Виталий Барышников: Стела на Байкальском кольце - история про каждого из нас

Советник мэра города Иркутска рассказал об интересных фактах создания монумента и о планах на реконструкцию развязки
Стела "Иркутск - город трудовой доблести"
Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

1 октября в столице Приангарья произошло знаменательное событие — состоялось торжественное открытие стелы "Иркутск — город трудовой доблести". Монумент, посвященный трудовому подвигу иркутян в тяжелое время Великой Отечественной войны, появился на транспортном кольце рядом с плотиной ГЭС. Стела высотой 31 метр представляет собой памятный знак, в основании которого — девять больших бронзовых панно с изображением реальных фотографий жителей города. Венчает стелу 25-метровый шпиль, на котором размещены изображения российского и иркутского гербов и текст Указа президента о присвоении городу почетного звания "Город трудовой доблести". Советник мэра города Иркутска Виталий Барышников в беседе с корр. ИА IrkutskMedia рассказал о ключевых моментах создания стелы и о планах по реконструкции Байкальского кольца с учетом нового места притяжения горожан.


Виталий Барышников. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

— Виталий Владимирович, в июле 2020 года Иркутску присвоили звание "Города трудовой доблести" и в честь этого спустя два года открыли долгожданную стелу. 

— В Иркутске до Великой Отечественной войны жило порядка 250 тысяч жителей, и более 90 тысяч из них были награждены медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны". То есть, у нас очень много не только героев Войны, героев Советского Союза, кавалеров ордена Славы, но и героев Труда. Поэтому Иркутск по праву является городом трудовой доблести. В столице региона было 28 военных госпиталей, через которые прошли больше 100 тысяч раненых. Более 2 тысяч самолетов было построено на Иркутском авиазаводе. Здесь же были и железная дорога, завод тяжелого машиностроения. В свое время в Иркутск эвакуировали с Донбасса старокраматорский и новокраматорский заводы, а наш завод имени Куйбышева получил орден Трудового Красного Знамени за технику, которую он произвел для восстановления разрушенных шахт Донбасса. Поэтому это тоже часть нашей общей истории.

Иркутск абсолютно заслуженно получил это звание. И теперь есть зримое воплощение этого подвига в пространстве города. Я очень рад, что такой объект появился. Стела получилась абсолютно иркутская, несмотря на то, что она выполнена по всероссийскому проекту в рамках конкурса, который проводился в 2020 году Российским военно-историческим обществом. Автором проекта стал московский архитектор Денис Стритович.

— Стала ли иркутская стела в чем-то уникальной?

Во всех городах, получивших звание города трудовой доблести, уже появились или появятся подобного рода монументы, но в нашем городе стела уникальна как минимум своим размером — теперь она одна из самых высоких (если не самая высокая) в стране из тех, что уже установлены. Помимо этого она имеет необычную форму. В большинстве городов такие стелы окружены полумесяцем панно, стоящих на земле. У нас же это панно в виде некоего барабана, как бы опоясывающего стелу. Кто-то ее даже сравнивает с гардой меча, а сам шпиль — с острием.

И главная уникальность нашей стелы в том, что на девяти бронзовых панно изображены реальные фотографии. Коллажи составлены из настоящих снимков времен Великой Отечественной войны в Иркутске. Не так много фотографировали в те годы, тем более мало что сохранилось из фотографий оборонных производств. Сами понимаете — даже в сегодняшних условиях сфотографировать какое-то оборонное производство не так просто даже притом, что сейчас у всех есть телефоны с камерой в кармане. А тогда такие снимки тем более были редкостью.

— Почему монумент появился именно на Байкальском кольце?

 — Место было выбрано иркутянами. И, честно говоря, в самом начале у меня были большие сомнения по поводу именно этой территории из-за ее масштаба — думалось, что хорошо было бы поместить стелу возле Вечного огня. Но сегодня я абсолютно убежден, что выбранное место совершенно замечательное. Во-первых, появление стелы украсило эту территорию — а это важно, украшать памятниками, знаками и символами не только исторический центр, но и другие районы города. И в этом смысле теперь Байкальское кольцо действительно станет, я уверен, местом притяжения. Причем не только в какие-то праздники, связанные с Великой Отечественной войной.


Торжественное открытие памятного знака. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Стела станет одним из символов нашего города, украшением района. И появилась она в знаковом месте — рядом с Иркутской плотиной ГЭС — самым крупным объектом, изменивший в XX веке не только Иркутск, но и всю Иркутскую область. Рядом и путь на Байкал, который не минует ни один гость области или города, ни большинство иркутян, потому что мы очень часто посещаем нашу жемчужину Сибири. Здесь же проспект Маршала Жукова, который связан с историей Великой Отечественной войны. Вот причины того, что почему город получил удивительное, уникальное место именно здесь, на Байкальском кольце.

— Расскажите подробнее про изображения на стеле. Как выбирали, почему именно эти образы стали основой для панно?

— Каждый город ищет свои образы. И я очень рад, что в Музее истории Иркутска нашлись эти фотографии. Мы долго спорили, долго правили задумку, после того, как направили ее всероссийскому коллективу авторов эскиза стелы, который создавал единую проектную часть для всех городов. Они в итоге и создавали коллажи, мы их потом переутверждали, что-то меняли.

В результате на изображениях есть и курорт Ангара с медиками, где был один из первых госпиталей, и путина на Байкале, рыбаки...К слову о рыбаках — причем здесь, вроде бы, Иркутск? Но мы настолько привыкли к плотине, что забываем, что в годы Великой Отечественной войны Ангара была судоходной. И из Иркутска ходил флот, который занимался рыбной ловлей, в том числе снабжая рыбой госпитали, жителей города и формируя запас для фронта. Поэтому это тоже совершенно справедливая фотография — подлинные снимки байкальской рыбачки и фотография лодок с сетью.

Изображение ИЛ-4, самолет и мальчишка на его фоне за станком — тоже подлинная фотография члена молодежной комсомольской бригады. Железнодорожник, который стоит на фоне отправляемых поездов на фронт. Девчонки из Дворца пионеров, которые вышивают боевое знамя. Курсанты Черниговского военного училища, которые идут по улице Карла Маркса. Все эти снимки хранят историю реальных людей. Все это — Иркутск.

Попал на панно и танк Иркутский комсомолец, который носит имя Зои Космодемьянской. В Иркутске движение, носящее имя героини, первым в стране за счет своих собственных средств построило танковую колонну — это реализовали наши комсомольцы с завода имени Куйбышева в Иркутске. Один из танков этой первой колонны назвали в честь Зои. Весной 1942 года колонну передали в действующую армию. На снимке есть процедура передачи, где рабочий в штатском пожимает руку танкисту в шлеме.

А Всесоюзное движение Зои Космодемьянской было инициировано уже позже, в мае-июне 1942 года. Важно, что мы были первыми. Почему Зоя Космодемьянская? Зоя, ее родители и брат жили в Иркутской области, в Тайшетском районе еще до войны. Она была первой женщиной — Героем Советского Союза, ее подвиг стал широко известен еще зимой 41-42 годов. Поэтому многие шли в бой с ее именем. 

 — Давно идет речь про реконструкцию транспортного кольца на Байкальской. Сильно ли изменится проект с учетом появления стелы?

— Разумеется. Проектирование реконструкции транспортной развязки на кольце уже будет учитывать имеющуюся стелу, и нам бы хотелось, чтобы в процессе этого проектирования здесь могли бы появиться и подземные переходы, чтобы до монумента было проще дойти. Уже на сегодняшний день в этом месте достаточно большой людской трафик. Но и машин там, конечно, много, и перейти дорогу даже при наличии "зебры" не так просто. Поэтому подземные переходы могут стать настоящим спасением. Конечно, пока это только идея, потому что проекта Байкальской транспортной развязки еще не существует. Его мы будем заказывать в следующем году. Соответственно, проектировщики будут обязаны учесть в своем проекте наличие стелы, необходимость ее визуального обзора и доступа к ней.


Торжественное открытие памятного знака. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Для этого могут появиться именно подземные переходы, хотя могут быть и другие варианты. Подземку в дальнейшем мы бы могли использовать как в каком-то смысле музейное пространство для информирования жителей и гостей города и области о стеле: почему она здесь, что на ней изображено. Такая интерактивная, что называется, выставка с информацией о героях, о фотографиях, панно и вообще о том, как появилось звание города трудовой доблести, почему Иркутск его достоин. Эта идея обсуждалась и с мэром, и с руководством области. Надеюсь, комитет городского обустройства обсудит возможность появления подземных переходов с проектировщиками.

— Виталий Владимирович, в социальных сетях с момента появления стелы неоднократно поступали жалобы от автомобилистов на то, что в солнечный день из-за бликов от стелы сильно слепит солнце. Поступали ли такие обращения к вам, как можете прокомментировать эту ситуацию?

— На самом деле при обсуждении материалов в проекте стелы мы учитывали возникновение бликов, понимая, что в этом месте достаточно много солнца со всех сторон. С утра — с одной стороны, к вечеру — с другой. Я сам как автомобилист не раз проезжал мимо стелы, большой проблемы не увидел. Каждый водитель умеет смотреть так, чтобы видеть дорогу и контролировать ситуацию, и в то же время не ослепнуть от света встречных фар, к примеру. Поэтому нужно просто смотреть на дорогу. Я тоже слышал такие отзывы в сети, но, честно говоря, сам специально несколько раз проезжал в этом месте и с подобной проблемой не столкнулся. Да и бронзовые панно сейчас блестят, потому что новенькие, они со временем под воздействием атмосферы они чуть-чуть потемнеют, к тому же, стелу будут подсвечивать.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость