На чём ездит средний житель Бурятии
26 октября, 18:17
Жители Бурятии не изменяют "Тойоте"
26 октября, 17:15
Автопарк Бурятии превысил 406 тысяч машин
26 октября, 13:08
Жителей Улан-Удэ спросят, как лучше обустроить город
26 октября, 12:24
Успеть до повышения: Росгосстрах выяснил, какие машины покупают россияне в 2025 году
26 октября, 11:00
Шаман вместо Цоя: бурятский фигурист раскрыл тайну его программы
26 октября, 10:38
В Бурятии грянули 20-градусные морозы
26 октября, 08:55
Подросток из Бурятии извинился перед учителем за драку с ним
25 октября, 21:01
Движение автомобилей на трассе Бурятия-Забайкалье восстановлено
25 октября, 20:30
Прокуратура Бурятии оспорила кредит на 508 тыс. рублей, оформленный мошенниками
25 октября, 19:30
На федеральной трассе в Бурятии сложная погодная обстановка
25 октября, 19:15
В Бурятии стартовал хоккейный турнир "Золотая нерпа"
25 октября, 15:30
В Бурятии легендарный российский пловец провел семинар
25 октября, 14:30
Предприятия Бурятии внедряют демографические стандарты
25 октября, 13:30
В Бурятии завершился месячник бурятского языка
25 октября, 12:30

В Буряад театре рассказали, как создавался бурятский спектакль в США

"Улейские девушки" в Бурдраме признана спектаклем-долгожителем и идет на сцене уже 25 лет
"Улейские девушки" в Бурдраме признана спектаклем-долгожителем Буряад театр
"Улейские девушки" в Бурдраме признана спектаклем-долгожителем
Фото: Буряад театр
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Спектаклю "Улейские девушки" Бурятского государственного драматического театра имени Хоца Намсараева исполнилось 25 лет. Впервые он был показан 31 октября 2000 года, сообщает UlanMedia (УланМедиа) со ссылкой на пресс-службу Буряад театра. 

Постановка основана на бурятских преданиях и обрядах, включает традиционные танцы и песни. За четверть века спектакль стал важным культурным событием региона и сохранил популярность среди зрителей.

Режиссерами "Улейских девушек" стали Саян и Эржена Жамбаловы, Джемма Баторова и Игорь Григурко. 

Первая версия спектакля родилась в США — в нью-йоркском театре "Ла МаМа" в 1999 году. Тогда Саян Жамбалов, фотограф Александр Хантаев и американка Верляна Ткач подготовили постановку "Круг" по материалам творческой экспедиции в иркутские деревни. Там они собирали легенды и обрядовые песни, записанные от местных бабушек.

"Роли улейских девушек тогда исполняли артисты азиатского происхождения, которым приходилось учить песни на бурятском языке", — вспоминает Саян Жамбалов. Первой исполнительницей главной роли в США стала начинающая певица Бадма-Ханда Аюшеева.

В основе спектакля лежит быль и легенда. Быль — про некогда жившую в Иркутской области девушку Баршуутхайн-дуухэй, первую красавицу, которая после того, как вышла замуж, заболела чем-то похожим на "шаманскую болезнь", и тесть в это время запирал ее в амбаре. Но однажды Дуухэй удалось освободиться и убежать в соседнюю деревню, где в это время шла свадьба, а гости танцевали. Дуухэй вошла в круг и начала петь, все были очарованы ее пением, а жених настолько впечатлен, что тут же влюбился в девушку. Он бросил свою невесту и сбежал вместе с Дуухэй. За ними отправили погоню, и когда молодые поняли, что им не уйти от преследователей, то, взявшись за руки, спрыгнули вместе с высокого утеса. После чего Баршуутхайн-дуухэй стала духом и начала собирать души девушек, которые умерли от несчастной любви. Сейчас их более трехсот, и они составляют ее свиту.

Вторая же история — это легенда, описанная Матвеем Хангаловым в сборнике "Сказания бурят...", где рассказывается об огне духов. Этот огонь духи разводят во время своих гуляний. И считается, что если человек украдет огонь духов, то станет богатым. Согласно легенде, у одной бедной семьи было всего две лошади: сильный скакун и старая кляча. Когда же в этой семье умер единственный сын, то перед отцом встала дилемма: похоронить по существовавшим тогда традициям своего сына со скакуном, который мог бы пригодиться и живым людям, или со старой лошадью. Любовь к сыну перевесила: он был похоронен с сильным конем. Семья осталась без лошади, их дела шли плохо, и вот отец решился поехать и украсть огонь у духов. Согласно этой легенде, духи ночью разводят свой огонь, который живые люди видят как бледно-синий. Духи устраивают свои гулянья в разных местах: в степи, на открытом пространстве или на горах, в лесах и на болотах. Отец избрал интересный способ как подобраться к духам: он сел на лошадь задом наперед, и так спиной вперед стал подъезжать к духам, они же, глядя на него, видели только человека спиной — как-будто он отъезжает от них. Украсть огонь удалось, но завязалась погоня, и один сильный молодой дух на хорошем коне стал нагонять старика.

А когда нагнал – то оказалось, что это дух сына, и сын, узнав отца, стал благодарить его за то, что вместе с ним похоронили сильного коня.

Первые исполнители спектакля в Бурдраме были студенты актерского курса ВСГАКИ. Роль Дуухэй долгое время исполняла народная артистка Бурятии Надежда Мунконова. Жениха и невесту играли Баярто Ендонов и Дарима Лубсанова — ныне они супруги. В наши дни роли исполняют Бато Шойнжонов, Рая Бадмаева и Ольга Ранжилова.

На вопрос о секрете успеха постановки Саян Жамбалов отвечает цитатой Элен Стюарт, основателя театра "Ла МаМа": "Спектакли должны быть такими, чтобы их понимали глухие, незрячие и не знающие другого языка люди". Режиссер добавляет: "Я думаю, что во многом нам помогают настоящие обряды и настоящие обрядовые песни".

Следующий показ "Улейских девушек" пройдет 14 сентября в Буряад театре. Постановка выходит при поддержке министерства культуры Бурятии в рамках национального проекта "Семья".

233828
48
64