UlanMedia, 7 ноября. Новые правила расчета утилизационного сбора, которые вступают в силу с 1 декабря 2025 года, уже оказали серьезное влияние на автомобильный рынок Бурятии. Несмотря на месячную отсрочку, объявленную первым вице-премьером Денисом Мантуровым, жители региона фактически прекратили заказывать мощные иномарки из-за рубежа, опасаясь многократного удорожания растаможки. Подробнее — в обзоре UlanMedia.
Суть реформы: от 3400 рублей до миллионов
Согласно постановлению правительства, утвержденному 1 ноября, базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей теперь будет формироваться не только по типу и объему двигателя, но и по его мощности. Главное изменение касается автомобилей с двигателями свыше 160 лошадиных сил — для них отменяется льготный режим для физических лиц.
До реформы граждане платили символические 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 рублей за машину старше трех лет при ввозе для личного пользования. С 1 декабря эти суммы сохранятся только для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил, которые составляют около 80% российского автопарка. Для более мощных машин будет применяться коммерческая ставка, увеличивающая платеж в десятки и сотни раз.
Конкретные примеры впечатляют. Популярный в Бурятии кроссовер Toyota RAV4, за который ранее платили утильсбор в 3400 рублей, теперь обойдется покупателю в 2 миллиона 362 тысячи рублей. Это увеличение почти в 700 раз делает импорт таких автомобилей экономически нецелесообразным для большинства покупателей.

авторынок. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Рынок Бурятии: особая уязвимость
Бурятия исторически является одним из самых зависимых от японского импорта регионов России. По данным аналитического агентства "Автостат", средний возраст автомобилей в республике составляет 21,3 года — один из самых высоких показателей в стране. Почти 89% машин старше 10 лет, и подавляющее большинство — это японские иномарки, завезенные в 1990-2000-х годах или относительно свежие праворукие автомобили без пробега по России.
Именно такие автомобили оказались в зоне риска. Традиционно жители Бурятии заказывали машины напрямую с японских аукционов через посредников или покупали их во Владивостоке. Теперь эта схема под угрозой разрушения.
Паника перед введением новых правил
Еще в сентябре-октябре, когда стало известно о грядущих изменениях, на рынке началась паника. Жители Бурятии бросились покупать мощные автомобили, пока действуют старые ставки. По данным портала Drom.ru, спрос на отдельные модели взлетел кратно.
Toyota Harrier покупали на 58% чаще, чем месяцем ранее, при средней цене около 2 миллионов рублей и мощности двигателя до 280 лошадиных сил. Honda Stepwgn показала прирост на 27%, Subaru Levorg — на 30%. Продажи Subaru Legacy выросли в 2,5 раза, а Nissan Teana продемонстрировала рекордный рост — в 2,7 раза по сравнению с августом.
Фактически жители региона пытались инвестировать в мощность и надежность, стараясь успеть приобрести автомобиль до того, как новые ставки утильсбора сделают такие покупки недоступными.

Авторынок подержанных машин ждут большие изменения. Фото: UlanMedia
Заморозка заказов: рынок встал
Однако после публикации окончательного текста постановления с конкретными ставками рынок фактически замер. Компании, занимающиеся доставкой автомобилей из Японии и Китая, отмечают резкое снижение количества заказов на мощные автомобили.
Антон Самофалов, представитель одной из компаний по импорту автомобилей, объясняет ситуацию: "Если утильсбор действительно пересчитают по мощности, привозные автомобили подорожают от 10 до 50%. Тогда спрос окончательно уйдет в сторону маленьких и экономичных машин — к так называемым кей-карам".
Проблема усугубляется тем, что многие покупатели, заказавшие автомобили в августе-сентябре, рискуют столкнуться с тем, что их машины прибудут уже после 1 декабря. Из-за задержек в логистике они могут оказаться в ситуации, когда за уже оплаченный автомобиль придется доплачивать миллионы рублей дополнительного утильсбора.
Месячная отсрочка, предоставленная правительством, решает проблему лишь частично. Те, кто успел оплатить утильсбор до 1 декабря, получат автомобили по старым правилам. Остальные вынуждены либо отказываться от покупки, либо готовиться к многократному удорожанию.
Вторичный рынок: рост предложения при падении спроса
Парадоксально, но на фоне заморозки заказов новых автомобилей вторичный рынок Бурятии демонстрирует противоположные тенденции. По данным Drom.ru, в третьем квартале 2025 года спрос на подержанные автомобили увеличился на 28%. Средняя стоимость таких машин выросла на 2% и достигла 869 тысяч рублей.
С начала года количество объявлений о продаже подержанных автомобилей на сайте увеличилось на 37%: с почти 11 тысяч в январе до 15 тысяч в сентябре. При этом цены с начала года снизились на 4%. Рост предложений на вторичном рынке в основном связан с японскими автомобилями, число которых увеличилось на 39%, а цены снизились почти на 5%.
Эксперты объясняют это тем, что владельцы мощных автомобилей стремятся продать свои машины, пока спрос еще сохраняется, опасаясь дальнейшего падения цен после введения новых правил. Одновременно покупатели переключаются на вторичный рынок, понимая, что заказ нового автомобила из-за рубежа стал экономически невыгодным.

Авторынок подержанных машин ждут большие изменения. Фото: UlanMedia
Продажи автомобилей в регионе
В октябре на рынке было представлено около 15 тысяч предложений по продаже автомобилей, средняя стоимость которых составила 1,1 миллиона рублей. При этом медианная цена опустилась до 900 тысяч рублей.
Из сотни наиболее популярных моделей примерно половина продемонстрировала рост продаж более чем на 20% за месяц. Большинство автомобилей продавались по цене до 1 миллиона рублей, однако некоторые модели предлагались по более высокой стоимости. Среди них были Toyota Highlander, Toyota Kluger V, Nissan X-Trail, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser Prado, Honda CR-V и другие.
Аналитик автомобильного портала "Дром" Игорь Олейников отмечает, что после введения новых коэффициентов утильсбора рынок новых и подержанных автомобилей может значительно измениться. "Это означает, что цены на подержанные автомобили будут значительно ниже, чем на новые дилерские модели. В таком случае выбор между покупкой нового или подержанного автомобиля будет зависеть не от предпочтений клиента, а от его финансовых возможностей. Если у автолюбителя достаточно средств на покупку подержанного автомобиля, это не означает, что он сможет накопить немного больше и приобрести новый. Различие может стать существенным, и цена нового автомобиля может быть, например, на 50% выше, чем полностью идентичного, но подержанного", — объясняет эксперт.
Китайские автомобили демонстрируют высокие темпы роста продаж с начала года: за год они выросли почти на три процента, а к сентябрю — на 67%. Это связано с относительно небольшой долей китайских автомобилей на рынке подержанных машин — всего 1,3% в регионе. В октябре в топ-5 популярных моделей вошли Lifan Solano, Haval F7, Great Wall Poer, Geely Monjaro и Chery Tiggo 7 Pro Max. Структура лидеров продаж практически полностью изменилась с сентября, что также связано с небольшой долей китайских автомобилей на рынке.
Подержанные автомобили европейских и американских брендов показали годовой рост продаж на 31%, а к сентябрю — на 25%. Лидерами продаж остались Ford Focus, Skoda Octavia, а также Renault Logan, Sandero и Kaptur.
Корейские автомобили также демонстрируют рост продаж: за год их продажи увеличились на 29%, а за месяц — на 30%. В октябре лидерами продаж стали SsangYong Istana, Hyundai Solaris и Grace, а также Kia Rio и Sorento.
Японские автомобили составляют большую часть вторичного рынка Бурятии — 81%. В октябре продажи японских автомобилей выросли на 10% по сравнению с сентябрем и на 14% по сравнению с октябрем прошлого года. В топ-5 моделей по продажам вошли Toyota Corolla, Camry, Corolla Fielder и Allion, а также Honda Fit.
Продажи подержанных отечественных автомобилей продолжают падать: к сентябрю они снизились на 2%, а к октябрю 2024 года — на 10%. Российские автомобили занимают 8% доли всего вторичного рынка региона. Лидерами продаж являются модели Лада: "семерка", 4x4 2121 Нива, "шестерка", Приора, а также УАЗ Буханка.
Что дальше: прогнозы и риски
Автомобильный рынок Бурятии стоит на пороге серьезной трансформации. Повышение утильсбора фактически закрывает для большинства жителей региона возможность заказывать мощные автомобили из Японии и Китая. Это особенно болезненно для региона, где японские иномарки составляют основу автопарка.
Эксперты прогнозируют несколько сценариев развития событий. Первый — массовый переход на малолитражные автомобили мощностью до 160 лошадиных сил, так называемые кей-кары, для которых сохраняются льготные ставки утильсбора. Второй — дальнейший рост спроса на вторичный рынок с постепенным старением автопарка региона. Третий — увеличение доли китайских автомобилей, которые изначально проектируются с учетом ограничений по мощности.
Однако все три сценария предполагают ухудшение ситуации для потребителей. Ограничение выбора, рост цен на вторичном рынке из-за дефицита предложения и старение автопарка — всё это негативно скажется на мобильности жителей региона и безопасности на дорогах.
Правительство объясняет реформу необходимостью поддержки отечественного автопрома и борьбы с серым импортом. Однако для жителей Бурятии, где большинство населения не может позволить себе новые российские автомобили стоимостью 2-3 миллиона рублей, эта мера выглядит скорее наказанием, чем поддержкой. Автомобилисты республики готовятся к непростым временам, когда доступ к качественным и надежным автомобилям станет привилегией немногих.