Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 63 дня

Кафешантан, Франция, XIX век
Фото: Из открытых источников

Кафешантаны — культурный шок в дореволюционном Иркутске 

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю

На протяжении всей своей истории человечество не раз сталкивалось лицом к лицу с различными вызовами. Не всегда это были болезни и катастрофы, нередко причиной серьезных изменений в жизни людей становилась культура. Мы уже рассказывали, что в XIX веке Иркутск был местом культурного симбиоза, происходило столкновение культурных традиций: законсервировавшихся старорусских, новых веяний из Европы, а также азиатской культуры. Тогда же в XIX веке на страну обрушилась новая культурная волна, подарившая обществу новую жизнь, более яркую и насыщенную — это кафешантаны. Богатый купеческий город не остался в стороне от общемировых тенденций и с головой окунулся в веселую жизнь. ИА IrkutskMedia расскажет об этом подробнее.

История первых кафешантанов началась в Западной Европе, а именно во Франции. Так, в 1830 году неподалёку от площади Согласия появились сцены совершенно простой конструкции: деревянные планки были положены на сдвинутые столы. На сцене появлялись певицы, которые исполняли музыкальные произведения, песни под аккомпанемент небольших ансамблей. Другой не менее важный элемент будущего кафешантана — публика — сидела за столиками в тени деревьев. Посетители общались между собой, попутно пробуя Eau de vie (горячительный французский фруктовый напиток).

Именно с таких крохотных кафе начиналась история появления первых кафешантанов. Впоследствии кафешантаны стали известны публике под другим, примечательным названием — "поющие кафе", что наглядно отображало их суть. Такое название явно обладало особой, притягательной силой: публика всё наполняла и наполняла только открывшийся кафешантан, который почти не пустовал, а его владелец получал хороший и стабильный заработок.

"Расцвели" кафешантаны в так называемую "Прекрасную эпоху" — накануне Первой мировой войны: в Западной Европе в любом городе можно было найти такое увеселительное заведение. "Кафешантанная эпидемия" стремительными шагами проникла и в Российскую империю, которая культурно и идейно была связана с Западной Европой.

Уже в 60-70-е годы XIX века в Москве появляется один из лучших ресторанов "Эрмитаж". Это заведение получило неоспоримое звание места "настоящего отдыха" и "эталона шика". Можно сказать, что знаменитый французский ресторатор, владелец ресторана Оливье постарался на славу. Двери этого ресторана открывались для исключительно почётных, именитых гостей: короля Сербии Петра и другого Петра — Петра Аркадьевича Столыпина. Были и французские парламентарии, удивлявшиеся этой экзотике: 

 "Громадный стол был украшен глыбами льда, из которых были высечены фигуры медведей, державших в своих лапах бадьи с икрой. Посреди стола красовался ледяной корабль с холодными закусками, залитыми светом зеленых электрических лампочек".

Здание ресторана "Эрмитаж", 1900-1901 годы

Здание ресторана "Эрмитаж", 1900-1901 годы. Фото: Из открытых источников

Но на "фигурках медведей и ледяном корабле" ресторан "Эрмитаж" явно не стал останавливаться, поскольку публика в лице дворян стала сменяться уже другой, возможно, более требовательной и чуткой к различного рода увеселениям — купеческой. Так, посетителям предлагались отдельные кабинеты, где можно было хорошо отдохнуть в одиночестве, а также развлечься азартными играми. 

Новые клиенты действительно не стеснялись, а здание ресторана наполнялось звуками ломающегося стекла, нередко, публика в качестве развлечения находила весьма занятным бросать бутылки из под алкоголя в зеркала.

В пылу азарта неизменно приходит и аппетит: изрядно закутивший гость буквально требовал фирменного салата, удостоившегося называться в честь того самого знаменитого французского ресторатора Оливье. Затем звучит печальная музыка, задевающая публику "за живое" и публика встаёт на ноги, двигаясь в такт грустным музыкальным ритмам. 

Внутренняя жизнь любого столичного ресторана насыщалась и его стены, можно сказать, становились свидетелями грандиозных и настоящих жизненных трагедий. Например, в 1913 году прогремело знаменитое "Дело Прасолова". Тогда молодой купец застрелил в ресторане "Яр" собственную жену за … слишком свободный образ жизни. 

Можно предположить, что подобные эксцессы добавляли ярких красок в тихую, монотонную повседневность жителей города. Именно за счёт скандалов, "жизненных драм" все участники происходящего оставались в выигрыше: публика получала увеселение, а ресторан, в свою очередь, достойную рекламу, в которой рекомендовался горожанам как место для проведения досуга. 

"Кафешантанная эпидемия" не знала границ. Вспыхнувшая в самом сердце Западной Европы, она практически мгновенно перекинулась на Европейскую часть России. Культурные столицы Российской империи — Москва и Петербург — практически сдались без боя перед новыми увеселительными заведениями. Но этим дело не ограничилось, кафешантаны активно осваивали просторы гигантской империи, проникая даже в далёкие провинциальные уголки.

Очень был точен в своих рассуждениях и наблюдениях один из обозревателей столичного журнала "Театральный курьер":

 "С каждым годом кафешантан всё шире и шире раскатывается по России. Чуждый нам по духу и характеру, этот род увеселений пришёлся по вкусу не одним столичным жителям".

В конце XIX — начале XX действительно протекал важный процесс возникновения кафешантанов, как новых форм развлекательной культуры в провинциях Российской империи. Одним из таких мест стал Иркутск. Заметим, что мощный дополнительный импульс для открытия предприятий, соединяющих в себе оперетту с шантаном, был связан с отменой монополии императорских театров в 1882 году. 

Кафешантан полностью разрывал своеобразные "культурные оковы", которые его ещё немного сдерживали. Как и в Европейской части России, в Иркутске подобные увеселительные учреждения возникали прежде всего на базе ресторанов и уже затем приобретали солидный статус кафешантана. В таком увеселительном заведении появлялись важные элементы: эстрада, на которой выступали артисты, исполнители песен, трогательных романсов. Но на эстраде не только звучала красивая музыка, слова, но и даже демонстрировались элементы акробатики. Сцену нужно было заполнить всевозможными увеселениями, чтобы не пустовала не только сцена, но и сам ресторан.

Если обратиться к конкретным заведениям, существовавшим в Иркутске, то можно вспомнить, что при гостинице "Метрополь" (на углу Луговой и Большаковского переулка — ныне улица Марата) в 1899 году открылся одноимённый ресторан. Первоначально владельцем ресторана был Николай Иванович Волков. Гостиница и ресторан действительно пользовались большой популярностью и приобрели славу места, где проходят важные для всего города события и мероприятия. 

В ноябре 1901 года знаменитые учёные, профессора Сибири (в частности В.В. Сапожников из Томска) отпраздновали именно в "Метрополе" 50-летний юбилей существования Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. Здесь же вечером 16 ноября редакция газеты "Восточное обозрение" чествовала обедом приехавших на юбилей ВСОИРГО гостей. На нем присутствовало более 100 человек, в том числе члены комитета по организации юбилейных мероприятий, председатель отдела Н.Е. Маковецкий, прежние редакторы и сотрудники газеты "Восточное обозрение", исследователь Сибири и общественный деятель Г.Н. Потанин, писатель М.В. Загоскин.

Метрополь, внешний вид

Метрополь, внешний вид. Фото: Из открытых источников

Так, именно в "Метрополе" 7 июля 1903 года, был дан прощальный ужин для московской труппы А.А. Яблочкиной по случаю окончания гастролей в Иркутске, на котором присутствовало 50 человек. Среди артистов находились А.А. Яблочкина и Е.Д. Турчанинова, которые выступили от лица всех артистов и благодарили иркутян за теплый прием.

"Первоклассная гостиница "Метрополь", 26 заново отделанных номеров для проезжающих от 1 до 5 рублей в сутки, телефон, газеты, журналы иностранные и русские, электрическое освещение в ресторане и во всех номерах, при ресторане бильярд, отдельные кабинеты, недорогие кухни, поручения опытному повару, на вокзал имеются комиссионеры, прошу извозчикам на вокзале не верить".

В "Метрополе" останавливались известные люди: одним из таких именитых постояльцев был никто иной, как Александр Васильевич Колчак. Именно он 3 февраля 1904 года прибыл сюда вместе со своим отцом Василием Ивановичем, а после он обвенчался в Харлампиевской церкви с Софьей Омировой.

Активно рекламировал свой кафешантан "Марсель" (располагался на Троицкой улице — ныне 5-й Армии), его владелец Д. Ахмадов. Кафешантан открылся в 1904 году и в нём устраивались грандиозные концерты–варьете. Дирекция кафешантана призывала публику посмотреть на выступления интернациональной труппы под управлением Степановой—Шапиро, пользующиеся повсюду колоссальным успехом. В ресторане выступали франко-итало-русские трансформаторы Алешины, цыганские песни исполняла певица Надюша, а также разыгрывалась крайне популярная в кафешантанах пьеса — музыкальная мозаика "На дне". 

В 1905 году для посетителей открыл двери своего ресторана "Дэко", предприниматель А. Исаев. Ресторан располагался на углу Большой улицы и третьей Солдатской (пересечение улиц Карла Маркса и Грязнова) в здании одноименной гостиницы. В газете "Сибирь" регулярно размещалась информация о проведении увеселительных программ: обновление программ являлось неотъемлемой частью общей стратегии дирекции любого кафешантана. В противном случае, публика могла "заскучать", что могло грозить серьёзными проблемами для ресторана. 

Чрезвычайно популярными были дебюты "самых маленьких людей в мире" — карликов Гральман и знаменитого артиста Гопсона. Развлекал публику и её любимец, еврейский юморист господин Броун, венгерская танцовщица мадмуазель Балюк, оперный солист господин Чайко. Большой успех у публики, как отмечала реклама, имел еврейский квартет братьев Вайнтринкер, а также труппа М. И. Кобрина, в составе которой выступала известная акробатическая танцовщица-балерина Белла–Фиорм, звукоподражатель господин Иванов, лирическая певица Алиса Савель, балалаечный оркестр под управлением Дажина, аккомпаниатор–пианист Данилов.

Публике пришлось по вкусу и большое музыкальное выступление "Бал-Маскарад" (по желанию публики она была повторена полностью уже на другой день). Успешным был и дебют русской "Дизес" мадмуазель Любичь. Кроме того, публика могла посмотреть кинокартины при помощи  "уникального" аппарата — операмегафона. 

В 1907 году открылся кафешантан "Тиволи" (владелец Е. Г. Коршунов), который располагался возле Интендантского городского сада (от набережной реки Ушаковки до улицы Франк-Каменецкого). В этом заведении выступала труппа Е. П. Дальской с номером "Испанцы в лаптях", а затем прима-балерина, госпожа Сонина исполняла танцы "Серпантин" с электрическими световыми эффектами.

При одноимённой гостинице на углу Большой и 6-й Солдатской (ныне Карла Маркса и Литвинова) в 1907 году открылся кафешантан Гранд–Отель (владелец К. К. Пофитос). В нём играл сначала румынский оркестр (под управлением вирутоза-скрипача И. Г. Дмитриева), а затем прибывший из Москвы великорусский оркестр под управлением К. П. Мавриди, также проходили дуэты известных мандолинистов-солистов В. Дружинина и П. Оленина и дуэт губной гармошки с аккомпанементом гитары И. Чубарова и Ф. Васильева, а с помощью специального аппарата биоскопа демонстрировались фильмы. В 1908 году при ресторане появился сад "Фантазия", где играл струнный оркестр и проходили дивертисменты (ряд концертных номеров, составляющих увеселительную программу).

Как видно, кафешантан в Иркутске пустил прочные и мощные культурные корни, получив общественное признание. В этом смысле иркутский кафешантан во многом действительно был похож, например, на московский. Но иркутские предприниматели добавили, выражаясь современным языком, особого местного креатива, приглашая ярких артистов, гастролёров, пготовивших для публики необычные даже по меркам современного времени представления.