Репетиция оперы "Тоска"
Фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Оперный театр в Бурятии: коварство и любовь на сцене и за кулисами

Сотрудники известного в республике и за ее пределами театра уверены, что "оперный" - это показатель культуры в регионе

Общество

9.12.2015

Бурятский государственный академический театр оперы и балета по праву считается визитной карточкой республики. Его хорошо знают за пределами Бурятии - в России и за рубежом. В городах, где нет своих оперных театров, гастроли бурятских артистов - большое культурное событие, которое с нетерпением ждут. Сами же артисты считают, что их театр - это культурное лицо Бурятии. Об истории театра, его выдающихся деятелях и известных постановках корр. ИА UlanMedia рассказали артисты.

От музыкальной школы до театра с мировым именем

История Бурятского государственного театра оперы и балета берет отсчет в первой половине 20-го века, с момента появления в 1920-х годах музыкальной школы и передвижных музыкальных курсов. Свое развитие это направление искусства в Бурятии получило, когда в 1929 году в Улан-Удэ открыли музыкально-театральную студию, на базе которой в 1931 году создали техникум искусств.

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников. Автор фото: из архивов Бурятского государственного театра оперы и балета

Историю любого театра создают люди - выдающиеся деятели, благодаря которым театр находит своего зрителя. Имена своих предшественников в оперном театре помнят. Павел Берлинский, Маркиан Фролов, Виктор Морошкин (1909—1942), балетмейстер Игорь Моисеев, дирижер Михаил Бухбиндер - эти композиторы когда-то работали в музыкальном театре. С их трудов начиналось развитие оперного, ставшего визитной карточкой Бурятии.

Недаром сегодня этих деятелей в театре называют "гениями" - им удалось за короткое время из самодеятельных артистов вырасти в корифеев Бурятского театра оперы и балета. В этому уверена художественный руководитель оперной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета Дарима Линховоин.

- Тогда стояли за пультом великие таланты. Это Иосиф Туманов - главный режиссер Большого театра и балетмейстер Игорь Моисеев. Наши корифеи вышли все из самодеятельных артистов, у них были великие педагоги. Например режиссер Кончевский, который потрясающе работал, Берлинский - музыкант, который учил грамоте певцов, приехавших из деревень. Как они смогли за такой короткий период научить читать ноты, петь вместе с оркестром?! Это просто уникально.

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников. Автор фото: из архивов Бурятского государственного театра оперы и балета

Композиторы, певцы и музыканты трудились над тем, чтобы репертуар театра обновлялся, пополнялся новыми постановками. Большое событие в истории театра пришлось на 1938 год - была поставлена первая национальная музыкальная драма "Баир" Берлинского. В 1940 году драму поставили во второй редакции совместно с композитором Бау Ямпиловым. Во многих национальных театрах СССР в то время музыкальная драма была переходным жанром к опере.

Событие не осталось незамеченным - 20 декабря 1939 года Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР принял постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. В труппу театра поступили выпускники театральных и музыкальных училищ, увеличились хор и оркестр.

Новый виток развития театр получил после того, как 20 октября 1940 года в Москве началась первая Декада бурят-монгольского искусства. Театр показал музыкальные драмы "Баир" Павла Берлинского, "Эржен" Виктора Морошкина и первую бурятскую оперу "Энхэ-Булат батор" по мотивам национального эпоса. Указом Президиума Верховного Совета СССР театр наградили орденом Ленина. Главному режиссеру театра Гомбожапу Цыдынжапову было присвоено звание народного артиста СССР.

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников. Автор фото: из архивов Бурятского государственного театра оперы и балета

В годы Великой Отечественной войны, когда все силы были брошены на борьбу с фашизмом, театр не остался в стороне и не приказал долго жить - коллектив создал несколько концертных бригад, которые выступали в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Зимой 1943 года концертная бригада под руководством Гомбожапа Цыдынжапова провела более 60-ти концертов в частях Белорусского фронта. В 1943 году театр поставил свой первый балетный спектакль "Бахчисарайский фонтан" и оперу "Евгений Онегин".

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников. Автор фото: из архивов Бурятского государственного театра оперы и балета

В 1952 году закончилось строительство здания театра, которое до сих пор считается одной из главных достопримечательностей Восточной Сибири. Автор проекта здания - архитектор Александр Федоров. Над центральным порталом установили скульптурную группу "Всадники" с развернутым знаменем. 1 мая того же года состоялось торжественное открытие театра, а первый спектакль бурятская публика увидела 7 ноября 1952 года.

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников. Автор фото: из архивов Бурятского государственного театра оперы и балета

В 1959 году в Москве состоялась вторая декада бурятского искусства. Тогда зрители наслаждались оперой "Побратимы" Аюшеева, увидели балет "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова, который в 1973 году удостоился Государственной премии РСФСР имени Глинки.

По итогам второй декады звания народного артиста СССР удостоились Лхасаран Линховоин, звания народных артистов РСФСР — Лариса Сахьянова, Надежда Петрова, Бадма Балдаков.

Любители искусства и постоянные завсегдатаи Бурятского театра оперы и балета до сих пор помнят тех, кто когда-то сделал театр одним из самых сильных по Дальнему Востоку и Сибири. Жительница Бурятии Татьяна Андреева рассказывает, что в первый раз увидела на сцене Ларису Сахьянову будучи ребенком, однако танец балерины запомнила на всю жизнь.

- Я была ребенком, когда увидела Ларису Сахьянову на сцене, и помню как тогда очень сильно захотела быть такой, как она. Наверное, все девочки тогда мечтали быть такими, - вспоминает Татьяна.

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников

Таинство закулисья, или как создаются образы., Фото с места события из других источников. Автор фото: из архивов Бурятского государственного театра оперы и балета

В конце 1950-х - начале 1960-х годов в театре поставили более 70-ти опер и балетов. В 1979 году после гастролей в Москве и Ленинграде театру присвоили звание академического.

Дарима Линховоин рассказывает, что в театре как и везде любили и ненавидели, смеялись и плакали, и вместе создавали большую историю.

- История нашего театра, конечно, большая. До сих пор когда на конкурсы приезжают наши певцы, все настораживаются, потому что мы несем свои традиции. Историй, конечно, много интересных. Как и во всех театрах любили друг друга, ненавидели. Это творческая среда, если люди других профессий любят и ненавидят "про себя", то здесь все открыто. Были разные истории, но пусть они останутся в стенах театра.

"Балет — это не профессия, это жизнь"

Балет всегда воспевался в произведениях писателей и поэтов. То что видит зритель, поражает воображение, но мало кто задумывается о том, что профессия балерины - это ежедневный адский труд, считает художественный руководитель балета Бурятского государственного театра оперы и балета Морихиро Ивата.

Размника, Фото с места события собственное

Размника, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

- Балет изнутри - это колоссальный физический труд, я бы даже сказал, адский, с дисциплиной и отношением к этой профессии. Ежедневные классы у нас длятся час, после этого репетиция идет. Идут спектакли и премьеры, у кого-то какие-то новые роли. Заранее это все нужно готовить, репетировать, - объясняет Морихиро Ивата.

По словам ведущей балерины Баярмы Цыбиковой, словосочетание "быть балериной" неуместно по отношению к артистам, которые каждый свой жизненный поступок пропускают через призму нужности своему призванию.

Ведущая балерина БГАТОиБ Баирма Цыбикова, Фото с места события собственное

Ведущая балерина БГАТОиБ Баирма Цыбикова, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

- Наверное говорить "быть балериной" несколько неуместно, потому что это больше, чем профессия, - это образ жизни. Мы все свободное время отдаем своей профессии. Любые действия, любые поступки в обычной жизненной ситуации проходят сквозь призму нужности и необходимости твоему выбранному делу. Надо ли это тебе или нет? Выберешь ли ты отдых в кино, или ты пойдешь в зал прорепетируешь? Таких примеров очень много, когда все отдается ради того, чтобы на сцене показать максимально хороший, понятный для зрителей результат, - рассказывает ведущая балерина.

Одним из самых ярких и знаменитых деятелей театра является Лариса Сахьянова - первая профессиональная бурятская балерина, педагог, заслуженная артистка Бурятской АССР, народная артистка РСФСР,

В 1946 году ее приняли в труппу Бурятского музыкально-драматического театра в Улан-Удэ. Два года спустя она станцевала ведущую партию Одетты-Одилии в спектакле "Лебединое озеро", а знаменитый дуэт Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева появился в 1960-х.

Как прима-балерина Сахъянова участвовала в гастролях театра по всему миру. Позже, когда в Улан-Удэ открылось Бурятское государственное хореографическое училище, вместе с Абашеевым артистка преподавала классический танец. С 1961 года по 1983 балерина возглавляла училище, которому в 2001 году было присвоено ее имя.

Ссоры на пользу артисту

Как и в любом творческом коллективе среди "подопечных" художественного руководителя балета нередко вспыхивают конфликты. Однако, по словам Морихиро Ивата, такие конфликты идут на пользу артисту.

- Это естественно, это очень хорошо, когда они друг с другом соревнуются для того, чтобы стать лучше. Только так, без этого нельзя. Все время нужно стремиться к лучшему. Поэтому когда это есть, это очень хорошо. Возникают, конечно, какие-то конфликты, но я верю, что у нас одна цель, стремимся мы к ней одинаково. Даже во время репетиции бывает, что мужчина и женщина кричат друг на друга, ругаются, но после репетиции выходят и идут мирно вместе. И это нормальный, профессиональный процесс.

балет "Дон-Кихот", Тематическая иллюстрация

балет "Дон-Кихот", Тематическая иллюстрация. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Морихиро Ивата считает работу в оперном театре своей жизнью, и очень удивляется тому, что люди, которые могут каждый день созерцать здание оперного театра, не ценят этого.

- Для меня сейчас вся жизнь в оперном театре. Я его полюбил, он мне очень дорог, и я очень благодарен ему. Это прекрасный театр. Даже само здание театра - оно потрясающее. Я часто наблюдаю, как люди проходят мимо него и не понимают, что у них есть возможность смотреть на это здание. Этот театр — показатель культуры в Бурятии, это культурное лицо республики. Про Большой театр говорят, что это лицо страны. Я думаю, что наш театр - не просто театр нашего маленького коллектива, а культура республики. Россия - огромная страна. Понятно, что Москва и Санкт-Петербург - большие города, но то, что есть такой прекрасный театр в далеком регионе, куда могут приходить люди, говорит о том, что Россия - это страна высочайшей культуры.

О том, что адский труд артиста - начало любой работе в театре, говорит и художественный руководитель оперной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета, народная артистка России Дарима Линховоин.

Как и балет, опера - такой же невероятно сложный процесс. Чтобы создать шедевр и представить его на суд зрителя, каждый артист прилагает титанические усилия.

- Я пришла в 1975 году сюда работать, после Ленинградской консерватории. Всегда мечтала об этом, мне всегда нравилась опера. В четыре года я уже слушала "Ивана Сусанина". Опера - это невероятно сложный процесс. Это как в фильме - изначально ничего нет. Но в опере, что хорошо - композитор сам как драматург уже все вложил в музыку. Он уже характер выписывает, но это все надо прочесть. Главные действующие лица — это, конечно, дирижер и режиссер. Они - создатели спектакля, а мы все - исполнители. Что они в нас вложат, то и получится, - объясняет Дарима Линховоин.

Репетиция оперы "Тоска", Фото с места события собственное

Репетиция оперы "Тоска", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

У зрителей часто возникает вопрос - почему большинство дирижеров и режиссеров — это приглашенные специалисты. Все объясняется тем, что профессии - редкие, и абы-кого за пульт не поставишь.

оперный театр, Фото с места события собственное

оперный театр, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

- Во-первых, дирижер - профессия редкая. Сейчас на всю страну на пальцах перечесть хороших дирижеров. Конечно, есть подмастерья, но в нашем театре всегда стояли за пультом великие таланты. Если соглашаться на подмастерье — ничего не получится. Ни один великий певец не сможет "вытянуть" спектакль один, это невозможно. И вот эта кропотливая работа, которая начинается изначально, - это выучка. Выучка на языке оригинала. Сейчас мы все делаем на зыке оригинала: на французском, на немецком, на итальянском. Какой огромный труд вкладывают наши пианисты-концертмейстеры, которые трудятся, сидят на первом ряду на репетиции и все записывают. При создании фильма, конечно, режиссер-гений, однако рядом есть монтажеры. Бывает, что монтаж сделан бездарно, а талантливые монтажеры делают шедевр. Точно также концертмейстеры. Это великие помощники для всех певцов. Например, у человека плохое чувство ритма, и пианист сидит с ним утром и вечером для того, чтобы, не дай бог, он не правильно не спел, потому что дальше он поет с оркестром, - говорит Дарима Линховоин.

Репетиция оперы "Тоска", Фото с места события собственное

Репетиция оперы "Тоска", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Бурятскую публику артистка считает очень взыскательной. Именно поэтому, говорит Линховоин, певец всегда должен быть на высоте.

- Очень много талантливых певцов у нас работало. Они каким-то чутьем природным чувствовали музыку, и себя организовывали. Вообще, у певца должна быть внутренняя организация, потому что у него масса задач. Он должен играть как драматический актер, он должен петь как Карузо. Певец должен быть всегда вместе с режиссером. Это очень сложный процесс. Обычно одна партия разучивается каждый день месяца три. Концертмейстеры разбирают певцов, и начинается большая подготовка: три месяца учим, приезжают дирижеры — еще месяц, ощущения и чувства дирижера вкладываются в оперного певца. Какие муки испытывает певец. Я заметила, что все певцы недолго живут. Кто из наших корифеев сейчас жив? Никого. Потому что это все пропускается через через сердце, душу. Идет огромная работа, вживание в роль. Спектакль создается многими людьми, и когда бывает совместный успех — это большая радость. Да, у нас есть плохие моменты жизни, но есть и прекрасные. Человек выходит из театра совсем другим, и ему уже не хочется думать о плохом, - рассказала художественный руководитель.

Репетиция оперы "Тоска", Фото с места события собственное

Репетиция оперы "Тоска", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Репетиция оперы "Тоска", Фото с места события собственное

Репетиция оперы "Тоска", Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Таинство закулисья

Сложно представить себе оперную певицу, в джинсах исполняющую партию Аиды, или "Лебединное озеро" на сцене, где ничего нет. Для того, чтобы одеть артиста, чтобы создать образы и картину происходящего на сцене, в театре работает множество мастеров. Зрители не видят их самих, но с удовольствием созерцают творения их рук.

При виде монументальных колонн на сцене или огромных статуй мало у кого возникнет мысль о том, что колонну из мрамора можно легко поднять одной рукой - так искусно мастер вырезал и разрисовал ее. Это же касается и декораций, которые зрителю кажутся объемными и величественными, а на поверку — это всего лишь искусно разрисованное полотно.

Мастер создает бутафорскую чернильницу, Фото с места события собственное

Мастер создает бутафорскую чернильницу, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Декорации к опере, Фото с места события собственное

Декорации к опере, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Художник БГАТОиБ за работой, Фото с места события собственное

Художник БГАТОиБ за работой, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

В бутафорской мастерской Бурятского государственного театра оперы и балета можно увидеть сотни разнообразных вещей и заготовок. Отметим, что скамьи, стулья и фонари в большинстве случаев сделаны из дерева. Трудятся над их созданием в слесарной мастерской.

Еще две мастерских работают над тем, чтобы герои и героини появлялись на сцене в таких одеждах, чтобы зритель верил в увиденный им образ.

В слесарной мастерской создают детали декораций, Фото с места события собственное

В слесарной мастерской создают детали декораций, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Эскиз костюма, Фото с места события собственное

Эскиз костюма, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Как говорят мастера, здесь важна каждая деталь: покрой платья или костюма, ткань, из которой выполнен наряд, кружева и отделка.

Костюм для Тоски, Фото с места события собственное

Костюм для Тоски, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Не менее важна для артиста и обувь. Для каждого костюма и платья она подбирается, заказывается или изготавливается на месте. При этом каждая пара туфель должна соответствовать наряду.

эскизы обуви, Фото с места события собственное

эскизы обуви, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Туфли к костюму Тоски, Фото с места события собственное

Туфли к костюму Тоски, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник ИА UlanMedia

Если для зрителя театр начинается с вешалки, то для артиста - с этих комнат, где находятся мастерские, и где десятки умелых рук стежок за стежком создают целые образы. С них начинается искусство, которое в положенный срок выйдет на сцену и заставит зрителя поверить в себя. Такова конечная цель каждого, кто трудится в этих стенах.

"Люди, пишущие гадости о театре, показывают свое бескультурье"

Публика, полюбившая оперный театр, ждет новых премьер и имен. Этого ждут и к этому стремятся артисты, даже несмотря на то, что театр порой оказывается в эпицентре скандалов. Так, празднование 75-летнего юбилея театра в 2014 году ознаменовалось скандалом с "массовой дракой", произошедшей во время праздничного банкета. Ситуацию широко освещали в региональных и федеральных СМИ. Тема даже попала на "Первый канал" в программу "Вечерний Ургант".

2015 год для театра начался с другой скандальной истории: артистка БГАТОиБ Лия Балданова заявила, что руководство театра потребовало ее увольнения после того, как она вернулась с гастролей в США.

В театра пояснили, что причиной конфликта стало нарушение балериной трудовой дисциплины, поскольку Лия Балданова и Баир Жамбалов в декабре 2014 года сообщили, что едут сдавать сессию в Академию русского балета имени Вагановой, а вместо этого отправились на гастроли в Америку.

По словам Даримы Линховоин, люди, которые пытаются делать из мухи слона и намерено пишущие гадости о театре, показывают свое бескультурье.

- Очень много негативных публикаций стало появляться в СМИ. Пишут, что здесь постоянные скандалы. Ничего подобного! Люди, пытающиеся намерено написать гадости о театре, на самом деле, показывают свой невысокий уровень культуры, - заявила артистка.

Однако по каким бы поводам ни гремел оперный театр, никто не может отрицать того факта, что оперный - настоящее культурное наследие Бурятии, театр с мировым именем и большими достижениями. Задача театра сегодня - вырастить новые яркие имена и показать творческий рост, которого сегодня ждут все любители оперы и балета. Об этом заявил известный дирижер Леонид Корчмар, участвующий в подготовке оперы "Тоска". 

По словам музыканта, творческий рост оркестра Бурятского оперного театра замедляется проблемами комплектования кадров.

- Два с половиной года я могу наблюдать с огромным удовлетворением за возрождением театра. Я могу видеть, как пришли в театр новые, молодые певцы, очень талантливые. Мне кажется очень плодотворным сотрудничество с монгольскими артистами, я вижу новые в хоре появились лица, - отметил он. - Театр музыкальный, объединяющий оперу и балет, базируется на оркестре. Поэтому он музыкальный, потому что там танцуют, поют под оркестр. И мне кажется, что пока остальные творческие коллективы театра растут, творческий рост оркестра замедляется проблемами комплектования. Есть некоторые позиции, которые надо заполнить.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Безумную любовь и деспотичное зло представят артисты на сцене оперного театра в Улан-Удэ

Морихиро Ивата признался, что не отпустил бы Лию Балданову из Бурятии на гастроли в США

Джеки Чан "сыграл" артиста Бурятского театра оперы в сцене с дракой в "Вечернем Урганте"

20054
Общество