Бурятский государственный университет стал новой "болевой точкой" республики. Смещение в начале 2015 года бывшего ректора БГУ Степана Калмыкова породило протестные политические акции против республиканской власти. Сейчас вопрос об утверждении кандидата на должность ректора БГУ порождает в Бурятии новый виток общественно-политического скандала, сообщает ИА UlanMedia.
Как разъяснили в пресс-службе БГУ, согласно положению Министерства образования РФ, выдвинуть кандидатуру на конкурс может выдвинуть любой желающий. Там пройдет соответственная аттестационная процедура, и Министерство выберет кандидата, которого утвердит ректором. Напомним, 28 апреля ученый совет БГУ решил выдвинуть кандидатуру и.о. ректора, Николая Мошкина, и единогласно поддержал его кандидатуру. Альтернативные варианты тогда не предлагались, но 24 мая свою кандидатуру неожиданно выдвинул профессор БГУ, доктор физико-математических наук Валерий Архинчеев. Но ученый совет БГУ не поддержал его ни одним голосом, что вызвало возмущенные оценки депутатов Народного Хурала Бурятии. В пресс-службе БГУ дали комментарии по случившемуся.
Николай Мошкин. Фото: с сайта БГУ
— Валерий Архинчеев вынес свою кандидату на рассмотрение ученого совета БГУ, но ученый совет проголосовал против. Видимо, посчитали его кандидатуру недостойной для должности ректора БГУ. На ученом совете БГУ, после того как пришло письмо из Минобразования, была предложена кандидатура Николая Мошкина и ученый совет единогласно ее одобрил. Но некоторое время спустя Валерий Архинчеев, имея активную жизненную позицию, и считая, у него более правильное мнение о том, как университету дальше жить и развиваться, направил в Минобразования РФ документы относительно своей кандидатуры. Также он предложил свою кандидатуру ученому совету БГУ. К ситуации подключилось правительство Бурятии и Минобразования РБ, порекомендовав провести новое заседание ученого совета по данному вопросу. Народный Хурал тоже в той или иной степени принимает участие в ситуации, скажем так, "снаружи". Они этот вопрос будируют постоянно, придавая ему налет скандальности, видимо это им интересно и нужно. Университет не имеет к этому отношения, но в Хурале постоянно всплывает тема, кто должен возглавлять БГУ. Было экстренно созвано заседание, необходимый кворум собрался. Но Валерий Архинчеев, придя на этот совет, сразу стал жаловаться, что его поздно оповестили. Ученый совет предложил ему рассказать цели его самовыдвижения, тезисно изложить, какие шаги он намерен предпринять. Вопросов было много, его готовы были услышать, очень хотели. Но Валерий Архинчеев не ответил на вопросы, начал провоцировать скандал, конструктивного диалога не получилось. Соответственно, ученый совет проголосовал за отказ в оказании ему доверия университета, — рассказал пресс-секретарь БГУ Иван Логинов.
Напомним, смещение в январе 2015 года Степана Калмыкова и назначение исполняющим обязанности ректора профессора Николая Мошкина из Восточно-сибирского государственного университета технологий управления породило массовые протестные митинги. Участники акций требовали отставки главы Бурятии Вячеслава Наговицына и его заместителя Петра Носкова. По сообщению информированных источников, протестные акции были инициированы отставным ректором, не желавшим расставаться с должностью, а также оппозицией, использовавшей кадровую перестановку как повод для скандала против главы республики. Лидер бурятского регионального отделения партии "Яблоко" Лазарь Бартунаев прокомментировал кадровые перестановки в БГУ как попытку Вячеслава Наговицына ослабить политических противников, лишив их опоры в лице главы "кузницы управленческих кадров" республики. Но по мнению политического обозревателя группы "Сибирский постмодерн" Олега Аюрзанаева, корни ситуации значительно глубже.
Олег Аюрзанаев. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
— Федеральные власти, после того как с 90-х по стране появилось избыточное количество учебных заведений со статусом ВУЗов, решили провести реформу системы образования. Цель — сократить количество лишних ВУЗов, а оставшиеся реорганизовать на западный стандарт, когда учебным заведением управляют не ученые, а просто бюрократы. Первая попытка была предпринята еще в 2012 году, но не удалась, сейчас власти решили повторить. Зная миролюбивый характер народа Бурятии, учитывая, что ликвидация бурятских национальных округов в середине "нулевых" прошла безболезненно, они решили непопулярные меры вновь начать с нашей республики. А БГУ со своим своеобразным"семейным мирком" давно был "рифом", сдерживавшим волны образовательных реформ неолибералов, поэтому "ломать" бурятские ВУЗы начали с него. Правда, инициаторы не учли, что задели "нерв" бурятского общества. БГУ, старейший бурятский ВУЗ, давно готовит специалистов в области общественных наук, которые пополняют управленческие кадры республики, поэтому республиканские власти чутко воспринимают все, связанное с ним. А для простого народа, особенно молодежи из сельских районов, БГУ — удобный "социальный лифт", позволяющий пробиться в "элиту". Поэтому вмешательство в дела БГУ вызвало даже больший резонанс, чем ликвидация бурятских округов. Но решение БГУ уже принято на самых верхах. Этому не помешают ни протесты депутатов, ни уличные возмущения, ни потеря его роли как национального университета. По нашему мнению, здесь проводится пробный эксперимент, и поэтому для захвата поста ректора будет сделано все мыслимое и немыслимое. Сторонники изменений и перехвата власти уже получили "карт-бланш", и поэтому всеми средствами, никого и ничего не стесняясь, будут жестко ломать сопротивление всех недовольных. Здесь по отдельности все бессильны, и даже Вячеслав Наговицин не в силах сам что-то изменить. Между тем "наверху" не понимают, что в Бурятии уже зреет "второй Северный Кавказ", и что воздействие на БГУ может породить в республике очень сильную социальную и межэтническую напряженность, — считает Олег Аюрзанаев.
Отметим, что ситуацию с БГУ обсуждали сразу после внеочередной сессии Народного Хурала 26 мая. Вопрос кандидатуры ректора породил эмоциональные прения, особенно возмущался ситуацией депутат Матвей Баданов.
"У нашей рабочей группы давно вызывает озабоченность происходящее в стенах БГУ. Почему эта озабоченность обострилась в последние дни: дело в том, что лично у меня после событий весны прошлого года осталось ощущение, что нам от главы республики и министерства образования было обещано, что человек, легитимность докторской звания которого вызывает большие сомнения, назначен исполняющим обязанности ректора БГУ только лишь для организации нормальных выборов нового ректора данного ВУЗа. По прошествии года мы узнаем, что на сегодняшний день единственный практически человек, претендующий на звание ректора БГУ, есть тот же самый Николай Мошкин", — заявил Матвей Баданов.
Матвей Баданов. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia
Парламентарий отметил, что большинство членов ученого совета административно зависимы от Николая Мошкина, что вынуждает сомневаться в их способности принять объективное решение. Также он заявил, что в период, когда должность ректора занимал Степан Калмыков, проблемы в БГУ действительно имелись, но он не уверен, что их сможет решить "человек, у которого сомнение вызывает даже его научное звание". По мнению Матвея Баданова, Николай Мошкин будет ощущать дискомфорт от присутствия рядом с собой людей, чьи научные регалии не вызывают сомнений, и станет избавляться от таких сотрудников. Ряд депутатов выразил согласие с доводами Матвея Баданова, игнорируя попытки министра образования РБ Алдара Дамдинова объяснить, что ученый совет БГУ лишь решает, чью кандидатуру выдвинуть из своей среды, а назначить ректором в итоге могут совершенно постороннего человека. В итоге парламентарии решили провести еще одну внеочередную сессию, посвященную конкретно проблеме, кто должен возглавить старейший университет Бурятии.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Второй кандидат подал документы на пост ректора Бурятского госуниверситета
На должности ректора ученый совет Бурятского госуниверситета хочет видеть Николая Мошкина