Ангара. Фото: Раджана Бадмаева
— Нет сожаления, когда ты расстаешься с ними? — Мне часто задают этот вопрос (улыбается). Но такого ощущения нет. Все время, пока я делаю кукол — я любуюсь ими, одеваю, украшаю, и отпускаю со спокойным сердцем. Потому что их покупают не просто так, а те люди,которым это нравится. В одном сувенирном магазине, с которым я сотрудничаю, рассказали, что мою куклу "Хатан" — в мехах, в шубе, украшениями, купили супруги-коллекционеры из Улан-Удэ. У них в коллекции 4 или 5 кукол, и меня обрадовало, что они решили выбрать мою куклу. Это одна из немногих моих кукол, которая останется жить в Бурятии.
— Откуда берешь вдохновение? И вообще — нужно ли оно мастерам?
— В первую очередь я вдохновляюсь людьми. Каждое утро в трамвае разглядываю людей, иногда это становится даже нескромно. У нас вокруг очень много красивых людей. Подмечать их черты лица, изгибы — это очень интересно. Кроме того, в нашей республике невероятное количество образов, которыми можно вдохновляться. Культура сказок, сказаний, эпосов, много божеств. И все это можно интерпретировать по-своему.
А еще у нас много умельцев, и тем, кто хочет заниматься творчеством — нужно общаться с ними. Генерация идей с человеком, который мыслит так же, как вы, происходит моментально. Тем, кто занимается творчеством, я советую ходить на встречи, общаться с мастерами. Это может быть мастер из другой сферы, например, вы вяжете, он рисует. Каждый предлагает свои идеи и получается что-то грандиозное.
Но вообще я хочу сказать — вдохновение нужно только на первых порах. А сейчас такого нет, нужно садиться и делать. Нужно просто взять материал, полепить фигурки, и потихоньку процесс запустится.
На одном из мастер-классов. Фото: Раджана Бадмаева
— Насколько я знаю, ты сейчас учишься на чеканщика. Почему именно такой выбор?
— Да, я учусь в Колледже традиционных искусств народов Забайкалья. Первый мотив был — обучиться делать комплекты украшений для своих кукол. У бурятских женщин очень красивые украшения — ими украшают не только виски (именно такие мы видим чаще всего), но и волосы, плечи, спину.
Мужчинам хочу делать ножи и огнива. Плюс в бурятской культуре ценятся седла, есть задумка делать и их. Теперь для меня открыто многое. За время учебы я изготовила серебряное толи, поработала с медью и мельхиором.
Кстати, мой папа сейчас тоже работает с металлом, занимается изготовлением ножей. Когда мы начинаем разговаривать, нас иногда не понимают люди. Мы хвастаемся друг другу, что сделали, обмениваемся полезной информацией.
Здесь творятся куклы. Фото: Раджана Бадмаева
— Поделись своими творческими планами.
— Мои куклы сейчас предназначены для коллекций, взрослых людей. Но я давно вынашиваю идею сделать куколку для наших девочек, для детей. Чтобы она была в дэгэле, дети могли играть с ней, заплетали, и говорили "это моя Оюна, или Сэсэг". Хочу сделать такой продукт, чтобы и дети могли играть, одевать кукол в бурятскую одежду, заплетать их.
Я сейчас работаю над этим проектом. Учусь делать таких кукол, чтобы были такими же красивыми, проработанными, детализированными. Нужно еще, чтобы они двигались, сгибались руки и ноги, они были более мобильными. И, что особенно важно, чтобы они не ломались, были износоустойчивыми.
Для начала планирую сделать хотя бы небольшую линейку. Пока это будет девочка лет 9-10. На этом этапе очень много переделок, брака. Надеюсь, что летом эти куклы уже будут готовы. Стоимость я не загадываю, но хочу, чтобы ее могли купить все желающие.
— Уверена, что у тебя все получится! Спасибо за беседу!
Смотрите полную версию на сайте >>>
Следующая новость