В Бурятии 12-14 августа 2024 пройдет II Международный буддийский форум. Уже стартовали первые мероприятия, две тысячи верующих приняли участие в буддийских учениях Белой Тары, а сегодня на площади Советов прошла массовая йога. В работе форума примут участие иностранные послы, ректоры буддийских университетов, представители общественных и научных организаций, буддийские священнослужители.
Что даст Бурятии Буддийский форум, как буддисты относятся к природе и экологии, как сегодня религия помогает людям. На эти и другие вопросы в интервью UlanMedia рассказал Сергей Лепехов, доктор философских наук, главный научный сотрудник Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.
Две тысячи верующих приняли участие в буддийских учениях Белой Тары. Пресс-служба правительства Бурятии
— Кого из гостей, экспертов, ждете на форуме?
— Форум — это большое мероприятие. И мы ждем, что к приедет к нам много гостей, ученых, экспертов. На своей секции к нам приедут гости из Бирмы, Индии, Монголии, известные ученые из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов — Наталья Жуковская из Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, известные авторы и лекторы Рустам Сабиров и Людмила Веселова. Я считаю, что это достаточно, так сказать, представительная секция. Надеюсь, что будет очень интересная дискуссия.
В работе форума примут участие иностранные послы, ректоры буддийских университетов, представители общественных и научных организаций, буддийские священнослужители. Пресс-служба правительства Бурятии
— Какого итога ждете от форума — новых проектов, мыслей, рекомендаций? Что дает проведение такого мероприятия Бурятии?
— Поскольку приедут очень многие ученые из-за рубежа и из наших крупнейших центров, то Бурятия станет центром обмена мнениями, идеями, концепциями. Это всегда приводит к появлению каких-то новых плодотворных результатов. Сюда приедут множество представителей различных буддийских организаций, которые смогут познакомиться с буддизмом в Бурятии, который имеет уже достаточно длительную историю, свое лицо, свои традиции. Отмечу, что наш форум свободен для обсуждения самых различных тем, проблем. И поэтому он привлекает внимания многих экспертов.
— Многие говорят, что буддизм в Бурятии часто носит прикладной, бытовой характер, потому что мало кто задумывается и даже, может быть, знает о различиях основных философских принципов буддизма. Что вы по этому думаете?
— Видите ли, буддизм, особенно в тех странах, где он пронизывал всю жизнь общества, и наша республика в том числе, он существовал на разных уровнях и в разных обличьях. Всегда был бытовой буддизм, и всегда был буддизм, требующий очень серьезной подготовки, очень глубокий философский буддизм. И это нормально, это всегда было так.
И эти разные уровни не были изолированы друг от друга.. Они очень тесно соприкасались. В буддийских странах всегда есть возможность обычному верующему прийти в буддийский монастырь, пообщаться там с знающими монахами и даже пожить какое-то время, поучиться. Это распространено в той же Мьянме, в Таиланде и других подобных странах.
Это хорошо, что у нас еще во многом сохранился этот и бытовой буддизм.. Вот когда сводится все только, так сказать, к каким-то отдельным практикам, когда буддизм фактически существует на правах какой-то секты или каких-то интеллектуалов, вот там он как раз теряет гораздо больше, чем там, где он существует, и в том числе и на бытовом уровне. Существование на бытовом уровне способствует тому, что сохраняются очень многие традиции. Традиции в самых разных личных сферах жизни. В том числе отношение к окружающей среде, отношение к животным.. И хорошо, если эти традиции сохраняются, передаются и продолжаются.
Бурятия - буддийский республика. Пресс-служба правительства Бурятии
— Вы как советский человек, который прожил огромный пласт жизни в обществе без религии, как по Вашему мнению, сейчас должна жить наука и религия, учитывая, что сейчас мы испытываем новый всплеск интереса к религии.
— Между наукой и религией в наше время, причем самыми различными религиями, существует очень такой большой взаимный интерес. Потому что оказалось, что в буддизме издревле существовали свои науки, и буддисты также относились к науке как к науке. И там накоплены очень большие достижения, допустим, в той же психологии, в той же философии. И сейчас это вызывает большой интерес у европейских ученых, у западных ученых. У нас уже сильная и достаточно старая буддологическая школа.
Поэтому многие специалисты и представители даже точных наук интересуется тем, что на своём языке, в своей области достиг буддизм. Поэтому диалог с наукой у буддистов только расширяется и углубляется. Уже состоялось несколько конференций, где участвовали и буддологи, и буддисты, и учёные.. И подобное сотрудничество, ну, продолжается и, так сказать, я думаю, будет только расширяться. Вот. И примеры нашей секции, когда у нас существуют, допустим, ученые-естественники, экологи, биологи и гудологи, показывает, что нам есть что сказать друг другу, есть с чем поделиться, есть с чем научиться друг другу.
Байкал - это святыня. UlanMedia (УланМедиа)
— Как буддизм может помочь сформировать правильное экологическое сознание?
— К нам приедут ученые и буддисты из Мьянмы, Бирмы, где, в общем-то, накоплен очень интересный опыт.. Это чисто буддийская страна, и поэтому все, что там делается в области охраны окружающей среды и даже в области экономики. Потому что эти все вещи связаны.. Мы не можем отдельно охранять окружающую среду, но при этом никак не изменять свое поведение, свое отношение. Поэтому целые страны, такие как Мьянма, продолжают жить по тем правилам, которые установлены были буддистами. И они достигли очень таких впечатляющих успехов в этой области.. Я считаю, что безусловно, поскольку мы тоже являемся буддийской республикой, у нас тоже есть такой подобный опыт. У нас в Бурятии, допустим, тоже есть такие традиции буддийского отношения к окружающему миру. И они достойны того, чтобы их изучать и распространять..
Ну, например, взять Байкал.. Мы, конечно, очень приветствуем тому, чтобы у нас как можно больше людей посещали Байкал, отдыхали на Байкале. Но дело в том, что Байкал издревле, у нас в Бурятии, воспринимался, прежде всего, как святыня. И к нему соответствующие относились, как к святому месту, где и надо вести себя, как полагается.. Конечно, люди, которые привыкли и смотрят на Байкал только как на место отдыха, этого часто, к сожалению, не понимают. И после такого отдыха нам приходится постоянно Байкал, так сказать, очищать. Поэтому я считаю, что такие мероприятия, как наш буддийский форум, они должны помочь нам повысить свою культуру в этой области, культуру поведения, культуру производства.
Потому что если мы будем относиться потребительски к нашей природе, и превращать ее в свалку, то, конечно, никакие природоохранные меры нам не помогут.
— Есть ли в буддизме опыт и пути решения экологических проблем? Если да, то какие?
— Буддизм накопил очень большой опыт.. В общем-то, буддизм одна из древнейших, все-таки, так сказать, религий, накопило очень большой положительный опыт в этом плане, который, безусловно, очень полезен для изучения и для внедрения. Насколько это возможно в современном мире, потому что, видите ли, современный мир очень быстро меняется, и буддизм также быстро меняется.
И вот, в принципе, и буддистам, и миру надо решить, то ли буддисту надо приспосабливаться к миру, то ли миру всё-таки использовать то, что традиционно применял буддизм для того, чтобы этому самому измениться в положительную сторону. Поэтому я считаю, что буддизм, конечно, имеет все возможности для такого благоприятного влияния на и наше сознание, наше поведение, ну и состояние, так сказать, нашей природы, в которой мы живем.
— Что такое человек в буддизме, какова его роль? Его отношение и зависимость от природы.
Буддисты часто говорят не человек, а существо, то есть живое существо.. Это подразумевает, что буддисты себя не выделяют из остального мира, не отделяют себя от других существ, а рассматривают это как некоторую целостность.. Поэтому буддизм изначально… Кстати сказать, это не только буддизм. Во многих религиях такое положение также, так сказать, в общем-то характерно.
Буддисты не отделяли никогда себя от природы и всегда стремились к гармонии с ней, к целостности с ней.. И поэтому традиции буддизма в этом плане очень богаты, очень плодотворны. И там, где буддизм долгое время существовал, взять тоже Индию, допустим, страны Юго-Восточной Азии, там, обратите внимание на то, что и биологическое разнообразие сохранилось в гораздо лучшей степени, чем в других частях мира. Это, безусловно, результат влияния буддизма, положительного влияния буддизма на сохранение окружающей среды.
Поэтому есть все основания считать, что опыт азиатских стран, буддийских стран, он сейчас, как никогда, должен быть востребован.
П.С. Благодарим пресс-службу правительства Бурятии за организацию встречи с Сергеем Лепеховым