Бурятия вошла в пятерку аутсайдеров среди регионов по количеству детских самоубийств. Основные причины - плохие результаты или боязнь ЕГЭ, серьезные разговоры с родителями и плохая социальная адаптация, считает уполномоченный по правам ребенка в Бурятии Татьяна Вежевич. По ее мнению, в республике зачастую замалчивают реальную причину смерти ребенка (суицид), поэтому официальную статистику по самоубийствам можно смело умножать на два. Таким образом, по сравнению с 2013 годом выросло число завершенных суицидов, и чуть сократились попытки детей свести счеты с жизнью. Об этом ИА UlanMedia сообщает по итогам круглого стола "Профилактика суицидального поведения школьников".
По словам Татьяны Вежевич, статистика детских суицидов в Бурятии очень печальная.
- Во всех странах мира суицид входит в число 10 ведущих причин смерти населения, - сказала омбудсмен. - Прогнозируется, что к 2020 году суицид встанет на второе место, опережая раковые заболевания и уступая только сердечно-сосудистым. Однако уже сейчас в группе молодежи от 15 до 34 лет суицидальная смертность входит в тройку лидирующих причин смерти. Все моложе становятся группы подростков, которые совершают суицид. Завершенный суицид в республике совершили и два шестиклассника, которым было по 10 лет. Это очень печально.
Официальная статистика фиксирует лишь явные случаи суицидов. В действительности, масштабы подростковых самоубийств в России могут быть гораздо выше в силу ряда субъективных и объективных факторов, приводящих к неучету потерь, обусловленных подростковыми самоубийствами.
- Объективными факторами недоучета самоубийств в официальной статистике является система ее формирований, - считает Татьяна Вежевич. - Несмотря на то, что сроки расследования инцидентов, предусмотренные законодательством, составляют один месяц, в российских реалиях они часто не выдерживаются, в медицинском свидетельстве о смерти часто указывают: "род смерти не установлен". Чаще всего это бывает суицид.
По словам Татьяны Вежевич, число субъективных факторов относится, с одной стороны с довольно частым стремлением присутствия родных и близких родственников скрыть истинную причину смерть, с другой стороны - это нежелание компетентных органов детально разобраться в причине смерти, тем более, что решающим фактором в случае гибели от внешних причин является мнение не судебно-медицинского эксперта, а следователя, ведущего соответствующее дело. Омбудсмен отметила, что здесь сказывается также и нежелание отдельных служб показать истинные причины смерти, более того, приуменьшить их масштабы.
- Поэтому иногда мы говорим, что ребенок погиб под колесами, а на самом деле, человек мог сам под эти колеса броситься. Утонул и другие причины, которые также могут свидельствовать о такой печальной статистике. Всю официальную статистику можно смело умножать на два, чтобы получить более объективную картину.
Рассказывая о статистике, Татьяна Вежевич отметила, что в силу указанных объективных и субъективных факторов, реальная статистика суицидов намного тревожнее и выше, чем официальная, примерно в два раза.
- Бурятия входит в пятерку российских регионов с высоким уровнем суицидальности. По предварительным данным, за 2014 год в Бурятии произошло 20 случаев суицида и 57 суицидальных попыток среди несовершеннолетних. По сравнению с 2013 годом выросло число завершенных суицидов и чуть сократились попытки, хотя все попытки суицида мы учесть не можем. Из них в Улан-Удэ девять завершенных суицидов с учетом троих студентов и 33 незавершенных суицида. В любом случае, в сравнении с 2013 годом - это рост (в 2013 году было три завершенных суицида, сейчас это девять. - ред). Из девяти умерших шесть - школьники и три человека - студенты одного из бурятских колледжей в Улан-Удэ. По социальному положению шесть детей из полных, внешне благополучных семей, три подростка из неблагополучных семей, родители которых в разводе или его воспитывает один родитель, чаще всего, употребляющий алкоголь.
Уполномоченная считает, что основные причины подросткового суицида - проблемы в школе.
- Из-за плохой сдачи ЕГЭ с собой покончили два человека, от страха предстоящего разговора с родителями погиб один ребенок, три студента, покончивших с собой - это первокурсники, которые не смогли адаптироваться. Скорее всего, на ребят оказывали психическое, физическое насилие. К сожалению, троих студентов колледжа мы потеряли. В трех случаях причина суицида не установлена, - отметила Татьяна Вежевич.
Омбудсмен также заострила внимание и на том, что единой теории, объединяющей причины самоубийств не существует, поскольку это социальное явление, связанное с социально-экономическими, культурно-историческими и этническими условиями развития общества. Следовательно, проблема детского суицида, это проблема не столько медицинская, сколько социальная, поэтому решать вопросы профилактики суицидального поведения нужно не только медикам, но и обществу и государству.
Также Татьяна Вежевич отметила, что зачастую и сами педагоги могут довести ребенка до состояния, когда жить ему уже не захочется.
- Сейчас расследуется преступление в одной из школ Улан-Удэ, не могу назвать в какой, потому что идет следствие - преступление против половой неприкосновенности ребенка, изнасилование, - рассказала Татьяна Вежевич. - Пока идет следствие, ведется психологическое давление на потерпевшую. Неграмотные действия проводят педагогические работники в первую очередь. Где у нас гарантия, что мы не доведем эту девочку до суицидального состояния?
Татьяна Вежевич отметила, что сегодня в школах важна подготовка и переподготовка кадров, повышение педагогического профессионализма кадров и ответственность руководителя образовательного учреждения за происходящее. Директора школ, в свою очередь, в своих выступлениях отметили, что строят работу с детьми на предупреждении негативных фактов и одной из эффективных форм такой работы мы считаем сотрудничество с социальными институтами, занимающимися вопросами профилактики.
Напомним, как ранее сообщало ИА UlanMedia, осенью 2014 года в поселке Новоселенгинск Селенгинского района в заброшенном доме нашли тела двух школьниц с признаками суицида. Причины суицида были непонятны, следователи возбудили уголовное дело.
В апреле 2014 года пропавшего школьника нашли повешенным в одном из строящихся домов в районе Верхней Березовке. По версии следствия, 17-летний подросток совершил суицид.
В марте того же года в селе Гусиное Озеро Селенгинского района Бурятии в бане на территории частного домовладения студент техникума подорвал себя гранатой. Ранее у него было несколько попыток уйти из жизни.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Склонность к суициду в Бурятии имеет этнокультурную основу - Национальный акцент
Пока выводы о причинах суицида двух школьниц делать рано - СУ СК РФ по Бурятии