Депутаты горсовета Улан-Удэ во главе с мэром столицы Бурятии могут просто не дойти до осенних выборов по вновь нарезанным округам. В случае принятия на весенней сессии Госдумы федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а затем и рамочного субъектового, делящего город на районы – автоматически будут прекращены полномочия главы города и городского представительного органа. Электоральный юрист, член правления Российской ассоциации политических консультантов Олег Захаров считает, что реформа сосредоточит региональную власть исключительно в руках губернаторов, и, соответственно, местная элита развяжет настоящую войну для того, чтобы кресла глав муниципальных образований занимали их ставленники, сообщает ИА UlanMedia.
По мнению Олега Захарова, новый законопроект будет принят в весеннюю сессию Госдумы. Более того, его, по мнению собеседника агентства, постараются принять до середины июня, когда по закону должны назначаться муниципальные выборы.
- Закон предусматривает следующий механизм: районы в городах вводятся законом субъекта РФ. Никаких критериев для этого не предусмотрено, районное деление можно ввести в любом городе, причем в любой момент. При этом нынешние районы ничего не значат, потому что новые районы - это новые муниципальные образования, а старое районное деление это совсем другое с юридической точки зрения, - рассказал Олег Захаров. - При этом никакого ограничения по прекращению полномочий недавно избранных мэров нет.
Как отметил Олег Захаров, механизм реформы на уровне субъекта запускается региональным парламентом, то есть фактически, находится в руках губернатора. Особенно если в регионе действительно "карманный" парламент.
- В законопроекте отдельно оговаривается, что, если в регионе в сентябре должны были пройти выборы мэров городов и закон субъекта РФ вступил в силу до их назначения, выборы эти не проводятся, - сообщил эксперт. - Как только закон субъекта о районировании вступает в силу, и мэр, и депутаты гордумы - автоматом, без всяких судов прекращают свои полномочия.
Электоральный юрист, член правления Российской ассоциации политических консультантов Олег , Тематическая иллюстрация. Автор фото: Фото предоставлено Олегом Захаровым
По мнению Олега Захарова, возможны три крупные последствия реформы.
- Если опустить шаблонные ритуальные причитания о конце демократии и схлопывании рынка политического консалтинга, то первое, что случится - специалисты по выборам полностью рассядутся по регионам. Потому что с таким количеством мелких выборов пропустить один сезон в насиженном месте - значит, потерять их на будущее навсегда. Второе: ювелирная работа юристов и технологов никому не будет нужна, кроме как на губернаторских выборах и выборах в Госдуму, которые проходят один раз в пять лет. А, значит, будет резкий наплыв непрофессионалов. Крутые юристы и модные технологи, маститые и глобальные - вымрут как динозавры. Останутся "хомячки", которым, чтобы выжить, надо, "мало есть", - рассказал Олег Захаров.
Самый важный, третий возникающий вопрос, по мнению эксперта - что же в такой ситуации делать региональной элите, у которой отобрали последние остатки независимости?
- Кроме радости за мудрое руководство партии и правительства (что, безусловно, разумно выберет большинство региональных элит), остается только отчаянная борьба "до последнего патрона". Если, кроме губернатора, в регионе нет другой самостоятельной политической фигуры, надо поставить своего губернатора. Региональные элиты будут сплачиваться, как никогда, и выходить на выборы губернатора сплоченными командами. Даже враждующие между собой местные кланы будут объединяться в такой обшей борьбе. Тогда регионы получат реально конкурентные выборы губернаторов, на которых уже будут максимально востребованы высококачественные юристы и технологи, - высказал свое мнению Олег Захарова. - Возродятся технологии двойников. Суды по снятию кандидатами друг друга будут просто ежедневными новостями.
С тем, что законопроект, скорее всего, будет принят Госдумой уже в весеннюю сессию, вполне согласен и председатель Комитета Народного Хурала Бурятии по госустройству, местному самоуправлению, законности и вопросам госслужбы Борис Ботоев.
Глава комитета НХ Бурятии по госустройству Борис Ботоев, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
- Все зависит от того, когда будет принят закон. Там в этом законе регламентировано, что нормы будут приняты на уровне субъекта. Поэтому надо будет подождать, пока примут федеральный закон, а после этого мы должны на республиканском уровне принять свой. Там четко прописано, что должны быть субъектовые законы. Если федеральный закон не успеют принять до лета, тогда все останется по-старому.
Но я вполне допускаю, что, поскольку законопроект в Госдуму внесен по инициативе президента РФ, то, скорее всего, его примут до летней сессии. Автором законодательной инициативы в субъекте может быть и глава, и Народный Хурал – все документы, касающиеся уровня местного самоуправления, инициирует, как правило, комитет по госустройству. Так что принятие субъектового закона зависит не столько от главы Бурятии, сколько от Народного Хурала, - рассказал Борис Ботоев.
Мэр Улан-Удэ Александр Голков новелл федерального закона не опасается, и с мнением о том, что законопроект о муниципальной реформе – "киллер городской власти", не согласен.
Мэр Улан-Удэ, председатель горсовета депутатов Александр Голков, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
– Это неправильное, но расхожее мнение. Объясню суть вопроса. За основу взята улан-удэнская система везде, Дума рассматривала ее. Система выстроена так, как должна быть на самом деле выстроена любая система политическая, система фильтров. Когда говорят о близости, доступности, когда говорят про мэров, обратите внимание – где есть прямые выборы мэра, там везде присутствует раздрай, скандал, политические группировки. Ни в одной практически стране мира за исключением крупных мегаполисов эта система не работает или отсутствует. Для чего все это делается: это двойные фильтры. Фильтр – муниципальный район и фильтр - муниципальный городской. Эти два фильтра не дают возможность случайным людям, людям с каким-то криминальным прошлым и так далее просто проскочить, потому что идет выборность из выборности, а потом из выбранных опять выбирают лицо.
Должен сказать, что гораздо сложнее выбираться из ограниченного круга, чем из неограниченного. Потому что есть политические технологии, которые позволяют оболванивать население. Вот это и есть так называемые прямые выборы, - высказал свое мнение Александр Голков.
- А новая система как раз направлена на то, чтобы максимально сделать эту систему демократичной, приблизить к населению. Все считают, что наоборот, а я хочу сказать, что та система, при которой изнутри районных округов будут избираться депутаты как раз наиболее близкие, из них будут делегироваться в городские округа представители. И из них будут избираться главы МО, эта система наиболее приемлема и управляема, потому что глава МО должен себя вести как орган местного самоуправления в одном лице. Тогда он регулирует абсолютно все вопросы, связанные с полномочиями, компетенции раздает. И тогда никаких не возникает разногласий.
На самом деле принятие этой модели вполне вероятно. 24-26 апреля нас собирают в одном из городов по этой системе, я думаю, что скорее всего будет принято решение, и если подавляющее большинство муниципалитетов поддержат, тогда в конце апреля есть большая вероятность, что Госдума во втором чтении остановится на этом вопросе. Да, будут изменения. Эти изменения приветствовать надо, - высказал свое мнение мэр Улан-Удэ.
Судьба горсовета и мэра в руках республиканских властей?, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Как случится в отдельно взятой Бурятии, и в частности, Улан-Удэ, станет известно уже в недалеком будущем. Однако очевидно, что инструмент воздействия на городские власти найден, и фактически он сосредотачивается, увы, в одних руках.
Напомним, как ранее сообщало ИА UlanMedia, поправки к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" были внесены в Госдуму группой депутатов 11 марта. Согласно тексту документа, глава городского округа с внутригородским делением должен избираться представительным органом муниципального образования из своего состава и исполнять полномочия его председателя.
Двухуровневую модель организации местного самоуправления предлагается распространить на крупные городские округа, для этого вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.
Глава местной администрации Улан-Удэ, по нормам законопроекта, останется наемным работником. Он будет назначаться на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
Инициаторы законопроекта, депутаты Госдумы от ЕР и ЛДПР, а также сенатор Степан Киричук пояснили, что данные поправки в закон призваны обеспечить доступность сильной власти на местах, о чем говорил в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации. Тогда глава государства одной из первых задач обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. При этом местная власть должна быть устроена так, чтобы "любой гражданин мог дотянуться до нее рукой".
Между тем, с предложенной депутатами Госдумы реформой МСУ намерены бороться объединения муниципалов. Поправки к закону критиковались на пятничном заседании Европейского клуба экспертов МСУ.
Член клуба, руководитель проектов Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив Андрей Максимов, исходя из того, что "политическое решение принято и менять концепцию законопроекта никто не будет", предлагает усовершенствовать проект. По его мнению, предложенная депутатами модель формирования местной власти не должна быть единственной. Также он считает необходимым "уточнить принцип делегирования районных депутатов в городской парламент". По его мнению, нужно предусмотреть возможность формирования представительных органов во внутригородских районах без создания в них муниципалитетов, поскольку в этом случае не надо будет создавать райадминистрации.
С таким предложением согласен вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Бабун. По его мнению, гораздо проще приблизить власть к населению, увеличив районный депутатский корпус. Сейчас это предложение обсуждается во всех городах — членах ассоциации. Господин Бабун намерен обратиться к другим объединениям городов, чтобы "выработать консолидированное мнение по реформе МСУ", которое будет представлено в Госдуму.
По мнению муниципалов, проблема МСУ не в системе управления крупными городами. Союз российских городов (СРГ) намерен отстаивать свое предложение четко определить вопросы местного значения муниципальных образований и их полномочия. В законе о МСУ должны быть, по мнению СРГ, записаны 33 вопроса местного значения городских округов, как, например, организация дошкольного и школьного образования, медицинского обслуживания. Для выполнения своих функций, считает СРГ, органы МСУ должны иметь полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, установке тарифов, организации и проведению выборов и так далее.
Справка: Городской округ с внутригородским делением, внутригородской район является самостоятельным муниципальным образованием. Под таковым понимается городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские муниципальные образования (внутригородские районы) (статья 2 ФЗ-131).
Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением является преобразованием муниципального образования и осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа (части 1 и 7.1 статьи 13 ФЗ-131).
Существующее сейчас деление городов (в основном областных центров) на районы не придает им автоматически статуса городского округа с внутригородским районным делением. Во-первых, существующее сейчас деление не регламентировано на уровне закона субъекта РФ, а является либо просто исторически сложившимся, либо регламентировано, но иным нормативным правовым актом.
Теперь должен быть закон, который вводит внутрирайонное деление. Во-вторых, областные центры сейчас - это, как правило, городские округа и, чтобы стать городскими округами с внутригородским районным делением, должен быть принят соответствующий закон субъекта РФ, которым будет изменен статус муниципального образования, то есть это процедура предусмотренная частью 7.1 статьи 13 ФЗ-131.
Преобразование муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частью 7.1 статьи 13 ФЗ-131, влечет за собой досрочное прекращение полномочий представительного органа (пункт 3 части 16 статьи 35 ФЗ-131) и досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования (пункт 12 части 6 статьи 36 ФЗ-131).
После принятия закона субъекта РФ в течение 6 месяцев должны быть сформированы внутригородские (районные) думы (советы) путем проведения муниципальных выборов (статья 2 Законопроекта о внесении изменений в ФЗ-131, часть 2 статьи 35 ФЗ-131 в новой редакции). Внутригородские (районные) думы (советы), в свою очередь, сформируют из своего состава уже городскую думу (часть 5 статьи 35 ФЗ-131).
Главы внутригородских районов и глава города избираются из составов соответствующих дум (советов) (пункты 6 и 8 части 2 статьи 36 ФЗ-131).