Александр Ведяхин: Сбер предлагает странам АСЕАН вместе развивать технологии ИИ
12:55
Бурятия заняла 6-е место в России по "пьяным" преступлениям: что происходит?
12:46
Реальная ставка по депозитам стимулирует к сбережениям - Греф
12:45
Александр Ведяхин: Успешный бизнес — это высокие скорости
12:40
Глава Сбербанка назвал необходимую для оживления экономики ключевую ставку ЦБ
12:30
Альянс в сфере ИИ и ЦБ разработали этический кодекс применения ИИ на финансовом рынке
12:25
Россия с партнёрами по AI Alliance Network создаёт систему регулирования ИИ под эгидой ООН
12:20
Сбер не отмечает роста отказов в реструктуризации
12:10
Вайлберриз приходит в Бурятию: от первых переговоров до подписания соглашения
11:51
В Бурятии повторное пьяное вождение обернулось для мужчины изъятием автомобиля
11:50
Сбер создал гайд для индийских компаний
11:30
Следственный комитет возбудил дело из-за разбитой дороги в Бурятии
11:30
В Улан-Удэ построят Центр восточной медицины за 2,4 млрд рублей
11:28
Сбер прогнозирует кратный рост товарооборота между Россией и Индией
11:25
В Северобайкальске водитель сбил женщину на пешеходном переходе
11:10

Маги сцены: Как работают бутафоры в театре в Улан-Удэ

Они могут сделать острый меч из бумаги или легкую как перышко сковородку
25 марта 2023, 09:41 Общество
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами
Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Бутафор должен уметь делать практически все — работать с металлом, деревом, тканью, бумагой, пластиком. Если за границей бутафоры предпочитают силиконы и всякие мастики, то отечественные мастера до сих пор делает папье-маше, как в XIX веке. 27 марта принято поздравлять всех, кто служит театральному искусству, потому что именно в этот день весь мир отмечает международный День театра. О бутафорах Театра им. Н. Бестужева Алене Расовой и Ольге Абдрафиковой рассказывает Диляра Батудаева. 

Кто такие бутафоры?


Это люди, которые создают для спектакля реквизит — оружие, искусственную еду, различные предметы, части костюмов, жесткие декорации. Они работают на станках, с электроинструментами, рисуют, лепят. Всем этим в Театре им. Н. Бестужева занимаются две хрупкие девушки — Алена Расова и Ольга Абдрафикова.

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)

В их цехе всегда царит творческий беспорядок. Сейчас, например, готовится реквизит к предстоящей премьере "Маленького спектакля на лоне природы". Этим спектаклем сорок лет назад Театр им. Н. Бестужева открыл стране драматурга Степана Лобозерова. И вот — новая постановка, в которой сюжет существует на грани мечты и реальности. Фантазии девочки Кати по замыслу художника-постановщика Николая Левашова воплотятся на сцене в виде гуляющего среди берез слона, одуванчиков, цветов и пушистых шмелей. Взяв такого шмеля в руки, уже не хочется его выпускать.

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)

— Сама не могу наобниматься с ним, — улыбается заведующая бутафорским цехом Алена Расова. Делать куклы — ее занятие для души.
Глаза боятся, а руки делают

На самом деле, работа бутафора не всегда такая приятная, а часто — вредная, пахнущая клеем, аэрозолями. Когда работали над декорациями к спектаклю "Ханума", бутафоры не выходили из цеха, потому что мелкие хлопья пенопласта разносились по всему театру.

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)

— Когда мы увидели эскизы, мы не были уверены, что уложимся в срок — настолько все казалось сложным и многодельным, — признаются Алена и Ольга.
Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Ослика из пенопласта вырезали за полдня — вдохновились, вычесали металлическими щетками "шерсть", оклеили марлей.

— Когда начали работать, то сначала показалось, что все не так долго, но не учли, что устанем в процессе. Потому ворота в виде сувенирных бутылок делали в выходные, буквально ползком, — улыбаются девушки, вспоминая о том, как пришлось сплошь вываляться в шариках пенопласта.

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)


Прежде чем пенопласт обретет образ, художники театра переносят на него рисунки, затем передают в руки бутафоров, которые вырезают и укрепляют будущие декорации. Обретший форму и оклеенный марлей пенопласт возвращают в художественный цех для покраски. Потом к работе приступают столяры и сварщики, чтобы все созданное художниками и бутафорами крепко стояло на сцене, и, наконец, монтировщики. И каждый желает своему детищу долгой сценической жизни.

Огромные "бутылки" для "Ханумы" получились ровно такими, как на эскизах — художник-постановщик Надежда Яшина перед премьерой отметила, что все получилось.

Новая премьера


— Сейчас мы работаем на "Маленьким спектаклем…" с художником Николаем Семеновичем Левашовым и нас так радует, когда он нам подсказывает. Ведь он сам много лет работал бутафором и знает, кажется, все. Поставили нам новый станок, он посмотрел и, не говоря ничего, приделал ручку — и сразу стало легче работать, — говорит Ольга.

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)

— Мы в театре второй год работаем, и хотелось бы у Николая Семеновича многому поучиться. Мне кажется, он многое может нам подсказать. Интересно работать с человеком, который понимает наш труд. А у него все так очаровательно выходит — все, что задумано для спектакля. Это очень вдохновляет, — подхватывает Алена.
На вопрос, не жаль ли, когда декорации списывают, а реквизит меняют, девушки хором отвечают:

— О, еще как жалко! Вот на "Добывайки" мы делали огромные руки из папье-маше. Они были живые. Это была моя первая работа в театре, когда меня, студентку, пригласили работать над "Добывайками". Теперь эти руки заменили на металлические, чтобы дольше служили и легче хранились. Но я до сих пор считаю, что это мой самый сложный спектакль с точки зрения бутафора, — говорит Алена Расова.

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)

Большинство старых декораций хранится на складе, но многое, все же, спрятано в "карманах" театра.

— Иногда идешь в темноте, и становится не по себе, будто кто-то наблюдает за тобой, — улыбаются хрупкие бутафоры.

О художниках и ремесленниках

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)

На вопрос, кто бутафоры больше — художники или ремесленники, отвечают серьезно:

— По идее, мы — художники. Художественное образование есть у каждой из нас, но бывает, что бутафорами становятся и без него — по призванию.
Однако, быть бутафорами, говорят Алена и Ольга, можно лишь до тех пор, пока это интересно.

— Хочется расти дальше, не стоять на месте. Однажды, когда все новые материалы закончатся, и перестанет быть интересно, захочется чего-то нового, — размышляет Ольга.

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами

Бутафоры творят на сцене, хотя остаются за кулисами. Фото: Фото: Галина Инкина (ГРДТ им. Н.А. Бестужева)

— А мне бы хотелось самой попробовать себя в качестве художника-постановщика и сделать спектакль целиком. Это был бы ценный опыт! — говорит Алена и замолкает.

За окном палит мартовское солнце, а на подоконнике сидят куклы, сделанные из оставшихся материалов в час, когда для вдохновения есть место — слушают своих мастериц.

18+. Информационное агентство UlanMedia, регистрационный номер ИА № ФС 77 — 78229 от 27.03.2020, регистрирующий орган — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

227900
48
5