Зима — это время, когда на улицах Улан-Удэ все чаще можно увидеть горожан, укутанных до пят костюмах. Теплые и нарядные дэгэлы ярко выделяются на фоне китайского ширпотреба. Все чаще жители Бурятии носят народную стилизованную одежду не только по праздникам или на концертах, но и в быту. Это случилось благодаря дизайнерам и предпринимателям, которые создают целые коллекции современной национальной одежды, где нашлось место не только традиционным дэгэлам, но и молодежным толстовкам и стильным пижамам.
Дэгэл для президента
Лосолма Протасова родилась и выросла во Внутренней Монголии. Известная актриса, блогер и предприниматель рассказывает, что любовь к шитью ей привила мама.
— Я прекрасно помню свой первый дэгэл, мне было всего пять лет, мама мне сшила на утренник красивый костюм фиолетового цвета. Как я гордо танцевала в нем в садике. С тех пор прошло 30 лет, за это время я поменяла больше десяти дэгэлов, также мама сшила самые разные национальные костюмы братьям, себе и папе, — рассказывает Лосолма.
Лосолма Протасова оставила театр ради своего дела. Фото: Буряад театр
В одно время мама Лосолмы Протасовой работала в театре песни танца "Байкал" швеей.
— Иногда за кулисами я встречаю костюмы, сшитые моей мамой. Многие артисты, такие как Чингис Раднаев, Намгар Лхасаранова, Сэсэгма Бабудоржийн радуют зрителей со сцены в этих дэгэлах. А где-то в Москве лежит красивый дэгэл, сшитый для Дмитрия Анатольевича Медведева.
Потом Лосолма вместе с мамой открыли свою школу по пошиву бурятских костюмов "Алтан Хурабша", что в переводе означает "Золотой наперсток". К ее удивлению, желающих научиться этому мастерству оказалось так много, что записывались за полгода вперед.
— Для мамы важно передать свой опыт. Ведь ее знание передавалось из поколения в поколение. Мастерство портнихи можно понять по деталям. Если энгэр (жилетка) сшит аккуратно, то и дэгэл будет смотреться солидно. Красиво сшитый дэгэл ни в коем случае не полнит, не старит женщин. И при этом не делает похожим на музейные экспонаты прошлого века — все должно быть сдержанно, стильно и современно. Правильный дэгэл подчеркивает все достоинства, — отмечает Лосолма.
Этнобренд как часть субкультуры
Если старшее поколение тянется к традиционным дэгэлам, которые носили еще их бабушки и дедушки, то молодежь в такую моду не затянешь и силком. Компромисс нашли две девушки из Улан-Удэ. Основатель компании "Баян бренд" Саяна Бадмаева рассказала, что идея шить современную удобную одежду с национальным колоритом пришла ей в Монголии.
— Мы жили с подругой в Улан-Баторе и продавали монгольские брендовые вещи в соцсетях. Быстро поняли, что это очень востребованно в Бурятии. Количество заказов стало расти, но не все вещи "заходили". Часто не было подходящих размеров, что-то не нравилось нашим жителям.
В итоге девушки решили шить сами — сначала открыли цех в Улан-Баторе, а сегодня работает мастерская и в Улан-Удэ.
— За пять лет мы выпустили множество коллекций самой разной одежды. И самое сложное — это найти качественные материалы. Были и провалы, когда поставщики подставляли с плохими тканями. Вторая проблема — швеи, найти хорошего мастера это квест, — рассказывает Саяна.
Саяна продолжает прививать молодежи вкус к национальной одежде. Фото: Предоставлено С. Бадмаевой
По словам предпринимателя, самое интересное в национальной моде — востребованность.
— В нашей работе девиз — "этностиль на каждый день". Нам важно, чтобы национальную одежду носили и на работу, и на учебу, и просто дома. Например, мы шьем пижамы, шорты. А глобальная цель — через одежду и аксессуары привить любовь к традициям и родине.
Интересно, что клиенты у этнического магазина нашлись не только в родной Бурятии или землячествах.
— У нас бурят-монгольский бренд. И пользуются большим спросом свитшоты, их активно покупают в Калмыкии, Якутии и Тыве, причем местные жители, — говорит Саяна.
Платья, рубашки, спортивные костюмы, пижамы, куртки и свитшоты — новые коллекции придумывает сама Саяна. Дальше девушке помогают профессиональные консультанты — дизайнеры и швеи-конструкторы: "У нас не масс-маркет, где по одним лекалам шьются тысячи экземпляров. В бурятской одежде много ручной работы. Например, с пуговицами — на каждую уходит до получаса, а их в платье — шесть".
Такие стилизованные костюмы выбирают на свадьбу. Фото: Предоставлено С. Бадмаевой
Ставка на молодежь оправдала себя — за одеждой с национальным колоритом приходят семьями.
— Сейчас стали модными фэмили луки, и в одном образе семьи ходят не только на свадьбы или миланы, но и в будни. Мы не боимся экспериментировать и ищем новые тенденции. Используем яркие, необычные цвета, недавно стали добавлять рюши к платьям, исследуем детскую моду, — добавляет Саяна.
Мода на каждый день
О том, что костюм — самая наглядная иллюстрация национальной культуры, говорят давно. В этом году в Улан-Удэ пройдет уже третий фестиваль национального костюма — первый конкурс вызвал небывалый ажиотаж среди мастеров.
— Идея проведения данного мероприятия зрела давно. Мы, как практики, непосредственно работающие с населением, давно замечаем тревожную тенденцию, что буряты не знают своих родовых костюмов, пренебрежительно к ним относятся, стесняются их носить, считая архаизмом, пережитком прошлого. Более того, некоторые не знают, какого они рода-племени, — говорит автор идеи фестиваля-конкурса, дизайнер Раджана Будаева.
Коллекции победителей фестиваля зимнего национального костюма показали на праздничном концерте Сагаалгана.. Фото: Минкультуры РБ
По ее словам, многие портные не соблюдают каноны, технологию пошива национальной одежды, шьют как попало.
— Нет единой площадки для общения, передачи опыта. На вес золота и настоящие мастера, профессионалы своего дела. Мало школ и курсов по пошиву национальной одежды, и они разрозненны. Все эти грустные моменты и навели на мысли о создании такого проекта, который дал бы импульс к возрождению традиционной одежды, организации пространства для общения, как для мастеров, дизайнеров, так и для обычных людей, желающих иметь правильные родовые костюмы.
Фантазии дизайнеров питаются современными образами. Фото: Минкультуры РБ
Самая интересная история случилась с одним из победителей конкурса Аюной Очировой. Она вышла замуж за выходца из Селенгинского района Булата. Он всю жизнь считал себя сонголом, и только благодаря конкурсу они начали изучать родовое древо и выяснили, что являются представителями рода буумал готол из булагатов. Булату было психологически трудно привыкнуть, что он не сонгол, а булагат.
С этого момента началась трудоемкая работа по сбору материала для правильного пошива булагатского костюма. И здесь возник один нюанс: тот вариант наряда из XIX века, который Аюна нашла в архивах, ей не понравился, так как оказался излишне европеизированным. Особенно не по душе пришелся головной убор в виде шапки с цветами, поэтому Аюна приняла решение поискать более старинный вариант, например XVIII века. И не нашла. Поэтому решила отшить только мужской вариант без головного убора, а поиск отложить на потом или придумать самой.
Не секрет, что национальные бурятские костюмы делятся по родам и сильно отличаются друг от друга. И, может быть, именно молодежная этноодежда со свитшотами и платьями объединит народ и позволит сохранить культуру.