В Бурятском театре оперы и балета имени Гомбожапа Цыдынжапова открывается 86-й театральный сезон одной из самых знаменитых балетных постановок современности. 26 и 27 сентября на сцене впервые в Улан-Удэ будет представлен балет "Анюта" — произведение, которое стало визитной карточкой народного артиста СССР Владимира Васильева и вошло в золотой фонд отечественного балетного искусства, рассказывает UlanMedia (УланМедиа).
Балет "Анюта" имеет уникальную биографию в мире хореографического искусства. Это едва ли не единственный случай, когда спектакль появился на театральной сцене после телевизионного успеха, а не наоборот. История началась в начале 1980-х, когда режиссер Александр Белинский услышал вальс Валерия Гаврилина и неожиданно осознал: "Это настоящий чеховский вальс!"
Идея родилась именно из музыки, а не из литературного первоисточника. Белинский давно мечтал создать телевизионный балет по произведениям Антона Чехова, но не находил подходящего музыкального материала. Композитор Валерий Гаврилин, изначально прохладно относившийся к балету, предложил использовать свои разрозненные сочинения, написанные в разные годы.
"Оказывается, сам того не ведая, я уже давно пишу балетную музыку, да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы!" — удивлялся позже Гаврилин.
Телевизионная версия балета с Екатериной Максимовой в главной роли вышла в эфир в мае 1982 года и мгновенно завоевала сердца миллионов зрителей. Успех был ошеломляющим: фильм получил Государственную премию РСФСР, приз "Интервидения" на фестивале "Злата Прага" и был показан в 114 странах мира.
Директор неаполитанского театра Сан-Карло, увидев телеверсию, немедленно заказал Владимиру Васильеву сценическую постановку. Так в 1986 году балет дебютировал на театральной сцене сначала в Неаполе, а затем в Большом театре СССР. С тех пор "Анюта" не сходит с подмостков ведущих театров мира.
Партитура балета представляет собой уникальную музыкальную мозаику. Знаменитая тарантелла создана на основе "Французской песенки" из "Фортепианного альбома" Гаврилина, тема чиновников родилась из оркестрового сочинения "Государственная машина". Валерий Гаврилин и Станислав Горковенко буквально по кусочкам собирали музыку будущего балета из различных произведений композитора.
Удивительно, но эта разнородная по происхождению музыка звучит абсолютно органично, создавая цельное музыкальное полотно, которое современники назвали "чеховской партитурой".
Сюжет основан на рассказе Чехова "Анна на шее", но дополнен новыми драматургическими линиями. История девушки из обедневшей семьи, вынужденной выйти замуж за пожилого чиновника ради спасения близких от нищеты, разворачивается через тонко продуманную хореографию Васильева.
Балетмейстер создал произведение, где каждое движение драматургически оправдано. От исполнителей требуется не только безупречная техника, но и высочайшее актерское мастерство. Особое внимание Васильев уделил кордебалету, создав для каждого артиста индивидуальный пластический образ с характерными чертами.
В бурятской постановке заглавную партию Анюты исполнят Харука Ямада (26 сентября) и Александра Богданова (27 сентября). Роли отца Анюты воплотят Вячеслав Намжилон и Михаил Овчаров, образы мужа Модеста — Михаил Овчаров и Аюша Аюшеев.
Сценографию и костюмы создал московский художник Виктор Вольский, известный своими работами в Большом театре и Мариинском. Световое решение и видеопроекции разработал Алексей Хорошев, что добавляет спектаклю современное техническое измерение.
— Спектакль сложный. Здесь как раз очень много картин, это кинематографический прием. Картины меняются стремительно, остановить этот процесс невозможно, потому что есть музыка Гаврилина. Это блистательная музыка! — поделился Виктор Вольский.
Сегодня "Анюта" входит в репертуар более десяти театров — от Мариинского в Санкт-Петербурге до Красноярского театра оперы и балета. Спектакль идет в Большом театре Беларуси, его ставили в Перми, Астрахани, Челябинске. Недавно состоялась громкая премьера в Мариинском театре под руководством Валерия Гергиева.
Для Бурятского театра оперы и балета приглашение Владимира Васильева стало настоящим coup de théâtre. Легендарный хореограф в последние годы редко работает в региональных театрах, предпочитая сотрудничать с ведущими мировыми сценами.
— Для нас это знаковый спектакль. Во-первых, это мы учимся, для наших артистов — это большая школа, — отметил директор театра Дмитрий Дылыков.
Спектакль открывает новый этап в развитии театра под руководством нового главного дирижера Валентина Богданова, который приступил к работе после завершения карьеры в Михайловском театре Санкт-Петербурга.
Секрет долговечности балета кроется в его удивительной способности соединять высокое искусство с человечностью чеховской прозы. Как говорил сам Васильев: "Мелодика и ритмика литературного произведения на балетной сцене будет по-настоящему волновать только тогда, когда визуальное восприятие сольется со слуховым".
"Анюта" стала эталоном того, как можно перевести на язык танца тонкую психологическую прозу, не утратив ни глубины характеров, ни остроты социальных конфликтов. Этот балет доказал, что современное хореографическое искусство способно создавать произведения, равные по силе воздействия великой литературе.
Возрастные ограничения: 12+