На Межрегиональной конференции "Системы оповещения населения. Актуальные вопросы и пути решения" собрались представители десяти регионов страны. Среди них спасатели, ученые, специалисты компаний операторов связи, программисты и разработчики оборудования, сообщает ИА AmurMedia.
Обычный житель города или поселка мало знает о системах оповещения, чаще всего мы вспоминаем о них, когда проходит традиционная проверка — те самые "воющие" сирены, которые, напомним, последний раз в Хабаровском крае проверяли 6 марта — проверка признана успешной. Однако это даже не верхушка айсберга, а самая его макушка. Поэтому сделаем небольшое отступление.
Система оповещения населения — это многоступенчатая система, в которой задействованы множество ведомств и компаний. Разберем на конкретном примере — наводнения. Дальний Восток и Хабаровский край, в частности, очень подвержен этому стихийному бедствию. К счастью, уровень Амура или Уссури не поднимается в одночасье, как было, например, в Краснодарском крае в 2012 году. Тем не менее своевременное оповещение о надвигающемся бедствии может значительно сократить ущерб и предотвратить человеческие жертвы.
На конференции. Фото: Урал Гареев
Например, в Амурской области "Ростелеком" в рамках контракта по модернизации системы РАСЦО установил датчики измерения уровня воды на Зейской, Бурейской и Нижне-Бурейской гидроэлектростанциях. При опасном повышении уровня воды устройства мгновенно передадут сигнал на муниципальные пульты управления, которые в свою очередь автоматически доводят информацию до ответственных лиц.
— Реконструкция системы оповещения в Хабаровском крае завершилась в 2020 году, накоплен определенный опыт при строительстве и эксплуатации. Сегодня, как никогда, в свете проведения СВО, контртеррористических мероприятий повысилась роль своевременного оповещения населения и доведения необходимой информации. Поэтому мы обмениваемся современным опытом и повышаем свой уровень. Сейчас установлен предел: чтобы сигнал оповещения доводился до населения за 3−5 минут — то есть звучание сирен. В дальнейшем максимум за тридцать минут по остальным каналам связи — телевидение, радио — должна поступить информация, — объяснил начальник отдела по гражданской обороне комитета правительства края по гражданской защите Юрий Бутько. — От момента получения сигнала о потенциальной ЧС до того момента, как через СМИ будет передано сообщение жителям, должно пройти не более получаса.
В это время экстренные службы не сидят без дела, начинается работа по ликвидации последствий ЧС, защите населения, организации эвакуации людей из опасного места, защите важных инфраструктурных объектов и так далее. Все действия координируются через региональные системы-112, а информация с них собирается в государственную информационную систему "Централизованная система сбора информации систем-112" (ЦССИ-112), которые мы с вами называем проще "служба 112". То есть можно увидеть (упрощенную) схему "фиксация события — передача сигнала — реагирование — координация — ликвидация события и его последствий", за каждым этапом которой стоит комплекс мероприятий.
На конференции. Фото: Урал Гареев
Чтобы система работала как часы, необходимы специалисты, высококачественное оборудование и четкий протокол действий на каждую возможную ситуацию. Государство год от года повышает требования к работе систем оповещения, после февраля 2022 года требования вновь ужесточились, а в мае 2023 года вышло новое постановление Правительств РФ №769, которое еще выше подняло планку стандартов.
Есть задача — до конца 2024 года обеспечить подключение всех регионов страны к ЦССИ-112, с учетом новых требований. Это сложная система, которая включает в себя высоконадежные центры обработки данных (ЦОДы), соединение волоконно-оптическими линиями связи (ВОЛС), множество датчиков разного назначения и других элементов. Добавьте сюда резервные линии связи, оборудование, на которые переподключается система в случае выхода из строя какого-либо узла. В наше время речь идет не только о физическом ущербе, но и кибератаках, что стало особенно актуально после зимы-2022 года.
Об особенном упоре на надежность системы говорил и врио начальника информационных технологий и связи Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Сергей Жебо. Хотя его доклад был посвящен в основном нормативно-правовой базе, актуальному законодательству в области создания систем оповещения, но спасатель также наглядно показал, как рос и продолжает расти уровень их надежности. Но самое главное — люди, точнее, слаженность их действий, которая тоже обеспечивается через системы-112.
Внедрением цифровых систем оповещения и в целом обеспечением работы Централизованной системы сбора информации систем-112 по всей стране занимается уже упомянутый выше "Ростелеком". Компания выступила генеральным партнером конференции: ее можно назвать флагманов в стране по количеству и качеству внедренных и разрабатываемых цифровых решений.
— На конференции мы рассказали коллегам о создании централизованной системы сбора информации от региональных систем-112, которая создается на базе единой цифровой платформы "ГосТех". Данная система позволяет агрегировать информацию с региональных систем-112 для повышения скорости реакции на происшествия, снижения возможных аварий на системах-112 и в целом для повышения скорости реагирования на различные виды происшествия, — прокомментировал директор направления ПАО "Ростелеком" Николай Тихвинский.
В едином информационном пространстве объединены базы данных всех региональных систем-112 и пользователи, которым, в соответствии с их ролью и полномочиями, предоставляется доступ к этим данным. Кроме того, ЦССИ-112 постоянно мониторит работоспособность региональных систем-112 и, при необходимости, подается соответствующий сигнал.
На конференции. Фото: Урал Гареев
В 2023 году на ЦССИ-112 были переведены четыре пилотных региона: Тверская, Липецкая, Калужская области и Республика Хакасия. В текущем году к системе подключаются Владимирская, Рязанская, Курская, Белгородская области, Республики Башкортостан и Дагестан. До конца 2024 года к ЦССИ-112 будут подключены остальные субъекты РФ.
"Ростелеком" задействован и в процессе модернизации региональных систем-112. Стоит задача импортозамещения оборудования и программного обеспечения. Нельзя, чтобы вопросы защиты населения, важных объектов коммунальной сферы и иных объектов, зависели от зарубежных поставщиков. Над этим трудятся разные компании-подрядчики по всей стране. На Дальнем Востоке одним из лидеров можно назвать компанию "МАСКОМ", которая зашла на рынок позже всех, но, как сказал ее генеральный директор, это наоборот сыграло компании на руку.
— Мы зашли на рынок, когда уже ужесточились стандарты. Поэтому нам было проще остальных: пока они перестраивались, мы уже работали по новым требованиям. Рынок наш высококонкурентный, всего я бы назвал семь компаний по стране, которые активно проявляют себя на нем, — рассказал генеральный директор "МАСКОМ" Станислав Дзюбан.
На конференции, кстати, были представлены образцы оборудования, которое используется в системах оповещения — от привычных глазу громкоговорителей до достаточно сложных систем. И далеко не обо всех можно рассказывать подробно — в деле гражданской защиты есть сведения, на которых если не гриф "Секретно" стоит, то штамп "Для служебного пользования" точно.
Одно все спикеры готовы сказать на публику точно: в России, пожалуй, одна из лучших в мире систем оповещения населения и реагирования на чрезвычайные ситуации. Безотказную работу многоступенчатой системы обеспечивают современное оборудование с высоким процентом отечественных деталей и ПО, проработанные протоколы взаимодействия и квалифицированные специалисты.
Говорили и об активном внедрении искусственного интеллекта и машинного обучения. ИИ не только упрощает и ускоряет обработку данных, но и позволяет прогнозировать вероятность возникновения опасных ситуаций. Применяют искусственный интеллект и при отражении кибератак.
Следующий шаг в развитии ЦССИ-112, как уточнили представители "Ростелекома", — централизация на ее базе функций переводчиков, психологов и сурдопереводчиков, для снижения нагрузки на операторов региональных систем-112.