Экипаж самолета Airbus A319 авиакомпании "ИрАэро", выполнявшего рейс из Иркутска в Улан-Удэ, подвергся лазерной атаке в ночь на 6 сентября. Инцидент произошел при заходе на посадку, когда пилоты доложили о попытке освещения кабины прожектором белого цвета с правой стороны. Самолет благополучно приземлился в международном аэропорту "Байкал" в 1:20 по иркутскому времени. Несмотря на попытку помех, безопасность полета не была нарушена, сообщает UlanMedia (УланМедиа).
Транспортная полиция Прибайкалья незамедлительно начала проверку инцидента. В пресс-службе Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте напомнили, что любое вмешательство в деятельность воздушного транспорта, угрожающее его безопасности, является незаконным и влечет уголовную и административную ответственность.
По данным ведомства, подобные инциденты регулярно расследуются с целью установления виновных лиц. Транспортные полицейские опрашивают экипаж, устанавливают возможный район расположения лазера и ведут поиск очевидцев.
Авиационные специалисты подчеркивают серьезность угрозы от лазерных атак на воздушные суда. "Это можно сравнить с ослеплением электросваркой. Экипаж, заходя на посадку, выдерживает глиссаду по приборам и не в состоянии даже на второй круг уйти, потому что не видит ничего", — объясняет начальник управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров.
Врачи отмечают, что лазерное воздействие может привести к серьезным последствиям для здоровья пилотов. "Кратковременное ослепление может привести к потере пространственной ориентации. Даже несколько секунд могут привести к непоправимым последствиям, а также это может вызвать ожог сетчатки, значительную потерю зрения или даже полную слепоту", — предупреждает медицинский специалист аэропорта Иркутска Наталья Труфонова.
Инцидент в Улан-Удэ является частью общероссийской тенденции роста лазерных атак на авиацию. В этом году подобные происшествия были зафиксированы в Иркутске, Перми, Самаре и других регионах страны. Только в июле текущего года в России было отмечено 13 случаев освещения лазером самолетов.
Эксперты отмечают особую опасность таких действий именно в критические моменты полета. "При регистрации таких случаев транспортная полиция проводит проверку: опрашивает экипаж, устанавливает возможный район, где находился лазер, ищет очевидцев", — сообщает пресс-секретарь Пермского ЛО МВД России на транспорте Елена Осмоловская.
В России действует строгая ответственность за лазерные атаки на транспортные средства. Согласно статье 267.1 Уголовного кодекса РФ, действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств из хулиганских побуждений, наказываются штрафом от 150 до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет.
Президент Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников призывает ужесточить наказание, отмечая рост числа подобных инцидентов. "Ситуация складывается просто недопустимая", — заявил эксперт, приводя в пример случай в аэропорту Внуково, где за один вечер 15 самолетов подверглись лазерному освещению.
Международный опыт показывает серьезность отношения к данной проблеме: в США штраф может достигать 250 тысяч долларов и до 20 лет тюремного заключения для злостных нарушителей, в Великобритании — до пяти лет лишения свободы.