Две массовые драки в школах Улан-Удэ всколыхнули общественность, органы опеки, полицию и конечно родителей. Можно отнести жестокость детей на не криминальную обстановку в микрорайоне, однако ни одна прекрасная школа не всегда гарантирует ребенку безопасность. Важно понимать: сколько бы ни стоило обучение, какие бы прекрасные учителя ни руководили коллективом, какая бы инновационная школа ни была — дети все равно будут конфликтовать. О том, как довериться ребенку, как отличить конфликт от травли,, UlanMedia (УланМедиа)рассказала клинический психолог, нейропсихолог Елена Хамаганова.
Психолог: Самое главное наладить доверительные отношения с ребенком. Фото: Е. Хамаганова
— Елена Николаевна, как понять, что вашего ребенка травят в школе?
— Одна из главных характеристик широко распространенного термина "буллинг" — это продолжительность. Травля — это не разовый конфликт, а систематическое унижение или избиение. Поэтому травлю можно отследить по изменению поведения ребенка — нежелание разговаривать, уход от разговоров о школе, неожиданные вспышки раздражения. Все, что не характерно для вашего ребенка, должно вас насторожить.
— Увидел синяк, насторожился, спросил — такая последовательность?
— Родительское поведение может иногда только усугубить ситуацию. Ребенок может закрыться от ваших неожиданных вопросов — это не должно быть ни в коем случае допросом! Это самое главное. Нужно предложить свою помощь ненавязчиво, "Я вижу у тебя синяк. Если хочешь об этом поговорить, я готова тебя выслушать, можем это обсудить" Сделайте это без осуждения, без наказания, просто выслушайте ребенка.
— Какой вопрос нужно задать ребенку, чтобы понять травят ли его?
— У каждой семьи свои ритуалы, свои традиции. Кто-то после школы обнимается, целует ребенка в щечку, у кого-то так не принято. Если мама не интересовалась делами ребенка, а тут резко начала расспрашивать, это вызовет наоборот лишь настороженность. Чтобы достичь доверия, нужен посыл, "чтобы ни случилось, я на твоей стороне". Такие беседы нужно проводить, не дожидаясь конфликтной ситуации. Прямо сегодня вечером уединитесь с ребенком и поговорите с ребенком. "Сын (или дочь), ты для меня очень ценен, я тебя очень люблю. Да, я могу быть не в настроении, сердиться на тебя, но чтобы ни случилось, знай всегда, я всегда буду на твоей стороне и буду тебе всячески помогать. Просто это знай".
— Это нужно делать каждый день?
— Сделайте этот разговор игрой или ритуалом. Вечером устройте дома открытый микрофон. Расскажите самое интересное, радостное событие за день и одно грустное. Важно, что родитель начинает с себя и искренне делится хорошим и плохим. Потом передает очередь, участвует вся семья. Это создание теплой, доверительной атмосферы, поможет быть искренним и самому ребенку. Тут не поможет какой-то супер вопрос. Нужно создать атмосферу доверительных отношений. Это самое сложное. Чтобы дети могли довериться вам, и им за это не влетело.
— Мы говорим о доверии. Но ребенок может оказаться не жертвой, а агрессором. Кто эти дети-агрессоры? Они из неблагополучных семей?
— Нет, агрессия уже везде — по телевизору, в интернете, на улице, в компьютерных играх. На каких сюжетах, какую информационную пищу потребляют наши дети? Там много секса и много агрессии. Наличие агрессии в семье — более важный фактор, определяющий, будет ли ребенок агрессором. Семья может быть благополучной, но родители могут конфликтовать. Ребенок потом выйдет в социум и будет производить эту модель поведения.
Полезные книги и фильмы
"Взгляд кролика", Кэндзиро Хайтани (6+)
"Вверх по лестнице, ведущей вниз", Бел Кауфман (12+)
"Правда или последствия", Анника Тор (12+)
Кино:
"Чучело" (12+)
"Все умрут, а я останусь" (18+)
"Хорошо быть тихоней" (18+)
В школе №38 собрались все заинтересованные комиссии. Фото: Н. Ганькина
В школе №38 собрались все заинтересованные комиссии. Фото: Н. Ганькина
Наталья Ганькина, Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Бурятия:
— Сегодня для установления всех обстоятельств драки между школьниками выехала в 38 школу.
Совместно с представителями Министерства образования и науки республики, Комитета по образованию и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города, директором Центра диагностики и консультирования, директором школы, классными руководителями детей и школьным психологом обсудили проведенную школой работу и дальнейшие шаги по профилактике насилия среди детей.
Важно не только разобрать этот инцидент, но и определить является ли подобное поведение детей по отношению к друг другу системой. К данной работе в помощь школьному психологу подключились психологи Центра диагностики и консультирования города.
С детьми и родителями будет проведена работа по правовому просвещению, всем участникам образовательного процесса необходимо еще раз напомнить о правилах поведения и видах ответственности.
На сегодня и школой, и Комитетом по образованию организованы служебные проверки. Выводы служебных проверок будут заслушаны на внеочередном заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города. Ответственность за поведение несовершеннолетних детей несут родители, поэтому заседание комиссии пройдет с участием законных представителей всех несовершеннолетних участников драки.
Обязательно приму участие в заседании комиссии. Работа со случаем продолжается.