Любовь к цирку, трюкам и особому драйву заставляет артистов Государственного цирка Бурятии вновь и вновь возвращаться на сцену, снова отдаваться бесчисленным тренировкам и быть сильными несмотря ни на что. Все это прекрасные и изящные артисты делают с одной главной целью — удивить и восхитить зрителей. Юная артистка цирка Дулма Пунцукова рассказала, чего стоят восхищенные вздохи публики, в интервью корр. ИА UlanMedia.
Во время репетиции. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Вы так юны и так хрупки... Как давно вы живете в этой профессии — артист цирка?
— Уже совсем скоро мне исполнится 20, для цирка это нормально. Для цирка много – это лет 35-36, как нашему тренеру, например, она уже не выступает. Я вернулась в цирк после перерыва и сейчас мой партнер по номеру "Енисей и Ангара", Павел, очень помогает мне войти в жанр. Паша не из цирка, из театра танца "Капуччино". Мы недавно познакомились, недавно освоили этот жанр вместе. Жанр для меня в новинку, до этого я только один раз работала в массовке подобного номера. Было тяжело осваивать новый жанр, но я справилась. Мой основной жанр акробатика, "каучук", воздушная гимнастика на полотнах.
— Вы сказали, что вернулись после перерыва. Почему же вы уходили из цирка?
— Вообще в цирковой школе я с 2003 года, сначала уходила из-за травмы в седьмом классе. И вот недавно была новая травма, которую я получила в Монголии на фестивале циркового искусства: упала с полотен и сломала ключицу. В результате я не работала несколько месяцев, вышла только в конце января. Восстанавливаться тяжело, потому что я не работала около 4 месяцев: мышцы атрофировались, стали слабыми и тело перестало гнуться так, как нужно, но я поправилась. Сейчас прихожу в форму.
— А как вы пришли в цирк?
— Я тогда училась в школе. И вот к нам пришли тренеры, они вызывали каждый класс в спортзал. Выбирали по телосложению, смотрели внимательно. Выбрали всего несколько человек: одному сказали от стенки до стенки пробежать, встать на мостик, шпагат, посмотрели на гибкость, скорость и сообразительность. Мне сказали встать на мостик и сделать шпагат. Потом ко мне подошла тренер и сказала "Придешь завтра в три". Никто, собственно, не спрашивал меня, хочу ли я пойти или не хочу. Просто — приходи. Мы занимались в Колледже искусств им. П. Чайковского. Сначала это было просто хобби, кружок. Потом — основное занятие, стиль жизни. Конечно, везде сложно, потом привыкаешь со временем.
Дулма Пунцукова. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Какую роль теперь цирк играет в вашей жизнь?
— Цирк играет самую главную роль, я окончила колледж искусств, но не стала никуда поступать, чтобы полностью посвятить себя цирку. Я не учусь, целый день нахожусь на тренировках, мы готовимся к гастролям.
— Что вы считаете своим главным достижением?
— Достижение? Я даже не задумывалась об этом. Наверное, на данный момент моим самым главным достижением стало то, что я научилась новому жанру — "подкидная доска". Да и вообще то, что я делаю трюки, перебарываю свой страх, работаю почти всегда без страховки. Только на тренировках я научилась новому жанру буквально за месяц.
"Цирк — это мое родное". Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Как вы боретесь с волнением?
— Я очень кипишной человек. Я вся извожусь, ладони вмиг становятся потными. Мой тренер успокаивает. Он подходит и говорит мне, что я справлюсь, что все будет хорошо, что я сильная. И с помощью его слов я успокаиваю себя, внутренне становлюсь спокойной. Собираюсь и выхожу на арену.
— Как зрители встречают в Бурятии и в других регионах?
— Всем нравится наш цирк, испытывают гордость. В других регионах иначе. Сначала обычно думают — ну, что за цирк опять к нам приехал, а потом теплые слова в интернете пишут, оставляют добрые отзывы. Бывает, приезжают труппы халтурные с непонятными номерами и дорогими билетами, у нас и билеты недорогие, и номера хорошие. Мои первые интересные гастроли были на Алтай, мои первые большие гастроли, это Барнаул, Алтай, и там нас очень хорошо встречали. До этого я ездила только по районам Бурятии. Еще побывала в Хакасии и Тыве, в Монголии. И вот этой осенью поедем на гастроли на Сахалин.
На репетиции. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Что для вас самое сложное?
— Для меня самым тяжелым моментом было, когда я второй раз ушла с травмой.
И потом — вернуться и сделать трюки такого же высокого уровня, сделать все это красиво и до конца, не потерять сноровку, побороть свой страх высоты. Всегда остается страх, что не смогу и снова упаду.
Но и есть смешные сложности: поправиться, а потом снова похудеть. Это очень быстро происходит: перестаешь заниматься и сразу – бам!.. набрала пару кг.
— Как случилось, что вы получили травму?
— Мой основной жанр раньше был каучук. Мы делали трюк четыре этажа... Девочка верхняя залезала на меня, надавила на спину очень сильно, а я была не разогретая. И вдруг у меня хрустнуло что-то... Смещение позвоночника. Родители запретили заниматься категорически. Но уже через полгода замечательно себя чувствовала, казалось, что все точно в порядке. Я забросила цирк, два-три года я не ходила, но потом все равно решила вернуться. Цирк — мое родное. Я нигде не видела себя, кроме цирка. В итоге, я вернулась и поступила в Колледж искусств.
Дулма и Павел осваивают новый жанр. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
Потом второй мой тренер Анна Хабеева научила меня воздушным полотнам, с этим номером я поехала в Монголию на выступление. Но неудачно получился трюк — я сорвалась и упала с пятиметровой высоты... Легко отделалась, на самом деле...
К полотнам я сейчас пока не готова, если честно. У меня и так сейчас два новых номера, нагружать себя еще одним я не смогу. У меня еще целый год восстановительного процесса с ключицей должен быть. Но я не могу больше сидеть на месте, мне надо бежать в цирк, что-то делать, работать. Я уже намучилась сидеть в зрительном зале. Я же все смогу сделать.
"Я больше не могу сидеть в зале". Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Какой ваш любимый номер? И что самое страшное?
— Любимый? Я всегда слезно умоляла взять меня в номер "вальтиж". Мне нравится, как меня подкидывают, я делаю трюк. И нравится реакция зала, это восхищенное "ах" в зале, когда я вновь встаю на руки ребят. Больше всего я боюсь упасть, особенно когда опыт такой уже есть. Но знаете, когда я выхожу на сцену, полностью отдаюсь зрителю, растворяюсь. Страх уходит. Главное, сделать бы все красиво, как бы не накосячить. Зритель отдает энергетику. Я выхожу на сцену, вижу одного зрителя и начинаю работать на него. Если я вижу его реакцию, хочется сильнее работать. Иногда я работаю на "дальнюю точку". Человек даже не понимает, что я на него смотрю, потому что в зале много людей.
— Большая разница между репетициями и выступлениями?
— Очень! Вышла на сцену — надо сделать трюк до конца, чтобы не переделывать. Сделать красиво и гордо. Выйти на поклон. Четко. Слаженно. Собранно. На тренировке не получилось — можно переделывать. Спокойно, потому что есть страховка.
— У вас есть любимый номер?
— До сих пор остался "вальтиж". С 2012 года я пыталась попасть в него, очень хотела.
Когда я была маленькой, мне нравилось смотреть, как другие цирковые летают в этом номере. И я мечтала, что тоже научусь так делать. Вообще же я хочу доработать жанр "каучук": сейчас вообще не гнусь, на руках не стою. В голове одна акробатика, ремни.
Хочу снова стать эквилибристом, снова гнуться, хочу связать свою карьеру с каучуком. Но пока не могу давать телу большую нагрузку, потому что еще не до конца восстановилась.
Во время репетиции. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Как же вас отпустили родители после двух травм?
— Родители не хотели меня отпускать, были категоричны. Но я же телец, упертая. Если поставила себе цель, иду к ней. Цирк такая профессия, что без травм никуда. Ну, упала, но восстановилась же. Родители приняли мое решение. Я сказала "возвращаюсь". И они меня поняли.
— У вас есть кумир, эталон, на который вы равняетесь в профессии?
— У меня есть три такие девочки. Во-первых, это мой Аня Хабеева, которой я восхищаюсь очень сильно, такая изящная и красивая. Вторая — Аягма Цыбенова, она работает в цирке Дю Солей. Великолепная девушка! На нее смотришь с открытым ртом, когда она на сцене. Такая тонкая талия, телосложение и мощь! Первый мой тренер Сэлэнгэ багша. В свои 60 она статная, с высоко поднятой головой. Никогда я ее не видела расхлябаной, она всегда очень красиво выглядит. Смотришь на нее и восхищаешься. Она и у Ани была первым тренером. И они даже похожи: движения, жесты.
Дулма осваивает новый жанр. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Многие не понимают, для чего артисты цирка трудятся не покладая рук. У многих цирковых с возрастом начинаются серьезные проблемы со здоровьем. Как бы вы ответили, зачем вы занимаетесь этим?
— У меня есть подруга, ее муж не понимает нашу профессию, говорит "Ради чего вы рискуете так?". И у него нет желания приходить на наши выступления, потому что он этого не понимает. Сколько людей, столько и мнений.
Но мы все равно тренируемся, падаем и снова поднимаемся, устаем, но идем дальше. В чем смысл... Я хочу оставить маленький след в культуре и искусстве Бурятии, хочу чтобы обо мне говорили с восхищением "была такая артистка цирка", как я сейчас восхищаюсь Аней, Аягмой...
Конечно, я думаю о будущем, о травмах. Сейчас спина болит и ноги, коленки. Я задумываюсь, меня это ждет. С девочками шутим, что лет в 40 мы просто рассыплемся. Но мы делаем это и для зрителей, для вас...
В репетиционном зале. Фото: Александра Данилова, UlanMedia
— Сногсшибательную новую программу. Сейчас у нас новая постановка хула-хупов, ремни, с нами работает не цирковой хореограф, мы с ним сделали совместный номер, новые трюки на подкидной доске. И мы всегда готовы сделать так, чтобы зритель был восхищен.