнич стала получила золотую медаль на "Печатном дворе" во Владивостоке в 2020 году, также она вошла в длинный список Арсеньевской Премии, — привела позитивный пример Киселькова.

Олеся Борисова, начальник организационно-аналитического отдела министерства культуры и архивного дела Приморского края рассказала, как в Приморье налажено взаимодействие литературной периодики и библиотек, а также — о возможных мерах господдержки "толстых" журналов в регионе.

 — В каждой библиотеке есть отдел по комплектованию книжных фондов наиболее востребованной литературой, на которую подают заявки читатели. Если виден отклик и потребность в каких-то журналах, книгах, газетах, то эта литература включается в список необходимой для приобретения библиотеками, — сказала Борисова. — К сожалению, в настоящий момент нашей государственной краевой программой "Развитие культуры Приморского края" поддержка литературных журналов не предусмотрена.

Думаю, если будет большая потребность в том, чтобы комплектовать такими журналами наши краевые и муниципальные библиотеки, то вопрос мы обязательно рассмотрим и учтем, можно будет проработать такую возможность.

Вячеслав Коновалов в формате реплики обратил внимание участников дискуссии на то обстоятельство, что сегодня развитие господдержки литературных журналов осложнено не совсем адекватной реалиям "подведомственностью" работников разных культурных фронтов органам исполнительной власти.  

 — Нельзя говорить о литературных журналах в отрыве от литературного процесса как такового. Давайте смотреть на самый верх. Мы видим, что почему-то у нас странным образом вся литература — и журналы — "принадлежит" Минпечати. Театры и кино — в Минкультуры. То есть писатели, издательства почему-то культуре не принадлежат. А мы вообще кто — работники культуры или просто осуществляем печать технически, и тогда издатели — это уже промышленные работники? — задался риторическими вопросами Коновалов, высказав в итоге мнение, что возвращение издателей литжурналов в лоно Минкультуры может решить огромное количество проблем в деле господдержки этого направления литературного процесса.

Александр Колесов, в свою очередь, поднял вопрос качества текстов в сравнении публикаций в традиционной печатной периодике и на тех или иных площадках в Интернете.

 — Интернет местами — просто помойка. А по большей части сетевые публикации просто проигрывают на голову  реально существующим лучшим образцам бумажных журналов и альманахам, существующим в России.  Это ("сетевая литература" — ред.) — детский сад, не имеющий никакого отношение к литературе или очень примерно имеющее отношение к ней. Тут другой вопрос — молодежь уходит в интернет, где пойди разберись — где хорошо и где плохо, — сказал Колесов.

Лидия Киселькова в продолжении темы отметила, что "уход" литературной молодежи в сеть порождает и большие сложности для традиционных изданий с поисков новых талантливых авторов.

 — Мы очень стараемся, чтобы в каждом номере у нас появлялся кто-то новый. Но новое — быстро заканчивается. Мне кажется, нужно нашу молодежь воспитывать, чтобы смена росла, чтобы молодые люди хотели публиковаться в журналах. А как раз Интернет как "большая помойка" с низким качеством текста… Туда идет молодежь, потому что там можно получить миллионную аудиторию. Сейчас молодежь заточена на отзывы, на лайки, — обозначила проблему арт-директор сахалинского журнала.  

Подводя итоги дискуссии, куратор Премии  им. Арсеньева Вячеслав Коновалов высказался по поводу необходимости создания в ДФО своего рода "экосистемы" по поиску и развитию новых талантов.

 — Авторы — не блохи, не заводятся от немытых волос. Должны быть какие-то моменты, которые мы должны организовывать как люди литературного процесса. Мы говорим и о литературных курсах, которые очень популярны в Москве и растут, как грибы после дождя. Это должно быть центром притяжения. Может быть, должно быть распоряжение каждого губернатора в ДФО о том, что на каждой территории должны быть литературные курсы. Или вот сейчас Ассоциация союза писателей и издателей, которую возглавляет Сергей Шаргунов (главный редактор журнала "Юность", депутат ГД РФ — ред.), начала делать по всей России литературные резиденции.

И у меня вопрос: а где в ДФО эти резиденции? Почему в ДФО министерству культуры Российской Федерации не сделать такую тему?

— предложил Коновалов.

По оценке куратора дальневосточной Премии, к проблемам литературного процесса на Дальнем Востоке нужно подходить на государственном — федеральном и региональном — уровне.

— Давайте все-таки, чтобы не на отдельных подвижниках на Дальнем Востоке тащилась эта огромная и сложная махина литературы и русского языка. Давайте говорить о том, чтобы к этому подключилось каким-то образом государство, — подытожил дискуссию Вячеслав Коновалов.

Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.

Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.

Сайт Премии — премияарсеньева.рф (12+), группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva (12+).

17492
48
5