4 августа 2014. "Самотлор" способен переработать сточные воды с судов всего Байкала. Проблема по очистке сточных и подсланевых вод в настоящий момент никак не решена, один из вариантов – восстановление судна "Самотлор" предложила на круглом столе, посвященном развитию инфраструктуры туризма Заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия Ольга Коломеец, сообщает корр. ИА UlanMedia с места событий.
Она выступила с докладом "О проблемах сбора и утилизации сточных вод и мусора с судов на озере Байкал". Подсланевые воды являются отходами деятельности судов, которые относятся ко второму классу экологической опасности и включены в один список с такими веществами, как серная кислота, электролиты, цементная пыль и прочее. На работающих судах есть отработанные нефтепродукты и многое другое, что должно быть обезврежено и утилизировано. Для осуществления по обезвреживанию таких отходов необходимо оформление соответствующей лицензии. Таких лицензий на настоящий момент выдано немного.
Озеро Байкал входит в перечень внутренних водных путей РФ и относится ко второй группе водных путей с протяженностью 2,3 тысячи км. Флот, задействованный на Байкале представлен различными судами. По характеру плавания увеличивается количество судов, занимающихся перевозкой людей, и уменьшение судов, занимающихся хозяйственной деятельностью. Всего порядка 50% зарегистрированных судов проходят освидетельствование и допускаются к плаванию.
Ольга Коломеец рассказала об одном из вариантов очистки сточных и подсланевых вод.
- Крупнейшим судовладельцем является ООО "Восточно-Сибирское пароходство". В 2013 году оно эксплуатировало 81 единицу флота, было перевезено 1,7 млн тонн груза и 135 тысяч пассажиров. Все суда сдают загрязненные отходы, подсланевые воды на очистку на судно комплексной переработки отходов "Самотлор". Это судно установлено в Порту Байкал, оно способно перерабатывать до 25 кубов нефтесодержащих и 150 кубов сточных вод в сутки.
За навигацию 13 года на "Самотлор" сдано 687 тонн, в 2012 – 461 тонна загрязненных сточных вод, - отметила она. Сброс очищенных вод осуществляется на шестом километре реки Ангара в соответствии с актом межведомственной комиссии по эксплуатации плавучих очистных станций Порта Байкал. Показатели очищенных вод по результатам производственного контроля соответствуют санитарным нормам и правилам. Сбор мусора производится в береговые контейнеры на местах базирования судов, с дальнейшим вывозом на свалки, - подвела итог Заместитель руководителя Управления Росприроднадзора.
Предприятие имеет возможность сбор подсланевых и сточных вод со всех судов, эксплуатируемых на Байкале и в Иркутском водохранилище. Для этого необходимо восстановить "Самотлор" в самоходном варианте.
В 2000 году для сбора сточных вод и мусора с судов и других плавучих средств на Байкале были рассмотрены два варианта. Первый – сбор сточных и подсланевых вод и мусора в приемных пунктах, организованных на причалах, очистка вод на существующих и проектируемых поселковых очистных сооружениях. Второй – Сбор подсланевых вод на организованных приемных пунктах с дальнейшей очисткой на самоходном судне "Самотлор", оборудованным комплексом очистки ОНВ – 25. Экономически выгодным был признан первый вариант. Было предусмотрено шесть приемных пунктов, которые должны были располагаться по акватории озера Байкал, три пункта на территории Бурятии и три – Иркутской области. Эти пункты размещались на существующих причалах. Все документы проекта получили обоснование, но до реализации дело не дошло.
Проблемы очистки сточных вод и сбора мусора остаются без внимания и решаются судовладельцами самостоятельно. Для решения этой проблемы было предложено восстановить самоходность судна "Самотлор", а также дополнительно создать аналогичные суда для размещения в городе Северобайкльске, Турке, Усть-Баргузине и на Малом море.
Напомним, вопрос включения строительства и реконструкции причальных сооружений Бурятии в федеральную целевую программу обсудят на Байкальской международной деловой неделе, которая пройдет в республике 4 и 5 августа под эгидой Морской коллегии при правительстве РФ. Главной темой обсуждения станет развитие судоходства и проблемы импортозамещения