Бурятия стала далеко не единственным регионом России, пострадавшим от засухи. Всего таких было 19, в том числе Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Иркутская области, Забайкальский край, Республики Тыва, Калмыкия и Ингушетия. Общий ущерб от засухи по России оценили приблизительно в 7,9 млрд рублей.
Общая площадь земель, на которых погибли агрокультуры, составила 1,9 млн гектаров. При этом в Минсельхозе России отметили, что Калмыкия, Бурятия, Тыва, Ингушетия и Оренбургская область не смогут в нужном объеме заготовить корм для скота.
"Это, конечно, серьезные потери, но справедливости ради нужно сказать, что это не самая наша крупная засуха, переживали и посильнее. Тем не менее, по нашим прогнозам, Россия получит 100 млн тонн зерна, а если условия сейчас будут благоприятными, то, может быть, и больше", — отметил глава Минсельхоза Александр Ткачев.
Чрезвычайная ситуация
В соответствии с инструкцией Минсельхоза России, чтобы получить господдержку, регионы должны ввести режим чрезвычайной ситуации. Режим ЧС был введен в 18 из 23 районов республики. Цифры потерь от засухи в Бурятии были озвучены в Минсельхозе России: прямые затраты на сумму 504,2 млн рублей, общая площадь гибели сельскохозяйственных культур 88,39 тысяч га.
- 24 июня был объявлен режим ЧС по засухе. Каждый район пострадал по-разному, где-то все сгорело, где-то - 50%, где-то - 30%. Приезжала комиссия из России, приезжал директор департамента растениеводства, они увидели, что мы пострадали больше всего, соседние области – Иркутская область, Забайкальский край тоже пострадали, но частично. У нас где-то по посевным можно сказать процентов 40-60 сгорело, - комментирует ситуацию Баир Гармаев, депутат Народного Хурала Республики Бурятия, зам. председателя комитета по аграрной политике, сельскому хозяйству и потребительскому рынку.
Наиболее пострадали Баргузинский, Курумканский, Кяхтинский, Селенгинский, Холинский районы, Кижинга, Еравна, частично Мухаршибирский район. В Прибайкалье Джида и Бичура чуть-чуть, можно сказать. Кабанский район пострадал частично, рассказал Баир Гармаев. Когда комиссия из Минсельхоза России приехала, оценила, оказалось что пострадали наши СПК и предприятия, в 504 млн рублей оценили ущерб. Но в связи с дефицитом федерального бюджета, в департаменте растениеводства сказали, что могут возместить 70% от суммы потерь. Эти деньги еще не пришли, но все согласовано, нужные документы собраны и отправлены в Москву. Срок прохождения финансовых средств – от одного до трех месяцев, и можно рассчитывать, что к ноябрю сельхозпроизводители эти деньги получат.
- Федеральные средства уже распределены, в зависмости от того сколько выпало посевных, сколько процентов пострадало. Есть хозяйства где пять тысяч га, есть где 150 гектаров, согласно тому сколько посеял, сколько понес затраты, столько возмещается, - сообщил Баир Гармаев.
Возьмите деньгами
Господдержка достанется исключительно растениеводам. Между тем особенно тяжелая ситуация сложилась с кормами, под угрозой оказалось сохранение маточного поголовья крупного рогатого скота. При этом почти 70% КРС находится в личной собственности жителей республики.
В целом, хозяйствами всех категорий заготовлено 111,0 тысяч тонн грубых и сочных кормов, что соответствует 49,0 тысяч тонн в кормовых единицах (28% к уровню 2014 года). В целом по республике на одну условную голову заготовлено 2,3 центнера кормовых единиц. Скошены травы на площади 122,8 тысяч га, из них убрано 114,2 тысяч га, что составляет 32% к плану, заготовлено 105,4 тысяч тонн сена или 19% к плану. Общая потребность в кормах составляет между тем 529 тысяч тонн.
- Правительство Бурятии решило выделить 50 миллионов именно личным подсобным хозяйствам. Депутаты Народного Хурала выступили с инициативой увеличить эту сумму до 100 млн рублей, именно комитет по аграрной политике предложил такую поправку. Когда мы посчитали претендентов, которые более 10 коров имеют, у нас их оказалось 1300. И если мы распределяли 50 млн, то получалось рублей на одну голову около 1000 рублей с копейками. Мы добавили и теперь будет 2250 рублей, - рассказал депутат Народного Хурала.
СПРАВКА: В законе "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", принятом Народным Хуралом 28 августа на закрытии 12-й сессии, под затратами на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота понимаются расходы на заготовку, приобретение кормов, в том числе на оплату транспортных услуг и приобретение горюче-смазочных материалов. Обязательным условием получения субсидии является согласие получателя на проведение Министерством и органами, осуществляющими государственный финансовый контроль проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии. Случаи возврата получателем остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, не предусматриваются.
- Мы хотим сохранить маточное поголовье коров. У нас есть программа поддержки молочной породы. Тех люди, которые держат стадо от 10 голов, мы поддерживаем, остальные должны подтягиваться к этому. Идеология такая, - сказал Баир Гармаев. - Что касается тех, у кого голов 5-8, тут ряд предложений был у депутатов. На сентябрьской сессии надо вернуться и посмотреть на тех, у кого от 5 до 10 голов. Если у нас какие-то средства будут, какая-то помощь будет. На сегодня у нас идут огромные затраты, нагрузка на бюджет республики, на пожары много потрачено. Если федеральный бюджет поможет на пожары, возможно мы из собственных средств изыщем, окажем поддержку тем, у кого от 5 до 10 голов.
Число получателей субсидии на данный момент определено по количеству голов в личном подсобном хозяйстве на 1 июля 2015 года.
Многие селяне не думали, что такая ситуации сложится и не регистрировали свой скот в похозяйственной книге поселения. "Ситуация такая – кто-то скрывает, мы же видим, что скота много, а люди его, например, не прививают, а это напрямую касается безопасности населения. Мы хотим, чтобы люди, которые имеют достаточно много коров, все это регистрировали, прививали вовремя, – продолжает зампредседателя комитета по аграрной политике. - Мы не говорим, что в связи с этим какие-то налоги увеличат, нет, конечно. Мы считаем, что люди, которые живут на селе и от 10 голов держат, это достаточно обеспеченные люди. Они поставляют продукты на рынок, некоторые, заключая договоры, поставляют напрямую в местные школы, больницы. Ветеринарную справку приносят, сдают и на этом зарабатывают. И сегодня мы знаем, что около 70% мяса на рынок поставляют ЛПХ. Остальные 30% это СПХ и крупные хозяйства. Без ЛПХ республика не может выжить на сегодняшний день."
Когда в 2016 году пройдет всероссийская сельскохозяйственная перепись, можно рассчитывать, что республиканское и федеральное правительства получат точную информацию о состоянии дел на селе. Да и сегодняшняя ситуация должна научить селян вовремя регистрировать поголовье.
- ЛПХ носят еще и социальный характер – они работают, заняты. Они себя кормят и обеспечивают работой и своих детей обучают, обувают, в институты отправляют. Везде где мы были, и в Джиде, Кяхте, Курумкане, все кто занимается сельским хозяйством, имеют ЛПХ довольно крупные. Кто 5, 10, 15 голов держат, у кого-то общее поголовье около 30-40 получается с молодняком. И это довольно тяжелая каждодневная работа, нужно корма заготавливать в приличных объемах, – продолжает Баир Гармаев. - И тем, у кого более 10 голов в период засухи корма собрать на такое стадо невозможно. А кто имеет 2-3 коровы, они могут и вручную литовкой собрать. И уже собрали. То, что мы анализировали и Минсельхоз ездил, и мы ездили, депутаты, по своим округам. Я считаю, около 70% уже собрали. Появились уже предприниматели, которые возят, в частности, в Заиграевский район корма из Амурской области, Забайкальского края и продают крестьянам.
Во время обсуждения выделения дополнительных средств из республиканского бюджета на 12-й сессии Народного Хурала Бурятии, высказывались разные мнения, о том, как следует правильно потратить эти средства. Правительство республики в лице Вячеслава Наговицына и комитет Народного Хурала по аграрной политике высказали мнение, что селянам нужно выделить именно деньги, а не закупать для них корма.
- Наш комитет поддержал мнение конкретно адресно отдать крестьянам деньги, потому что ситуация у всех разная. По закону мы не имеем права решать, кто пострадал больше или меньше, Всем, кто имеет от 10 коров, неважно в Кяхте или Курумкане, Тарбагатае, мы всем даем. Те, кто получит субсидию в Тарбагатае или Бичуре, они конечно сено собрали, у них такой необходимости не будет, они могут это на перевозку потратить. Мы в любом случае их поддерживаем, чтобы у них поголовье еще больше было, - комментирует Баир Гармаев. - Если мы им корма привезем, скажем – покупайте, они скажут, мы уже заготовили. Вы зачем лезете к нам, лучше деньгами дайте, такое тоже есть. А те, кому нужно, они закупят. На рынке предложений достаточно много. В Иволге, Заиграевском районе уже продают сено, люди начали закупать. Те районы, которые сильно пострадали, тот же Курумкан, они со своей техникой приезжают сами и в Прибайкалье заготавливают.
Не нужно денег, помогите с кормами
Особую точку зрения высказал депутат Леонид Турбянов, руководитель фракции КПРФ в Народном Хурале. По его мнению, раздача денег тем, у кого больше 10 голов КРС, может вызвать недовольство у селян.
- Деньги раздавать – самое страшное. Во-первых, это социальное напряжение в населении. У вас 10 коров – вы получили бюджетные деньги, а у меня 9 коров, и как я должен глядеть на вас? Что это за критерий такой? – прокомментировал Леонид Турбянов.
Во вторых, по мнению депутата-коммуниста, раздача денег не решает проблему сохранения маточного поголовья КРС. "Мы решаем проблему с кормами или раздать деньги людям? Они ставят задачу сохранить маточное поголовье у тех, у кого более… и начинается, сначала 15 голов проект был, потом 10, там комитет заявил о пяти, кто-то – три. Набор цифр ничем не обоснован. Вот мы в деревне живем, скажем, 50 дворов, но самое большое у одного-двух хозяев есть более 10 голов. А остальных оставшихся 50 человек по пять коров. У кого больше поголовье? У бедных или мелких больше. Выполняется или нет, задача сохранить поголовье?"
Леонид Турбянов заявил, что государство должно помочь привезти корм и реализовать его тем, кому он нужен. Завезти корма можно из Амурской области и Красноярского края, где их много. Как отметил депутат, решение раздать деньги уже принято и его нельзя отменить. Однако, на 12-й сессии Народного Хурала он призвал открыть бюджетную линию для правительства на 300 млн рублей, чтобы оно могли маневрировать, не обращаясь каждый раз к законодательной власти республики. В таком случае все расходы республиканского бюджета относились бы только к транспортировке кормов в достаточно большом объеме. Корма были бы завезены и проданы населению по приемлемой цене. Помощь в таком случае получили все личные подсобные хозяйства республики, вне зависимости от поголовья на подворье.
Однако зампред комитета по аграрной политике скептически отнесся к данному предложению. По его словам, такая сумма вряд ли будет выделена, так как ее просто нет в республиканском бюджете. Возможно, меньшую сумму и удастся изыскать.
- Хотелось бы, чтобы наше население не сидело, сложа руки. Я лично в выходные дни ездил, смотрел. У нас по Баргузинской долине люди вручную вокруг озер, в пойме Баргузина косят, грузят на грузовики и вывозят. Когда я у них спросил, какие у них затраты, они ежедневно по 30-40 километров проезжают, чтобы копну или пять загрузить и привезти. А по другому не будет, - сказал Баир Гармаев.
Как получить субсидию
На сегодняшний момент специалисты Министерства сельского хозяйства уже выехали в районы Республики, для того чтобы помочь жителям правильно подготовить документы для получения компенсации.
Для получения субсидии Получатели в срок до 25 сентября текущего года представляют в Министерство следующие документы: 1) заявление на получение; 2) справку-расчет на предоставление субсидии 3) выписку из похозяйственной книги о наличии сельскохозяйственных животных на 1 июля текущего года, подтвержденную должностным лицом органа местного самоуправления поселения.
Срок рассмотрения пакета документов и принятия решения о предоставлении субсидии или об отказе не может превышать 10 рабочих дней.
При выявлении Министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, фактов нецелевого использования субсидий, нарушения условий предоставления субсидий, а также фактов непредставления документов, либо представления документов, содержащих недостоверную информацию, субсидии подлежат возврату в течение 30 календарных дней.