Дальневосточные регионы, включая Бурятию, показывают результаты ЕГЭ ниже среднероссийского уровня на фоне острой нехватки учителей. Эксперты обсудили на Восточном экономическом форуме пути решения проблемы качества школьного образования в макрорегионе, сообщает UlanMedia (УланМедиа).
На сессии "Качество школьного образования: разговор о важном" в рамках ВЭФ-2025 заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева привела неутешительную статистику: "Количество вакансий учителей на Дальнем Востоке выше в два раза, чем в целом по России. Также баллы ЕГЭ на Дальнем Востоке хуже, чем в среднем по стране".
Бурятия подтверждает общедальневосточную тенденцию. По данным мониторинга качества приема в вузы НИУ ВШЭ за 2024 год, средний балл ЕГЭ среди поступивших из Бурятии составил 60,8 балла (совокупный прием на бюджетные и платные места), что значительно ниже показателей регионов-лидеров.
В 2025 году ЕГЭ в республике сдавали 6199 человек, из них 5757 — выпускники текущего года. Результаты оказались неоднозначными: при общем снижении среднего балла по русскому языку отмечен рост интереса к естественнонаучным предметам. Всего в республике появилось 24 стобалльника, включая 12 по литературе, 5 по русскому языку, 4 по химии и 2 по профильной математике.
Однако год запомнился рекордным количеством нарушений — 13 случаев, включая беспрецедентный инцидент с выносом контрольно-измерительных материалов из экзаменационного пункта и их публикацией в интернете.

ЕГЭ. Фото: ИА PrimaMedia
Главной проблемой остается острая нехватка педагогов. По словам министра образования Бурятии Валерия Позднякова, в республике не хватает более 600 учителей. Особенно остро стоит вопрос с преподавателями математики, физики и английского языка.
"В практике нет такой тенденции, чтобы какой-то предмет не велся из-за отсутствия преподавателя. Обычно кто-то из учителей выходит на работу на полторы ставки, либо происходит замещение", — объясняет министр.
Средняя зарплата учителей в Бурятии, по официальным данным, составляет 56 тысяч рублей, что министр называет "одним из самых высоких показателей по стране". Однако эксперты указывают на проблемы с мотивацией: молодые специалисты не идут в профессию из-за большой нагрузки и недостаточной поддержки.
Отметим, для решения кадрового дефицита власти используют несколько инструментов. Это программа "Земский учитель" с выплатой 2 млн рублей (20 мест в 2025 году). Также задействованы увеличение стипендий студентам-целевикам педвузов с 4850 до 9000 рублей и развитие дистанционного образования, охватывающего около 70 школ республики. Проблемы Бурятии отражают общедальневосточные тенденции: территориальная удаленность, сложности с привлечением кадров, недостаточное техническое оснащение школ. По данным исследований, 22% учащихся в республике не имеют доступа к качественному интернету для дистанционного обучения.
Тем не менее, есть и позитивные тенденции. По данным ВШЭ, Бурятия вошла в топ-10 регионов по росту качества бюджетного приема в вузы (рост на 2,8 балла за два года), что может свидетельствовать об улучшении подготовки наиболее мотивированных выпускников.
Как отметила Эльвира Нургалиева, "нам нужно найти уникальное для Дальнего Востока решение по повышению качества образования в регионе". Возможно, именно комплексный подход с использованием современных технологий и усиленной поддержкой педагогов поможет переломить негативную тенденцию.