Много лет жителей Буряти пугали приходом крупнейших в стране ритейлеров "Пятерочки" и "Магнита". В ушедшем 2023 году в республике незаметно укрепили свои позиции другие заезжие сетевики — "Красное и Белое" с "Бристолем" уже открыли почти 90 небольших точек в регионе и не сбавляют темпов. Именно в формате "магазинов у дома" в Бурятии происходит передел рынка торговли. Когда в республику зайдет "Пятёрочка" и чего ждать от прихода новых игроков обычным жителям — в материале UlanMedia (УланМедиа).
Алкогольные маркеты — в топе
Сеть "Красное & Белое" зашла в Бурятию в 2022 году. Это сеть — одна из самых быстроразвивающихся сетей на розничной карте России. На сегодняшний момент она насчитывает более 7400 магазинов и охватывает 57 регионов страны. Больше всего о магазинов "Красное & Белое" сосредоточено в Московской (575), Свердловской (552) и Челябинской областях (547). В Бурятии цифры пока поскромнее — 89 магазинов, но темпы открытия новых точек поражают.
"Красное и белое" активно расширяется. Фото: UlanMedia (УланМедиа)
В Бурятии алкомаркеты быстро охватили центр Улан-Удэ и двинулись к окраинам. Вслед за вывесками "КБ" рядом стали появляться и другие магазины у дома, делающие упор на алкоголь и товары первой необходимости — "Бристоль". Интересно, что эти магазины открываются по стратегии соседства, хотя принадлежат одной сети. Компания Mercury Retail Group образована в результате слияния в 2019 году розничных сетей "Дикси", "Красное & Белое" и "Бристоль". Это третий ритейлер в стране. При этом нужно оценивать масштаб рекламных кампаний этой сети. В Улан-Удэ на кассах в этих магазинах рассказывали о розыгрыше квартир в Москве.
Именно в формате магазина у дома предстоит самая жесткая борьба. Такие малогабаритные торговые точки не требуют длительного поиска — их можно открывать в цоколе любой новостройке. В магазине у дома если эффективно использовать каждый метр площади, то высокая рентабельность почти гарантирована. Также эти магазины могут пойти в отдаленные микрорайоны, куда традиционные большие кэш-энд-керри не доберутся, — говорит эксперт-экономист Алдар Цыбиков
Крупные торговые сети Бурятии пока, видимо, не ощутили отток покупателей из-за приезжей сети. Первыми пострадали только маленькие магазины, которые традиционно делают ставку на алкоголь.
Приход такой большой сети сильно подкосил мой бизнес. У меня сейчас 11 магазинов, а было 15. Все они находятся у дома, формат — павильон с самым необходимым, — рассказал предприниматель Алексей Булдаев.
Пример соседей как прогноз
Приход сети алкомаркетов только первый шаг к экспании федеральных ритейлеров. В этом можно убедиться, прочитав заявления руководителей "Пятерочки". В прошлом году X5 Group, ведущая продуктовая розничная компания России, управляющая торговыми сетями "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Чижик", открыла свои магазины в Приморском крае, ставшем для неё 68 регионом присутствия. Дальше были Хабаровский край.
В Приморском и Хабаровском краях основными игроками являются местные сети "Реми" (контролируется семьей приморского бизнесмена Дмитрия Сулеева) и "Самбери" (основана хабаровским бизнесменом Юрием Егоровым).
В том же году стало известно, что "Магнит" покупает треть доли "Самбери", а площади "Амбы" отошли "Пятерочке". Похожий сценарий произошел в Иркутской области, куда "Пятерочка" зашла еще раньше в 2021 году. А в 2022 году X5 Group купил контрольный пакет компании "Слата", которая была одним из крупнейших игроков в Приангарье.
"Пятерочка" принадлежит крупнейшему ритейлеру в стране. Фото: ИА PrimaMedia
Подобным путем крупнейший российский ритейлер может пойти и в Бурятии. В республике есть свои лидеры с амбициозными владельцами — "Титан", "Абсолют" и "Николаевский". Вадим Бредний перебрался из Горсовета в Народный Хурал, Индира Шагдарова открыла новый магазин в Ангарске, а сеть "Николаевский" копирует опыт федералов и открыла несколько точек нового формата, плюсуем сюда "Барис" с удачным сочетанием бытовой химии и продуктов первой необходимости.
Еще бы в прошлом году, казалось, что ближе всех к смене владельца был "Титан". Однако на фоне слухов о ребрендинге зеленая сеть вложила средства в ремонт именно магазинов у дома. При этом остаётся под вопросом судьба "Либерти" — одного из старейших игроков, который владеет магазинами в ходоых местах города.
"Либерти" владеет точками в привлекательных местах города. Фото: UlanMedia (УланМедиа)
При этом вполне возможен смешанный вариант, когда новый ритейлер купит часть магазинов у местного сетевика, а часть откроется в новых помещениях.
"Приход федеральных компаний — нормальный естественный процесс развития рынка и их собственного развития. Не думаю, что в контексте общей темы разговора это плохо. У ситуации есть и плюсы, и минусы. Смотря об интересах каких субъектов мы будем вести речь" — говорит о приходе крупных игроков на рынок Дальнего Востока Илья Усанов, кандидатом экономических наук, доцент ВАК
.Эксперт говорит об избыточной конкуренции, которая приводит к обратному эффекту — росту цен.
Светофор тоже откусил свою часть пирога. Фото: UlanMedia (УланМедиа)
Не стоит забывать и о давно обжившихся в регионе дискаунтерах типа "Светофор" (21 магазин). Формат магазина сниженных цен нашел свое место и в нашем городе. Кроме "Светофора" туда можно отнести "МПР", "Находка" (6 филиалов) и даже Fix Price (27 магазинов). Все они пытаются потеснить мелких и средних игроков с бурятского торгового рынка. И главный игрок здесь как и везде — покупатель. А он, как известно, голосует рублем.