Когда и как ловить выгодные авиабилеты на зиму
17 октября, 23:10
Дорогой долгострой: почему строительство Третьего моста в Улан-Удэ съедает миллиарды
17 октября, 22:31
Школьников начнут обучать психологии семейной жизни
17 октября, 21:05
Кофе не яд, а лекарство от рака и гепатита, заявил доктор Мясников
17 октября, 20:30
Двойная пенсия и северные надбавки: кто получит прибавку в ноябре
17 октября, 19:35
Команда из Улан-Удэ выиграла международный конкурс профессионалов
17 октября, 19:01
Водителям придется менять утренние привычки: за прогрев авто назначат штраф
17 октября, 18:40
Прохожие нашли у мусорки брошенную коляску с младенцем
17 октября, 18:30
В Улан-Удэ мужчина напал на бригаду скорой помощи
17 октября, 17:40
В Бурятии запустили первые комбайны Т500
17 октября, 17:21
Александр Ведяхин провёл деловой завтрак "Энергия нового дня: симфония света"
17 октября, 17:20
Сбер принимает активное участие в трансформации отрасли электроэнергетики - Ведяхин
17 октября, 17:15
Бывшая начальница отделения связи в Бурятии присвоила 330 тыс. рублей
17 октября, 16:50
Ориентир забайкальских угольщиков – 9,8 млн тонн
17 октября, 16:30
На пожаре в Улан-Удэ спасли маломобильного мужчину
17 октября, 16:20

Дорогой долгострой: почему строительство Третьего моста в Улан-Удэ съедает миллиарды

Контракт с подрядчиком расторгнут
17 октября, 22:31 Общество
Третий мост пообещали достроить правительство Бурятии
Третий мост пообещали достроить
Фото: правительство Бурятии
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

UlanMedia. 17 октября. Власти Бурятии объявили, что расторгнут контракт с генподрядчиком строительства Третьего моста через Уду — компанией ОАО "Хотьковский автомост". Причина — финансовый кризис подрядчика, который не может выплачивать зарплаты, нанимать персонал и закупать материалы. На сегодня готовность объекта составляет 49%, вложено около 4,2 млрд рублей. Новый подрядчик должен завершить мост к 2027 году. Для жителей Улан-Удэ эта новость стала очередным ударом в истории стройки, превратившейся в символ долгостроя и невыполненных обещаний.

Предыстория: от идеи до поручения президента

Идея строительства третьего моста через Уду появилась еще в середине 2000-х годов. Впервые всерьез о необходимости переправы заговорили в 2005 году — требовалась дополнительная связка между Октябрьским и Железнодорожным районами для разгрузки пробок в центральной части города.

В 2009 году проект попал в список объектов к 350-летию Улан-Удэ, но экономический кризис выбил мост из планов республики. В 2012 году его включили в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, однако через год снова исключили из-за переориентации федерального правительства на крупные федеральные стройки вроде БАМа.

Переломный момент наступил в декабре 2017 года, когда президент Владимир Путин на пресс-конференции дал прямое поручение построить мост после обращения журналистки из Бурятии. С 2018 года началась разработка проектной документации, в 2019 году был объявлен тендер.

Выбор подрядчика и начало работ

В декабре 2019 года единственным участником аукциона стало московское ОАО "Хотьковский автомост" — предприятие из Сергиева Посада, с 1971 года занимающееся строительством мостов по всей стране. Сумма контракта составила 7,5 млрд рублей, завершить строительство обещали к 2024 году.

минтранс Бурятии

Рабочим на строительстве моста часто задерживали зарплату. Фото: минтранс Бурятии


Строительство стартовало весной 2020 года. Речь шла не просто о мосте, а о масштабном инфраструктурном комплексе общей протяженностью около 4 километров: четырехполосный мост длиной 202 метра и шириной 26 метров, два путепровода, тоннель под Транссибирской магистралью и транспортные развязки.

Поначалу все шло по плану. В декабре 2020 года исполняющий обязанности руководителя ГКУ "Бурятрегионавтодор" Игорь Петров даже обещал завершить строительство в 2023 году — раньше срока.

Первые признаки проблем (2020-2022)

Уже в процессе работ начали проявляться серьезные сложности. Строительство велось в городской черте, требовался выкуп 63 земельных участков, расселение жителей домов. Из 18 муниципальных участков к началу работ передали только 11, 3 принадлежали Российской Федерации, а 44 — частникам.

Особую головную боль принес перенос инженерных сетей. При переносе коммуникаций выяснилось, что под землей находятся неучтенные сети, о которых не знали даже собственники. Схемы не соответствовали фактически расположенным конструктивным элементам. Из запланированных 1360 метров водоснабжения выполнили 1058, из 3300 метров теплоснабжения — 2800, из 1100 метров канализации — только 150.

минтранс Бурятии

Подрядчик Третьего моста сумел создать проблемы и в других регионах. Фото: минтранс Бурятии

Осенью 2022 года впервые прозвучали жалобы строителей на задержки зарплаты. Это стало предвестником систематических проблем с финансированием.

К концу 2022 года произошло знаковое событие — мост соединил два берега Уды. Первые два пролета длиной 78 и 56 метров были перекрыты, началась сборка третьего пролетного строения. Заместитель генерального директора "Хотьковского автомоста" Григорий Полищук заявлял, что работы идут круглосуточно, задействовано 130 человек.

Нарастание кризиса (2023-2024)

2023 год не принес обещанной сдачи объекта. Напротив, начались системные срывы сроков. К весне 2024 года готовность моста составляла всего 40%. Подрядчик перенес срок сдачи сначала на конец 2024 года, затем на конец 2025 года.

Ситуация с зарплатами рабочих превратилась в настоящий скандал. В мае 2024 года строители массово жаловались на задержки: выплатили только 20% от положенного, кому-то по 15-17 тысяч рублей. Тогда власти обещали взять ситуацию на особый контроль.

минтранс Бурятии

Строительство Третьего моста сильно затянулось. Фото: минтранс Бурятии

Но не прошло и полугода, как история повторилась. В ноябре-декабре 2024 года вновь начались задержки зарплат на 2-3 месяца. По словам рабочих, недоплатили 30% за ноябрь, а за декабрь не выплатили вовсе. Долги перед отдельными работниками достигали 30 тысяч рублей.

Строители рассказывали, что из-за долгов объект лишился охраны — теперь безопасность главной стройки республики обеспечивали сами монтажники, дежурившие день и ночь без дополнительной оплаты. На объекте не было даже столовой. Руководство на жалобы отвечало просто: "Кого не устраивают условия — вот, пожалуйста" и предлагало выйти.

Финансовые проблемы и рост стоимости

Первоначальная стоимость контракта в 7,5 млрд рублей постоянно росла. В 2021 году Минтранс РФ одобрил увеличение финансирования на 1,8 млрд рублей. К концу 2024 года сумма выросла до 8,6 млрд рублей, а в некоторых источниках упоминалась цифра в 9 млрд рублей.

минтранс Бурятии

В конце 2025 года в Улан-Удэ нет ни построенного Третьего моста, ни Луковникова (уволился), ни Гоге (в СИЗО)). Фото: минтранс Бурятии

Подрядчик объяснял дополнительное финансирование ростом цен на стройматериалы и их доставку. Госзаказчик шел навстречу и выполнял новые условия.

Однако финансирование сталкивалось с постоянными проблемами. В связи с недостатком средств в 2022-2024 годах Минтранс России принял решение о распределении средств согласно выделенным лимитам и переносе сроков строительства на 2027 год. График финансирования растянулся: в 2025 году — 0,72 млрд рублей, в 2026 — 2,22 млрд, в 2027 — 0,32 млрд.

В сентябре 2024 года сроки сдачи перенесли в пятый раз — на четвертый квартал 2026 года. К этому моменту приняты строительно-монтажные работы на 3,85 млрд рублей, освоить предстояло еще 4,74 млрд.

Попытка расторжения контракта (декабрь 2024 — апрель 2025)

23 декабря 2024 года ГКУ "Бурятрегионавтодор" принял решение об одностороннем расторжении контракта с "Хотьковским автомостом". Формальная причина — подрядчик не предоставил обновленную банковскую гарантию.

При увеличении цены контракта в июне 2023 года до 8,6 млрд рублей должна была вырасти и банковская гарантия — до 2,2 млрд рублей со сроком действия до 27 марта 2027 года. Однако "Хотьковский автомост" проигнорировал это требование. По старой гарантии компания обязана вернуть в бюджет только 1,48 млрд рублей в случае аннулирования контракта.

минтранс Бурятии

Власти пообещали достроить его в 2027 году. Фото: минтранс Бурятии

Уже 24 декабря подрядчик обратился в арбитражный суд с иском об отмене решения о расторжении. Депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев иронично отметил: "У "Хотьковского автомоста" где-то нашлись деньги на оплату госпошлины, несмотря на заблокированные счета и невыплаченные зарплаты".

26 декабря арбитражный суд приостановил действие решения "Бурятрегионавтодора" до момента вынесения вердикта. Первое заседание назначили на 16 января 2025 года. Обе стороны ссылались на пункты контракта, считая правыми себя.

Интересно, что "Бурятрегионавтодор" с июня 2023 года игнорировал отсутствие обновленной гарантии. Кроме того, 19 декабря заказчик предъявил иск о возврате 728 млн рублей неотработанного аванса, но арбитражный суд вернул иск из-за несоблюдения досудебного порядка.

В итоге в начале 2025 года суд вынес окончательное решение: контракт с "Хотьковским автомостом" сохранен, подрядчик должен предоставить банковскую гарантию до 15 февраля 2025 года.

Новый виток проблем (2025)

Январь-февраль 2025 года ознаменовались очередным скандалом с зарплатами. Более 240 работников заявили о задолженности — им не выплатили зарплату за декабрь 2024 года, а за ноябрь недоплатили 30%. Общая сумма долга только за декабрь составила более 20 млн рублей.

минтранс Бурятии

Третий мост грозить стать долгостроем. Фото: минтранс Бурятии

Прокуратура Октябрьского района совместно с гострудинспекцией провела встречу с работниками, разъяснила положения трудового законодательства. Материалы направили в территориальную прокуратуру Московской области по месту нахождения юридического лица.

Некоторых работников отправили в отпуск без содержания, другие предпочли уволиться, не видя перспектив. За февраль рабочие получили по 12-15 тысяч рублей или не получили вовсе.

В марте 2025 года на стройке третьего моста возникли новые проблемы. Объект из-за долгов лишился охраны, и дежурить стали сами строители. 1 февраля Мостоотряд-34 устроил забастовку с требованием выплаты зарплат за ноябрь и декабрь.

Окончательное расторжение контракта (октябрь 2025)

В октябре 2025 года власти Бурятии приняли окончательное решение в одностороннем порядке расторгнуть контракт с ОАО "Хотьковский автомост". Глава республики Алексей Цыденов объяснил: "К сожалению, проблемы у генподрядчика не только по нашей стройке, но и по другим федеральным объектам. И нет надежды на то, что ситуация у строительной организации выправится. У компании нет ресурсов на зарплаты, найм персонала, закупку материалов".

Действительно, "Хотьковский автомост" сталкивался с проблемами и на других объектах. В Ульяновске компания срывала сроки строительства моста, которые переносились неоднократно — сначала на первый квартал 2024 года, затем на 1 декабря 2024 года, потом на лето 2025 года, и наконец на конец июня 2026 года.

Что сделано и что осталось

На сегодня состояние строительства — 49% готовности. В объект вложено около 4,2 млрд рублей. Основные конструкции моста возведены, инженерные сети переустроены почти полностью, идут работы по перемещению инфраструктуры на железнодорожной линии и возведению фундаментов опорных стен.

Новому подрядчику предстоит завершить обустройство дорожного полотна и возведение железнодорожного тоннеля. Власти ставят цель полностью сдать мост в 2027 году.

Почему строительство затянулось

История третьего моста — это сочетание объективных и субъективных факторов. Объективные сложности лежат на поверхности — это строительство в городской черте с необходимостью выкупа 63 земельных участков, неучтенные инженерные сети, о которых не знали даже собственники, несоответствие проектной документации фактическому расположению коммуникаций, необходимость переустройства городской канализационной станции без необходимого оборудования. Справедливости ради добавим недостаток федерального финансирования в 2022-2024 годах.

Но при этом нельзя закрывать на проблемы подрядчика. Тут и систематические задержки зарплат рабочим с 2022 года, и массовый исход персонала из-за невыплат,
и ухудшение ресурсной базы — нет денег на зарплаты, наем персонала, закупку материалов. Не забудем и финансовые проблемы на других федеральных стройках, кредиторскую задолженность в миллиардных размерах и как вишенка на торте — непредоставление обновленной банковской гарантии.

В итоге мы имеем с подрядчиком, от заключения контракта с которым отговаривали многие эксперты? Это пятикратный перенос сроков сдачи объекта. Это
рост стоимости контракта с 7,5 до 8,6 млрд рублей. Это бездействие госзаказчика при нарушениях со стороны подрядчика и отсутствие своевременного контроля за выполнением обязательств.

При этом нужно отметить, что Третий мост через Уду — не просто переправа, а ключевой элемент транспортной системы Улан-Удэ. Интенсивность движения по Новому Удинскому мосту превышает нормативную в 2,4 раза. Новый мост должен разгрузить транспортный поток на 30%, напрямую связав Октябрьский и Железнодорожный районы, минуя центр города. Комплекс включает не просто мост, а тоннель, два путепровода, пешеходный мост и развязки — полноценную реконструкцию транспортной системы. Для жителей столицы Бурятии это жизненно важный объект, способный решить проблему ежедневных пробок.

История строительства третьего моста в Улан-Удэ стала печальным примером того, как стратегически важный проект, реализуемый по поручению президента, превращается в долгострой десятилетия. От идеи в 2005 году до планируемой сдачи в 2027 году пройдет 22 года, из них непосредственно строительство займет 7 лет вместо запланированных 4.

Для жителей Бурятии эта стройка стала символом невыполненных обещаний и неэффективности управления. Систематические задержки зарплат рабочим, многократные переносы сроков, рост стоимости проекта и хроническая неспособность подрядчика выполнить обязательства — все это вызывает обоснованные вопросы о качестве контроля со стороны властей.

Теперь республике предстоит найти нового подрядчика и завершить начатое. Остается надеяться, что в этот раз сроки будут реалистичными, а выбор исполнителя — более взвешенным. Улан-Удэ заслуживает завершения этой многострадальной стройки.

227900
48
5