Реорганизация детских домов должна начаться в Бурятии в 2015 году - новые правила устанавливает правительств РФ. В мае 2014 года вышло постановление Кабмина РФ № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно документу, детские учреждения рассматриваются как временное жилье перед устройством детей в приемные семьи. В Бурятии реализация законопроекта начнется уже 1 января при том, что указанное постановление вступает в силу лишь с 1 сентября 2015 года. Насколько выгодна эта реорганизация властям, и как она повлияет на чиновничьи отчеты и отношения внутри семьи за закрытыми дверьми, читайте в материале ИА UlanMedia.
Родители по договору
Возможно, скоро поменяется статус приемной семьи, и в России появятся профессиональные приемные семьи. Новую форму устройства детей-сирот предложили в Госдуме РФ. В этом случае с опекунами заключат трудовой договор, приемные родители будут получать зарплату, у них появится право на отпуск. Отметим, что подобная форма не нова - до 2008 года приемные родители также получали зарплату, и у них шел педагогический стаж.
– Сегодня приемный родитель может взять сколько угодно детей на воспитание. В профессиональной приемной семье количество детей будет как минимум три. Это не догма, но скорее всего так и будет. Воспитывать маме-одиночке таких детей, будет очень сложно, поэтому стать профессиональной приемной семьей сможет только полноценная семья, – рассказала ИА "Национальная служба новостей" председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина.
Зарплата профессиональных приемных родителей составит около 20 тысяч в месяц, а ее точный размер будет зависеть от дорожных карт регионов, пишет "Российская газета". Но пока это предложение обсуждается, приемных родителей волнует то, что выплаты не индексировались с 2008 года.
Сам институт приемных семей выгоден всем — и детям, и государству, считают в Ассоциации приемных семей Бурятии. Ведь в детском доме на одного ребенка приходится не только воспитатель, но и сторож, сантехник, повар и другие работники.
– Например, в том же Малокуналейском детском доме девять детей, а их обслуживает целый коллектив, который раза в два больше, – объясняет председатель Ассоциации Гэрэлма Чердонова.
С ней согласны и в Минсоцзащиты Бурятии.
– Да, действительно, содержание одного ребенка в детском доме обходится бюджету в 350-380 тысяч рублей в год, а содержание приемной семьи - чуть больше 100 тысяч. Разница очевидная. Лучше эти деньги направить приемным семьям, – считает заместитель министра социальной защиты Эльвира Эрдыниева.
В министерстве сообщили, что вопрос создания профессиональных приемных семей находится в стадии проработки. Учитывая, что бюджет республики принят, то, по всей видимости, и в 2015 году приемные родители и их дети останутся с прежними суммами выплат. Сегодня приемный родитель получает 4,2 тысячи рублей, а ребенок — 4,8 тысяч рублей.
Почему важны жареные макароны?
В декабре в Бурятии семилетняя девочка умерла по вине приемной матери. Девочка заболела, и мать не стала обращаться к врачам – боялась, что органы опеки заберут ребенка. Решила лечить сама, итог - "накачанная" народными средствами, девочка умерла. В июне 2013 года 15-летняя девушка в Иволгинском районе во время пьянки зарезала 44-летнего мужчину. Как потом выяснилось, девушка была проституткой, воспитанницей детского дома. В прошедшие новогодние праздники трагедия произошла в детском доме "Малышок", где дети отравились средствами бытовой химии. Один из воспитанников скончался. Директора детского дома "Малышок" после гибели ребенка уволили.
Все эти случаи не связаны между собой, общее у них одно – все дети являются сиротами.
Как сообщили в Минсоцзащиты Бурятии, в настоящее время в регионе насчитывается более шести тысяч детей-сирот, в эту цифру также входят и дети, оставшиеся без попечения родителей. И сейчас одна из главных задач министерства – это передача детей в приемные семьи.
Ассоциация приемных семей совместно с Минсоцзащиты запустила в республике проект "Алтан Сэргэ: крепкая семья". Участники проекта будут искать и готовить будущих приемных родителей.
– Детей нужно изымать из детских домов, – считает Гэрэлма Чердонова. – Их не готовят к самостоятельной жизни, там они живут на всем готовом. Недавно рассказали такой случай. Девочку взяли в приемную семью, и как-то родители уходили на работу, и ее попросили приготовить макароны. Простое дело: сначала сварить, потом пожарить. Когда они пришли, то почувствовали запах чего-то горелого. Оказалось, что девочка свалила на горячую сковородку, причем без масла, макароны сразу из пакета и так "нажарила". То есть она ничего не умела.
У Валентины и Евгения Красниковых 13 детей. Живут они в поселке по Спиртзаводской трассе. Дети занимаются спортом. Кроме обычной общеобразовательной школы ребятишки посещает музыкальную и художественную школы.
– Главное – это научить детей учиться и работать, – считает Валентина. – В детских домах дети живут в системе, где есть права, а когда они выходят оттуда, общество начинает говорить им об их обязанностях.
Воспитать человека, а не героя криминальной хроники
Кроме того, что дети, вышедшие из детских домов, привыкли получать все готовое и не имеют элементарных навыков, еще более серьезной проблемой уже давно стала их криминализация.
– Почти в каждом подростковом детдоме есть свой смотрящий, которому все подчиняются. Живут по понятиям, у некоторых проблемы с наркотиками, – рассказывает Гэрэлма Чердонова. – И каждый год мы теряем часть поколения, потому что когда им наступает 18 лет, они уже перестают быть воспитанниками детских домов. Для государства они уже взрослые люди. Но на деле зачастую происходит по-другому: у некоторых возникают большие проблемы с адаптацией, и они становятся жертвами преступников. Это уже вопрос к службе постинтернатного сопровождения.
"Особые" отношения в детских домах косвенно подтвердили и Минсоцзащиты РБ.
– "Смотрящего" именно как криминального элемента нет, но, как и в любом учреждении, есть, скажем так, свой уважаемый человек, – пояснила заместитель министра социальной защиты Эльвира Эрдыниева.
Минсоцзащиты РБ приводит следующую криминальную статистику. За 11 месяцев 2014 года воспитанники детских домов совершили 41 административное правонарушение, в 2013 году – 13. К сожалению, отмечается рост уголовных преступлений на 16%. В 2013 году зафиксировано 37 преступлений, а в 2014 году уже 43.
Как сообщили ИА UlanMedia в МВД Бурятии, в 2014 году в республике был зафиксирован небольшой рост преступлений, совершенных подростками или при их соучастии. Остро стоит вопрос о злоупотреблении несовершеннолетними спиртными напитками. Так, в МВД отмечают рост преступлений, которые совершили пьяные подростки.
Дважды сироты
Кроме криминализации есть и другая проблема – вторичное сиротство.
– Недавно был случай, когда одна воспитанница детского дома родила и тут же сдала ребенка в "Аистенок". И этот случай уже шестой в этом году, – говорит Гэрэлма Чердонова.
В Минсцозащиты отмечают, что детей стали брали чаще, и количество возвратов уменьшилось. Если верить статистике министерства, то в 2013 году в детские учреждения вернулись 38 детей, а в 2014 – 31 ребенок.
– Мальчиков в детдомах всегда было больше, – рассказали корр. ИА UlanMedia в детском доме "Малышок". – Распространенные заболевания – это задержка психоречевого и физического развития. Надеемся, что после реорганизации логопедов не сократят. Возврат, конечно, есть, но больше возвращаются подростки - сказывается переходный возраст.
Возвраты – это вопрос индивидуальный. У кого-то возникают конфликты в новой семье, а в другой появляются материальные проблемы. Бывает, что ребенок возвращается в детдом, но с родителями остаются хорошие отношения, и спустя некоторое время он снова уходит в семью.
- Когда ребенок попадает в семью, то он, прежде всего, будет учиться ответственности. Ребенку лучше, когда у него своя комната, своя кровать, а не казенная. И, самое главное, есть отношения между людьми, - говорит Гэрэлма Чердонова. - Поэтому проект "Алтан Сэргэ" призван найти людей, которые будут брать не ради того, чтобы получать копеечные выплаты, а для того, чтобы воспитать человека, а не героя криминальной хроники.
Есть в Бурятии и Школа приемных родителей, в которой работают психологи и педагоги.
По словам Чердоновой, есть люди, которые берут детей ради получения социальных выплат. Зачастую это происходит в деревнях, где нет работы. В какой-то степени контролирующие функции кроме органов опеки сейчас выполняет Ассоциация приемных семей, но общественная организация пока работает без должной материальной поддержки.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Шестилетний мальчик умер в детском доме "Малышок" Улан-Удэ, отравившись средствами гигиены
Обстоятельства смерти трехмесячного мальчика выясняются в Бурятии
Опекуншу, "залечившую" девочку народными средствами до смерти, задержали в Бурятии
Видеоролик "Требуется мама" сняли сотрудники детского дома "Малышок" в Улан-Удэ
Более 300 детей обрели семью в Бурятии в 2014 году
Жители Бурятии стали чаще усыновлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения