30 декабря 2015. Кризис в стране, связанный с падением курса рубля и экономическими санкциями, не слишком отразился на экономике Бурятии, считает председатель комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Народного Хурала республики Бурятия Анатолий Кушнарев. Оценивая экономические итоги 2015 года, парламентарий назвал как негативные моменты, так и перспективные направления, сообщает ИА UlanMedia.
— В целом я такого бы не сказал, что у нас кризис и обвал промышленности, экономики. Если снижение ВВП по России ожидается на уровне 3,3%, то у нас оно намного меньше, может около нуля. Экономика в 2015 году находилась в стабильном состоянии, не поднималась, но и не падала, — считает Анатолий Кушнарев.
Улан-Удэнский авиазавод. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Производство Бурятии
По мнению Анатолия Кушнарева, падение курса рубля, как ни странно, положительно отразилось на Улан-Удэнском авиационном заводе, поскольку возросла выручка от продажи вертолетов за границу. Анатолий Кушнарев отметил, что количество вертолетов, выпущенных в России в 2015 году сравнялось с количеством, выпущенным в СССР до 1990.
Но в то же время, экономический кризис повредил другим предприятиям, таким как "Улан-Удэстальмост".
— По "Улан-Удэстальмост" депутаты обеспокоены, мы хотим сделать выездное заседание по данному вопросу. Причина понятна — кризис в стране, планы строек мостов значительно снизились, ряд заказов "заморожен". Хотя возможно нам поручат заказ на Крымский мост. 2016 год нам надо как-то пережить и сохранить и предприятие, и коллектив, — говорит Анатолий Кушнарев.
Также Кушнарев отметил, что снизились объемы заказов на строительство зданий и дорог, так что многие предприятия строительного бизнеса могут следующий год не пережить. Было отмечено тяжелое состояние ООО "Икат-плюс", крупнейшего в Бурятии строителя дорог.
Боле оптимистично он оценил перспективы "Улан-Удэнского приборостроительного объединения". "Приборка" работает более-менее нормально, в будущем году ожидаются заказы по программе импортозамещения. Также стабильно сейчас работает "Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод", массовых увольнений сейчас нет.
Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Что касается Селенгинского целлюлозно-картонного комбината, то по словам Анатолия Кушнарева, новому руководству постепенно удается снижать его долги.
— Преимущество Селенгинского комбината — он единственный в России выпускает целлюлозу из древесины для лекарственных целей, тогда как все остальные — из вторсырья. К комбинату проявляют интерес другие регионы страны и Китай, так что можно надеяться, что он встанет на ноги, — считает Анатолий Кушнарев. Он отметил, что Селенгинск вошел в первую категорию моногородов, там будет строиться крупный бройлерный птицекомплекс с тепличным хозяйством.
Миграция бизнеса
Нельзя было не затронуть такую тему, как юридическое перемещение предпринимателей Бурятии в регионы с более выгодным "налоговым климатом". Напомним, что в этом году в Бурятии наблюдался особо массовый отток бизнеса в связи с чрезмерными проверками налоговых органов. По словам Анатолия Кушнарева, в миграции бизнеса во многом сказались льготные условия Крыма, который государство решило таким образом поддержать. Закономерно, что бизнес потянулся туда, где ему лучше. Он отметил, что есть и определенный приток в Бурятию, но к сожалению, динамика пока отрицательная. Также, по его мнению, бизнесмены оказались не готовы к новому порядку налогообложения в стране. Тем не менее, Анатолий Кушнарев отметил, что действительно имели место "перегибы" со стороны бурятских налоговиков:
— Провели рабочее совещание с "Титаном", например, выслушали их жалобы на проверки их рыбзавода в Сотниково. Мы действительно не понимаем, почему так прессуют это предприятие. С налогами у него все нормально, оно платит свыше 100 млн в наш бюджет. Якобы они работают с фирмами-однодневками, такая претензия появилась у налоговой к нашим бизнесменам. Но когда бизнесмен заключает контракт, откуда он знает, однодневка или не однодневка? Они проверяют историю, вроде бы нормально, все зарегистрировано. Но тот же "Титан" одна фирма "кинула" на три млн рублей. А у налоговой жесткие требования, обвиняют чуть ли не в пособничестве, — заявляет Анатолий Кушнарев.
Лесозаготовки и лесные пожары
По мнению Кушнарева, летние лесные пожары принесли колоссальный ущерб экономике Бурятии.
— В какую сумму можно оценить, мы еще не просчитали, но это миллиарды, возможно десятки миллиардов. Причинен вред и охотничьим угодьям. Сейчас идет мониторинг пострадавших территорий, — говорит Анатолий Кушнарев. По его мнению, лесные пожары нанесли ущерб и туристической отрасли Бурятии, отпугнув приезжих. Что касается леса, погибшего в огне, то возможно его количество не столь велико, как показывают предварительные оценки, ведь пожар не выжигает территорию начисто. Даже горелый лес мог бы приносить огромные доходы, но тут возникают препоны юридического характера.
Лесные пожары. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
— По закону мы не можем взять лес, сгоревший в центральной экологической зоне. В результате мы не имеем ни деловой, ни дровяной древесины, а там появляется зона для распространения вредителей и болезней, — объясняет Анатолий Кушнарев.
Депутат отметил, что лес — важный ресурс, но в Бурятии его используют не в полной мере. По его словам, в Иркутской области из 75 млн куб. метров расчетной лесосеки добывается почти 30 млн, тогда как в Бурятии из 10 млн куб. метров расчетной лесосеки добывают лишь 2,3 млн. По мнению Анатолия Кушнарева, нужно развивать лесозаготовки.
Внешнеэкономические отношения
По словам Анатолия Кушнарева, в Бурятии увеличилась активность иностранных инвесторов, преимущественно из Китая.
— Последние месяцы участились инвесторы из Китая. Видимо повлиял курс рубля по отношению к юаню, также ушли европейские и американские инвесторы. Ну и предложения для инвесторов улучшились. предлагают серьезные деньги, миллиарды, на различные проекты: природопользование, туризм, — говорит Анатолий Кушнарев. Наиболее видный проект инвесторов — строительство заводов по розливу байкальской воды, которые принесут республике большие налоговые доходы. Присматриваются китайские инвесторы и к особой экономической зоне "Байкальская гавань".
Другой выгодный партнер — Монголия, которая постоянно предлагает мясо высокого качества, экологически безопасное, но есть нерешенные вопросы со строительством новых таможенных пунктов в Джидинском и Закаменском районах республики. По словам Кушнарева, их предстоит решать на федеральном уровне, создавая рабочую группу. Есть и сложности с ветеринарным контролем, препятствующие импорту монгольского мяса.
Обострение отношений с Турцией и Украиной, по мнению Александра Кушнарева, на экономике Бурятии не должно сказаться.
— Мы далеко живет и от украинской границы, и от турецких берегов, поэтому экономика не так связана с ними. Турецкие товары заполняли рынок ширпотреба до Урала, но у нас в основном Китай. Также будем меньше есть турецких овощей и фруктов, зато будем есть свои, сам я покупаю яблоки из Крыма. По сельскому хозяйству все уже поняли, что мы должны иметь собственное продовольствие, мы его можем экспортировать и получать больше, чем за оружие. С Украины наш авиазавод раньше получал вертолетные двигатели. Но, по словам Леонида Белых, на заводе оставался их запас, а сейчас, в рамках программы импортозамещения переходят на двигатели из Санкт-Петербурга, — рассказал Анатолий Кушнарев.
Развитие туризма
Нельзя было обойти стороной и вопрос о состоянии туристической отрасли в Бурятии. Разговоры о развитии туризма в республике идут много лет, однако не слишком впечатляющие успехи заставляют скептиков усомниться в его перспективности. Тем не менее, Анатолий Кушнарев считает это направление одним из приоритетных.
— Имея такой бренд, как Байкал, нельзя не развивать туризм. Могут не знать Бурятию, могут не знать Иркутскую область, но Байкал знают во всем мире. Хотя речи про развитие туризма на Байкале идут с 90-х, серьезные деньги стали вкладывать только недавно. Есть бренд "Байкал", есть бренд "центра буддизма", есть бренд "старообрядчество". Мы должны развивать туризм как отрасль, это важная статья дохода в экономике. У нас можно развивать лечебно-оздоровительный туризм, кулинарный туризм, у нас же бурятская кухня, семейская, татарская и много другого, агротуризм, экотуризм. Видов туризма огромное количество, не надо замыкаться на одном, — считает Анатолий Кушнарев.
В связи с темой разивтия туризма следует коснуться и проблем ОЭЗ "Байкальская гавань". По мнению Кушнарева, отставание от сроков ее строительства объективные, не связанные с нерациональными решениями должностных лиц.
— Резиденты не идут в "Байкальскую гавань" по разным причинам, в том числе из-за кризиса. Некоторые оказались "пустышками", не способными вложить деньги. Тогда как в ОЭЗ на иркутской стороне было выявлено именно неэффективное использование бюджетных средств. У нас же объективные причины, в том числе бюрократические проволочки, проблемы с частой сменой руководства ОЭЗ. Кризис закончится, резиденты пойдут, — считает Анатолий Кушнарев.
Депутат подчеркнул, что последнее время Бурятия позиционирует себя как регион с приоритетным развитием туризма.
Недропользование
По мнению Александра Кушнарева, в республике перспективна добывающая промышленность, но с учетом экологии. Например, Хиагдинское месторождение в Баунтовском районе, где добывают уран, должно увеличить объемы в связи с вводом завода по производству серной кислоты. По словам депутата, для экологии Бурятии ущерб не ожидается. Или угольное месторождение Саган-Нур, хотя Анатолий Кушнарев отметил, что цены на уголь на мировом рынке тоже ощутимо упали.
Аграрное хозяйство
По словам Анатолия Кушнарева, сильнейшая засуха этого лета подорвала объемы аграрного хозяйства, пострадала кормовая база для скота. Есть проблемы с развитием в Бурятии животноводческой отрасли.
— Попытки развивать животноводство в республике идут, но мы не можем закрыть свои потребности, приходится закупать. По свинине можем частично закрыть за счет Усть-Брянского свинокомплекса, а введя в строй еще пару подобных свинокомплексов, закрыли бы полностью. Но говядину все равно мы вынуждены завозить. В советское время активно завозили скот из Монголии, но на сегодня мы монгольского мяса не имеем. Из-за сильной засухи монголы предлагали России около 20 млн голов скота в этом году, но сейчас это мясо вывозит Китай. Говядину завозят из Белоруссии и даже из Южной Америки, но стоит задача к 2018 году перейти полностью на свое, — рассказывает Анатолий Кушнарев.
По его словам, препоны идут по санитарной линии: в Монголии более мягкое ветеринарное законодательство, советская система ветеринарного контроля разрушена, поэтому ввоз монгольского мяса ограничен.
Тем не менее, по словам Анатолия Кушнарева, сельское хозяйство в Бурятии достаточно перспективное направление. Учитывая, что экологические ограничения не позволяют развивать тяжелую промышленность, нужно делать упор на аграрный сектор. Есть и природные, и людские ресурсы, нужны лишь финансовые вливания.
Основные проблемы
— Мы должны создать условия для бизнеса, чтоб он сохранялся у нас и привлекался в наш регион. А у нас, к сожалению, есть для крупного бизнеса два серьезных ограничения: экологические законы о Байкале и высокий энерготариф. За прошедший год ничего не удалось по энерготарифу решить. Нам утверждают, что он у нас такой же, как в среднем по России. А нам обидно: мы живем рядом с соседней Иркутской областью, являемся поставщиком энергоресурсов, фактически вода бежит с нашей территории большей частью, а мы в три раза больше платим за киловатт. Хотя в Забайкальском крае энергия еще дороже, чем у нас, — говорит Анатолий Кушнарев. "Мастер по экономике" отметил, что в Иркутске электроэнергия дешевле из-за большого количества потребляющих предприятий, в Бурятии крупных заводов осталось намного меньше. По этой же причине нерентабельно строительство новых электростанций вроде планируемой Мокской ГЭС. Что касается Гусиноозерской ГРЭС, она по словам Кушнарева, изначально была ориентирована на Монголию, и ее энергия все равно дороже иркутской, из-за чего в Монголии многие переходят на сотрудничество с иркутянами.
Другая проблема связана с экологическими ограничениями в водоохранной зоне Байкала. Из-за этого развитие экономики в прибрежных зонах приостановлено. Возникло много проблем с самой жизнедеятельностью населения в прилегающих к Байкалу районах республики, а там проживает 65 тысяч человек. Возникают проблемы со строительством новых дорог, которые могли бы улучшить логистику в республике.
— Если дорогу сделать до Алтан-Булага и до Кяхты от пункта весового контроля в Гусиноозерске, то фуры с грузом из Китая через Монголию шли бы к нам, через Гусиноозерск на Кабанский район, минуя Улан-Удэ. Путь до Китая был бы на тысячу километров короче, чем через Забайкальск. Но мы не можем строить эту дорогу из-за экологических ограничений, — рассказывает Кушнарев.
Организационные вопросы и перспективы
Как заявил Анатолий Кушнарев, Народный Хурал на законодательном уровне старается оказывать поддержку малому и среднему бизнесу. Сейчас разрабатываются два закона: "О промышленной политике" и "О стратегическом планировании", которые должны определить стратегию развития бурятской промышленности. Также до 1 января 2017 в республике необходимо разработать "Стратегию 2030", она начнется с муниципалитетов, потом поднимется на республиканский уровень, и затем уйдет на федеральный.
Также, по словам депутата, при выработке решений теперь стараются применять научный подход.
— Сейчас при комитете создан экспертный совет из ведущих экономистов, ученых и практиков, осуществляющих оценку законодательной практики, дающих советы по разработке законов. Это позволит повысить качество выпускаемых законопроектов, — рассказывает Анатолий Кушнарев.
Что касается приоритетных направлений развития экономики Бурятии, ими, по его мнению, должны стать аграрная экономика, туризм, недропользование.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Народный Хурал Бурятии избрал "мастера по экономике" в парламенте
Иностранные заводы по розливу воды Байкала обеспечат жителей Бурятии рабочими местами