16 января 2014. Компенсация затрат Байкальской пригородной пассажирской компании на аренду подвижного состава в Бурятии переложена на население региона. Вместо прописанных в федеральном законодательстве субсидий из регионального бюджета правительство Республики в два раза увеличило тарифы для населения, стремясь таким образом уравнять доходы и расходы БППК и избежать необходимости выплачивать компенсацию. Между тем такая политика может привести к тому, что необходимость компенсации убытков только увеличится из-за снижающегося пассажиропотока. Об этом в интервью ИА UlanMedia рассказал генеральный директор БППК Игорь Милостных.
- Каким образом компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава?
Каждый субъект РФ обязан в рамках федерального законодательства компенсировать убытки, связанные с эксплуатацией подвижного состава компаниям, оказывающим услуги пригородных перевозок. Органами федеральной власти было принято решение, что в 2014 году компенсация 99% расходов, связанных с эксплуатацией пригородными пассажирскими компаниями инфраструктуры железной дороги будет возложена на федеральный бюджет.
- Как складывается ситуация с компенсацией убытков в Республике Бурятия?
Споры по суммам убытков компании от перевозок пассажиров на территории Республики Бурятия идут давно. Наши расчеты шли вразрез расчетам Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, хотя они должны быть едины, ведь считаются по утвержденной методике.
Дело в том, что Республиканская служба по тарифам Республики Бурятии не совсем корректно считала населенность вагонов. На 2013 год ими спрогнозирована населенность в среднем 36,4 человека на вагон, при нашем прогнозе в 22,4 человека. Показатель населенности существенным образом влияет на расчет получаемых компанией доходов и соответственно ее убытков. Разница между фактически полученными доходами и спрогнозированными Республиканской службой по тарифам в 2013 году составила 68 млн рублей.
После продолжительных споров между правительством Бурятии и Байкальской пригородной пассажирской компанией о том, сколько все-таки пассажиров перевозится, мы обратились в Федеральную службу по тарифам, где была подтверждена заявленная нами фактическая населенность вагонов. С учетом данного решения в республики и рассчитывался тариф на дальнейшую перевозку пассажиров пригородными поездами.
- С чем связано существенное повышение тарифов для пассажиров на проезд пригородными электричками?
На наш взгляд двукратное увеличение тарифа связано только с тем, что правительство Бурятии планирует, таким образом, уравнять наши доходы за 2014 год с расходами, тем самым освободив республиканский бюджет от бремени компенсаций затрат на услуги БППК. То есть фактически субсидия на перевозки в республиканском бюджете на 2014 год не предусмотрена, а расходы на перевозку пассажиров пригородными электропоездами возложены на самих пассажиров.
Однако уже сегодня с уверенностью можно сказать, что при тарифе в 61 рубль населенность вагонов будет снижаться и стремиться к нулю, а наши доходы соответственно сокращаться, что приведет к разнице между затраченными и заработанными нами средствами и необходимостью дополнительных компенсаций из бюджета, которые в главном финансовом документе Бурятии не заложены.
- На какой срок на данный момент заключен договор между правительством Бурятии и БППК?
В декабре 2013 года был заключен договор между республиканскими властями в лице Минтранса и Байкальской ППК, но пока только на два месяца - январь и февраль 2014 года.
Также остается открытым вопрос по поводу перевозок льготных категорий граждан, ведь увеличенный тариф повлечет и дополнительные бюджетные затраты на их перевозку.
- Как БППК оценивает сложившуюся на территории Бурятии ситуацию с пригородными пассажирскими перевозками?
Что касается нашей позиции в отношении к сложившейся ситуации, то могу сказать однозначно, нельзя забывать, что пригородные поезда это социальный вид транспорта и без поддержки властей, на самоокупаемости, не выживет. Сегодня ничего, кроме увеличивающихся долгов перед арендодателем подвижного состава Восточно – Сибирской Дирекцией моторвагонного подвижного состава, от работы в Республике Бурятии мы не получаем. Прекратив работу на территории Бурятии, наша компания не только ничего не потеряет, но и существенно сократит свои убытки. Однако мы понимаем, что людям нужны электропоезда, к нам поступает очень много обращений от жителей республики. В северных районах у людей нет альтернативы пригородным поездам из-за отсутствия автомобильных дорог на некоторых участках. Поэтому мы ведем переговоры с правительством Республики Бурятия, продолжаем работу, ищем пути сохранения пригородного движения на территории республики.
Напомним, стоимость проезда на электричках с 1 января 2014 года возросла в Бурятии в два раза. Проезд в пригородном поезде на расстояние до 10 км теперь стоит 61 рубль, а не 32 рубля, как это было ранее.
Как ранее сообщало ИА UlanMedia, жители станции Мостовая в Бурятии оказались отрезаны от жизни из-за цены на электрички: после новогоднего подорожания проезда в пригородном электротранспорте жизненно необходимые поездки на пригородных электропоездах оказались неподъемными.
Жители еще одного села - Татаурово - в ожидании утреннего электропоезда до Улан-Удэ вынуждены в мороз стоять на улице под пронизывающим ветром. После решения властей Бурятии не субсидировать пригородное сообщение вокзал станции Татаурово открывается лишь в 8 утра, в то время как электричка отходит в 6 утра.
Между тем Бурятия должна "Байкальской пригородной пассажирской компании" за 2011 - 2013 годы 143 млн рублей. Фактические расходы перевозчика превышают расчёты Республиканской службы по тарифам (РСТ).
Стоит отметить, что ситуация с пригородным пассажирским сообщением находится в центре внимания уже давно. Отмене электричек были посвящены довольно скандальные общественные слушания, а заместитель председателя комитета по экономической политике Народного Хурала Анатолий Кушнарев вносил на рассмотрение главы Бурятии вопрос о созыве экстренного совещания.