Этот чай пил Сталин от бессонницы. Мог выспаться за несколько часов
26 сентября, 12:00
Пользователи подписки MiXX от T2 увидят первыми новые серии "Комбинации" на Wink
15:25
Жители Бурятии выловили из Хилка труп с экстремистской символикой
15:25
Рожать в Улан-Удэ стало чуточку легче
14:57
Администрация Иволгинского района Бурятии проверит ситуацию с маршрутом №106
14:55
Бурятия взвоет в начале октября
14:20
В Бурятии посёлок получил новую котельную лишь после вмешательства прокуратуры
12:55
В Бурятии жители Поселья всё ещё ждут автобус до Улан-Удэ
12:35
Пассажиры Аэрофлота смогут получать и сдавать багаж в удалённом багажном терминале Шерегеш
12:30
Для тех, кому за 50: совмещайте эти 2 упражнения и занятия в тренажерном зале не нужны
12:00
В Бурятии укушенный собакой мужчина умер от выстрела в голову
11:45
Книги на родном языке стали доступны всем: аудиоверсию презентовали в Улан-Удэ
11:30
Заммэра Сергей Гашев о недогреве в Улан-Удэ: "Привлекать к ответственности"
10:50
В Улан-Удэ водитель опрокинул грузовик и травмировал позвоночник
10:15
Ночью в селе в Бурятии сгорел японский кроссовер
09:40
ФСБ задержала троих подростков за теракт в Иркутске
09:25
Основатель ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал развивать альтернативные экспортные маршруты 26 сентября, 14:45
Подписчики СберПрайм сэкономили более 130 млрд рублей 26 сентября, 12:40
Сбербанк выпустил бесплатную кредитку с лимитированным дизайном и светодиодами 25 сентября, 11:55
Лаборатория искусственного интеллекта открылась в Якутске 25 сентября, 08:30
Уже 2 млн детей учатся финансовой грамотности со СберKids 24 сентября, 16:45
В решении Сбера для грузоперевозчиков появилась расширенная отраслевая аналитика 24 сентября, 15:45
Дальневосточным авиакомпаниям уже не хватает самолётов. А Китай ждет на посадку 24 сентября, 07:20
Управляющий директор "Авито" Влад Федулов: Изменения невозможно остановить 23 сентября, 15:35
Якутск впервые станет площадкой проведения лекций AI Journey 20 сентября, 13:40
Эксперты Сбера обсудили будущее искусственного интеллекта и блокчейна на ICTWEEK 19 сентября, 17:35
Сбер: в 2024 году объем сделок по комплексному урегулированию долгов вырастет в 3 раза 19 сентября, 12:20
Сбер сократил срок торгов в банкротстве до 6 месяцев 19 сентября, 12:09
В Сбере рассказали о портрете типичного банкрота 18 сентября, 19:05
Стартовал 1-й тур профиля "Искусственный интеллект" Национальной технологической олимпиады 17 сентября, 12:25
Терморегулятор — новое умное устройство от Сбера 17 сентября, 12:05

Виталий Барышников: Стела на Байкальском кольце - история про каждого из нас

Советник мэра города Иркутска рассказал об интересных фактах создания монумента и о планах на реконструкцию развязки
7 октября 2022, 17:30 Общество
Стела "Иркутск - город трудовой доблести" Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Стела "Иркутск - город трудовой доблести"
Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

1 октября в столице Приангарья произошло знаменательное событие — состоялось торжественное открытие стелы "Иркутск — город трудовой доблести". Монумент, посвященный трудовому подвигу иркутян в тяжелое время Великой Отечественной войны, появился на транспортном кольце рядом с плотиной ГЭС. Стела высотой 31 метр представляет собой памятный знак, в основании которого — девять больших бронзовых панно с изображением реальных фотографий жителей города. Венчает стелу 25-метровый шпиль, на котором размещены изображения российского и иркутского гербов и текст Указа президента о присвоении городу почетного звания "Город трудовой доблести". Советник мэра города Иркутска Виталий Барышников в беседе с корр. ИА IrkutskMedia рассказал о ключевых моментах создания стелы и о планах по реконструкции Байкальского кольца с учетом нового места притяжения горожан.

Виталий Барышников

Виталий Барышников. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

— Виталий Владимирович, в июле 2020 года Иркутску присвоили звание "Города трудовой доблести" и в честь этого спустя два года открыли долгожданную стелу. 

— В Иркутске до Великой Отечественной войны жило порядка 250 тысяч жителей, и более 90 тысяч из них были награждены медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны". То есть, у нас очень много не только героев Войны, героев Советского Союза, кавалеров ордена Славы, но и героев Труда. Поэтому Иркутск по праву является городом трудовой доблести. В столице региона было 28 военных госпиталей, через которые прошли больше 100 тысяч раненых. Более 2 тысяч самолетов было построено на Иркутском авиазаводе. Здесь же были и железная дорога, завод тяжелого машиностроения. В свое время в Иркутск эвакуировали с Донбасса старокраматорский и новокраматорский заводы, а наш завод имени Куйбышева получил орден Трудового Красного Знамени за технику, которую он произвел для восстановления разрушенных шахт Донбасса. Поэтому это тоже часть нашей общей истории.

Иркутск абсолютно заслуженно получил это звание. И теперь есть зримое воплощение этого подвига в пространстве города. Я очень рад, что такой объект появился. Стела получилась абсолютно иркутская, несмотря на то, что она выполнена по всероссийскому проекту в рамках конкурса, который проводился в 2020 году Российским военно-историческим обществом. Автором проекта стал московский архитектор Денис Стритович.

— Стала ли иркутская стела в чем-то уникальной?

Во всех городах, получивших звание города трудовой доблести, уже появились или появятся подобного рода монументы, но в нашем городе стела уникальна как минимум своим размером — теперь она одна из самых высоких (если не самая высокая) в стране из тех, что уже установлены. Помимо этого она имеет необычную форму. В большинстве городов такие стелы окружены полумесяцем панно, стоящих на земле. У нас же это панно в виде некоего барабана, как бы опоясывающего стелу. Кто-то ее даже сравнивает с гардой меча, а сам шпиль — с острием.

И главная уникальность нашей стелы в том, что на девяти бронзовых панно изображены реальные фотографии. Коллажи составлены из настоящих снимков времен Великой Отечественной войны в Иркутске. Не так много фотографировали в те годы, тем более мало что сохранилось из фотографий оборонных производств. Сами понимаете — даже в сегодняшних условиях сфотографировать какое-то оборонное производство не так просто даже притом, что сейчас у всех есть телефоны с камерой в кармане. А тогда такие снимки тем более были редкостью.

— Почему монумент появился именно на Байкальском кольце?

 — Место было выбрано иркутянами. И, честно говоря, в самом начале у меня были большие сомнения по поводу именно этой территории из-за ее масштаба — думалось, что хорошо было бы поместить стелу возле Вечного огня. Но сегодня я абсолютно убежден, что выбранное место совершенно замечательное. Во-первых, появление стелы украсило эту территорию — а это важно, украшать памятниками, знаками и символами не только исторический центр, но и другие районы города. И в этом смысле теперь Байкальское кольцо действительно станет, я уверен, местом притяжения. Причем не только в какие-то праздники, связанные с Великой Отечественной войной.

Торжественное открытие памятного знака

Торжественное открытие памятного знака. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Стела станет одним из символов нашего города, украшением района. И появилась она в знаковом месте — рядом с Иркутской плотиной ГЭС — самым крупным объектом, изменивший в XX веке не только Иркутск, но и всю Иркутскую область. Рядом и путь на Байкал, который не минует ни один гость области или города, ни большинство иркутян, потому что мы очень часто посещаем нашу жемчужину Сибири. Здесь же проспект Маршала Жукова, который связан с историей Великой Отечественной войны. Вот причины того, что почему город получил удивительное, уникальное место именно здесь, на Байкальском кольце.

— Расскажите подробнее про изображения на стеле. Как выбирали, почему именно эти образы стали основой для панно?

— Каждый город ищет свои образы. И я очень рад, что в Музее истории Иркутска нашлись эти фотографии. Мы долго спорили, долго правили задумку, после того, как направили ее всероссийскому коллективу авторов эскиза стелы, который создавал единую проектную часть для всех городов. Они в итоге и создавали коллажи, мы их потом переутверждали, что-то меняли.

В результате на изображениях есть и курорт Ангара с медиками, где был один из первых госпиталей, и путина на Байкале, рыбаки...К слову о рыбаках — причем здесь, вроде бы, Иркутск? Но мы настолько привыкли к плотине, что забываем, что в годы Великой Отечественной войны Ангара была судоходной. И из Иркутска ходил флот, который занимался рыбной ловлей, в том числе снабжая рыбой госпитали, жителей города и формируя запас для фронта. Поэтому это тоже совершенно справедливая фотография — подлинные снимки байкальской рыбачки и фотография лодок с сетью.

Изображение ИЛ-4, самолет и мальчишка на его фоне за станком — тоже подлинная фотография члена молодежной комсомольской бригады. Железнодорожник, который стоит на фоне отправляемых поездов на фронт. Девчонки из Дворца пионеров, которые вышивают боевое знамя. Курсанты Черниговского военного училища, которые идут по улице Карла Маркса. Все эти снимки хранят историю реальных людей. Все это — Иркутск.

Попал на панно и танк Иркутский комсомолец, который носит имя Зои Космодемьянской. В Иркутске движение, носящее имя героини, первым в стране за счет своих собственных средств построило танковую колонну — это реализовали наши комсомольцы с завода имени Куйбышева в Иркутске. Один из танков этой первой колонны назвали в честь Зои. Весной 1942 года колонну передали в действующую армию. На снимке есть процедура передачи, где рабочий в штатском пожимает руку танкисту в шлеме.

А Всесоюзное движение Зои Космодемьянской было инициировано уже позже, в мае-июне 1942 года. Важно, что мы были первыми. Почему Зоя Космодемьянская? Зоя, ее родители и брат жили в Иркутской области, в Тайшетском районе еще до войны. Она была первой женщиной — Героем Советского Союза, ее подвиг стал широко известен еще зимой 41-42 годов. Поэтому многие шли в бой с ее именем. 

 — Давно идет речь про реконструкцию транспортного кольца на Байкальской. Сильно ли изменится проект с учетом появления стелы?

— Разумеется. Проектирование реконструкции транспортной развязки на кольце уже будет учитывать имеющуюся стелу, и нам бы хотелось, чтобы в процессе этого проектирования здесь могли бы появиться и подземные переходы, чтобы до монумента было проще дойти. Уже на сегодняшний день в этом месте достаточно большой людской трафик. Но и машин там, конечно, много, и перейти дорогу даже при наличии "зебры" не так просто. Поэтому подземные переходы могут стать настоящим спасением. Конечно, пока это только идея, потому что проекта Байкальской транспортной развязки еще не существует. Его мы будем заказывать в следующем году. Соответственно, проектировщики будут обязаны учесть в своем проекте наличие стелы, необходимость ее визуального обзора и доступа к ней.

Торжественное открытие памятного знака

Торжественное открытие памятного знака. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Для этого могут появиться именно подземные переходы, хотя могут быть и другие варианты. Подземку в дальнейшем мы бы могли использовать как в каком-то смысле музейное пространство для информирования жителей и гостей города и области о стеле: почему она здесь, что на ней изображено. Такая интерактивная, что называется, выставка с информацией о героях, о фотографиях, панно и вообще о том, как появилось звание города трудовой доблести, почему Иркутск его достоин. Эта идея обсуждалась и с мэром, и с руководством области. Надеюсь, комитет городского обустройства обсудит возможность появления подземных переходов с проектировщиками.

— Виталий Владимирович, в социальных сетях с момента появления стелы неоднократно поступали жалобы от автомобилистов на то, что в солнечный день из-за бликов от стелы сильно слепит солнце. Поступали ли такие обращения к вам, как можете прокомментировать эту ситуацию?

— На самом деле при обсуждении материалов в проекте стелы мы учитывали возникновение бликов, понимая, что в этом месте достаточно много солнца со всех сторон. С утра — с одной стороны, к вечеру — с другой. Я сам как автомобилист не раз проезжал мимо стелы, большой проблемы не увидел. Каждый водитель умеет смотреть так, чтобы видеть дорогу и контролировать ситуацию, и в то же время не ослепнуть от света встречных фар, к примеру. Поэтому нужно просто смотреть на дорогу. Я тоже слышал такие отзывы в сети, но, честно говоря, сам специально несколько раз проезжал в этом месте и с подобной проблемой не столкнулся. Да и бронзовые панно сейчас блестят, потому что новенькие, они со временем под воздействием атмосферы они чуть-чуть потемнеют, к тому же, стелу будут подсвечивать.

130192
48
5