12 января 2024. 12 января 1912 года была закончена укладка второй колеи Забайкальской железной дороги от Иркутска до Байкала.
В августе 1909 года на устройство второй колеи железной дороги на участках Иркутск — Байкал и Танхой — Карымская было высочайше утверждено отпустить из государственного казначейства около 35 млн руб.
Вторая колея. Фото: Фото: музей истории Забайкальской железной дороги
Для организации строительства было создано управление второго пути Забайкальской железной дороги. Весной 1910 года начались строительные работы.
Как рассказывает Ирина Макрицына, директор музея истории Забайкальской железной дороги, на перегоне Сохондо — Яблоневая второй путь был отодвинут от существующей однопутной галереи и помещён с правой низовой стороны в открытой полувыемке. Строителям не хотелось разрушать знаменитый тоннель на разъезде Тургутуй ("холодное и недоступное жилище злых духов, горное гнездо", как его тогда считали) на перевале Яблоневого хребта, являющегося мировым водоразделом. Понимая значимость этого места, русские инженеры-проектировщики в 1900 году поместили на порталах надписи: "К Великому океану", "К Атлантическому океану". Так что пассажиры с интересом для себя узнавали, что пересекают Великий мировой водораздел планеты.
"На укладке вторых путей и реконструкции Транссиба наряду с обычными орудиями труда и лошадьми использовались землеройные машины, экскаваторы, строительно-дорожные и погрузочно-разгрузочные механизмы, землевозные вагоны, узкоколейки с паровой и конной тягой", — пишет газета "Гудок" (12+).