Зрители — взрослые и дети — приходят в театр кукол, чтобы их обманули и заставили поверить в волшебство, уверен главный режиссер Бурятского республиканского государственного театра кукол "Ульгэр" Эрдэни Жалцанов. Он считает, что единственный в Бурятии театр кукол популяризирует не только искусство для детей, но и саму республику, когда артисты выезжают на гастроли по России и за границу. О том, с чего начинал "Ульгэр" и в чем уникальность театра кукол в современном мире, корр. ИА UlanMedia рассказали актеры.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Ульгэр — так называются монгольские былины и сказки. У бурят — улигер. Поэтому иначе театр кукол, о котором идет речь, можно назвать "Сказкой". В сказку попадает каждый, кто входит в небольшое здание театра, расположенное на улице Ленина, по соседству с Музеем природы Республики Бурятия. Гостей — и больших, и маленьких, - встречают куклы — добрые и милые, хитрые и коварные. Разные, но одинаково любимые всем коллективом театра. Артисты убеждены — чтобы спектакль удался и ребенок (и взрослый) поверил в то, что кукла живая, ее нужно полюбить.
Наверняка так считали и далекие предшественники нынешних актеров, которые ставили на сцене театра кукол первые спектакли в 30-х годах. С тех времен ведет свою историю театр кукол, который начинался как самодеятельный эстрадно-кукольный театр. В 1936 году при Улан-Удэнском городском отделе народного образования открылся кукольный театр. В его репертуаре были пьесы "Все были умные и ласковые дети", "На солнце, на воздух", "Тришка и шэф", "Жучка и внучка". Основной площадкой, на которой выступал театр, стали ученические сцены. Артисты выступали в школах, затем стали выезжать в районы тогда еще Бурят-Монгольской АССР.
В 1937 году Кукольный театр передали городскому Дому пионеров. Год спустя в репертуаре театра появились спектакли "Гусенок", "Красный флаг", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Каштанка".
В апреле 1940 года на базе театра был создан Государственный театр юного зрителя. Через четыре года кукольный сектор ТЮЗа перешел в театр русской драмы, и лишь с 1 сентября 1967 года Совет министров Бурятской АССР постановил выделить кукольную группу в самостоятельный театр кукол. Так появился Бурятский республиканский театр кукол "Ульгэр".
Из глубины веков
Второго такого театра в Бурятии нет. В этом — уникальность "Ульгэра", считает Эрдэни Жалцанов.
- Вот есть Бурдрам, национальный театр, где вся труппа принадлежит одной национальности, обязательно знание бурятского языка. Есть Русский драмтеатр. А для актера театра кукол нет понятия национальности. Мы можем ездить по всему миру, играть свои спектакли, и их будет понимать любой человек в любом уголке мира, говорящий на любом языке. Мы можем без слов играть спектакли, - делится режиссер.
Эрдэни Жалцанов, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Кукла — сама по себе сильное выразительное средство, способное сказать то, что не в силах сказать и выразить актер, говорит Жалцанов. Он также называет куклу элементом мистики.
- На заре человечества, много тысячелетий назад, люди, запрокинув голову, видели небо, усеянное непонятными светлячками, каждое утро вставало какое-то божество — солнце, и каждый вечер сияло небесное божество — луна. Люди поклонялись речкам, листьям, кочкам, горам, животным. Они обожествляли, очеловечивали природу. Любой предмет имел для них сакральную, мистическую функцию, - говорит режиссер. - Как появилась кукла? Человек искал собеседника в некоем предмете, с которым он был бы в полном согласии и ладу. Он мог с ним разговаривать, просить у него советы. И этот предмет, фетиш, незаметно стал неотъемлемым существом, наделенным каким-то разумом. Рождение театра кукол надо искать там, в глубине веков. Первобытный человек с копьем в руках и с маской на лице отплясывал охотничьи танцы и видел свою прыгающую тень на стене пещеры, рисовал сцены охоты, ставил перед рисунком куклу, неистово молился, просил удачную охоту.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Сегодня в репертуаре театра "Ульгэр" около 50 спектаклей, на которые ходят и дети, и взрослые. Сколько кукол задействованы в постановках, никто точно не скажет. Их десятки, и каждая играет только в одном конкретном спектакле.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
В коллективе театра насчитывается около 50 человек, из них 17 актеров. Артистов-кукловодов обучали в Санкт-Петербурге. Каждый прошел полный курс обучения — четыре года. Многие из них стали заслуженными артистами. Есть в труппе театра и такие сотрудники, которые обучались профессии актера или режиссера, но, придя в "Ульгэр", стали профессиональными кукловодами.
- Сейчас у нас вопрос по кадрам стоит, надо омолаживаться, делать набор и отправлять на обучение в Санкт-Петербург или Москву. Никак не получается, но я надеюсь, что на будущий год постараемся отправить, - говорит режиссер.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Быть актером театра кукол — почти то же самое, что и быть актером театра драмы, но у драматического актера оружие — его тело, речь, фантазии, а у кукловода — лишь кукла. Так Эрдэни Жалцанов отвечает на вопрос, в чем отличие актера театра кукол от любого другого.
- В какой-то момент происходит электрический заряд и кукла начинает оживать, начинает попадать в разные невероятные сказочные истории, и мы следим не за человеком, не за рукой актера, а именно за куклой. Вот в чем магия, - говорит он. - Мы приходим в театр кукол за тем, чтобы нас актер и кукла обманули и заставили поверить в неживой предмет и вместе с ним оказаться в самых невероятных, сказочных ситуациях.
С куклами актеры обращаются очень трепетно. Создание каждой начинается с замысла режиссера. Затем художник создает образы на бумаге, после этого за дело берутся мастера, которые с помощью поролона, бумаги, красок и тканей воплощают режиссерский замысел. Каждый сотрудник театра принимает участие в создании новой куклы.
Все куклы одинаково дороги
Художественная мастерская — место, где создают и реставрируют куклы. За реставрацией рыжей лисы из сказки "Гусенок" корр. ИА UlanMedia застали заведующую художественными мастерскими театра Санаиду Тогмитову. В театре она работает 30 лет. Когда-то здесь работали и ее родители.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
- Лисица в прекрасном состоянии сохранилась, потому что очень хорошее папье-маше было, - рассказывает она. - Чуть краски поблекли, мы их немного восстанавливаем. Поменяли одежду, девочки сшили ей платье, хвостик поменяли. Немножко обновили прическу и вот, почти как новая. А выражение лица прекрасное! Она хитрая, но в то же время добрая. Она в конце спектакля подружилась с гусенком, чаи с ним распивает. Все думают, что она злая, а она оказалась добрая в душе.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Спектакль "Гусенок" был одним из первых, который ставил театр кукол много лет назад. Долгое время его не ставили, а нынче решили возобновить. Для этого со склада в мастерскую принесли героев сказки — на реставрацию. Следует отметить, что все многочисленные куклы в "Ульгэре" в очень хорошем состоянии, несмотря на солидный возраст (куклы хранятся десятки лет). Раньше кукол изготавливали с помощью масляных красок и скипидара. Сегодня на смену им пришли современные материалы — акрил, например.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
- Любимая моя кукла - Ангара, которая в фойе висит. Я ее очень люблю. Это первый спектакль Эрдэни Жалцанова, - говорит Санаида Тогмитова. - А вообще, говорят, что здесь работают взрослые, которые в детстве игрушками не наигрались.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
У куклы жизнь укорачивается, считает мастер. Это — отпечаток времени: у жизни другой темп, другие дети приходят в театр "Ульгэр" - не те, что 30 лет назад.
- Сейчас дети рождаются с мобильниками в руках. Телевизор смотрят, сидя на горшках. И надо под них уже подстраиваться, - считает Санаида Тогмитова. - Надо как-то идти в ногу со временем. А дети в мастерскую приходят часто. Это же интересно — смотреть, как рождается кукла. Может даже более интересно, чем смотреть спектакль.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
В то время, как Санаида Тогмитова приводила в порядок Лису из спектакля "Гусенок", закройщик театра Любовь Ботоева обшивала Ежика из этой же постановки.
- Выкроила рубашку и штанишки, - говорит она. - Сначала художник рисует эскиз, после этого он поступает обсуждение худсовета, а потом уже к бутафорам. У нас последний этап создания куклы. Мы стараемся, чтобы одежда не тянула, чтоб могла кукла сесть, встать, двигать руками. Все учитывается. Вообще в кукольном театре все взаимосвязано.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Порой взрослому бывает проще и быстрее сшить костюм, чем кукле, признается Любовь Ботоева.
- Надо так постараться, чтобы все аккуратно было. Чтоб кукла работала, - говорит она.
Когда создаешь новую куклу, самое главное — полюбить ее, уверена Санида Тогмитова.
- Сначала мы, мастера, ее любим, потом она переходит в руки актера, и он ее любит по-своему. Часто такое бывает, что кукла становится похожа на актера, - говорит заведующая мастерскими.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
А Эрдэни Жалцанов и вовсе сравнивает куклу с новорожденным ребенком.
- Она появляется на свет и начинает расти, обретает какие-то конкретные черты, у нее проявляется характер, темперамент, индивидуальность. Затем она в первый раз выходит на сцену, видит детишек, обретает свой голос, пластику. И как уже иначе относиться к этой кукле, как не к ребенку? Они у нас очень аккуратно хранятся в специальных комнатах и ждут своего выхода, - рассказывает режиссер.
Завернутые в полиэтиленовые пакеты, развешанные на крючки вдоль стен, куклы ждут своего очередного выхода на сцену в специальном хранилище, заведует которым заслуженный работник культуры Галина Жаргалова.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
- Все куклы одинаково дороги, - отвечает она на вопрос о самой любимой кукле. - Кукол много, а помещение маленькое. Музея нам не хватает. Очень много экспонатов, есть старинные куклы, они как раз для будущего музея. Когда-нибудь он обязательно будет.
На пакеты, в которые завернуты куклы, наклеены бумажные листочки с названием спектакля. У каждой куклы здесь свое место. Так удобнее — можно легко достать нужных героев и приготовить к выступлению.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Звездный час "Гусенка" еще впереди, а пока актеры "Ульгэра" готовятся к очередному показу спектакля "Сказка о Рукодельнице и Ленивице". На сцене уже приготовлена ширма, на которой и будет разворачиваться действо. Аниматоры вышли в фойе встречать публику — детишек, конечно.
А за ширмой на скамье разложены герои сказки — Ленивица, Рукодельница, Медведь и другие.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Артист-кукловод Анна Натансон в этом спектакле Старуха, Заяц и Лиса.
- Зайчик с Лисой вполне положительные, а старуха-то отрицательная, - говорит она.
Артистка Ольга Шуст тоже готовится к спектаклю. На вопрос, правда ли актеры похожи на своих кукол, она надевает на руку куклу Ленивицу, и ответ на вопрос становится очевидным.
- Ну похожи ведь! - восклицает она. - Это старухина дочка Ленивица.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Самое сложное в работе актера театра кукол — передать кукле то, что у тебя в сердце, считает Ольга Шуст.
- Можно сколько угодно кричать, говорить, дергать куклой, но если из сердца не передать, кукла не будет жить, она будет тряпка тряпкой, и зритель не поверит, - говорит актриса.
У актеров театра кукол есть негласный закон — не трогать чужую куклу. Не принято это...
Плачут то взрослые
По словам Эрдэни Жалцанова, одна из задач театра сегодня — сломать стереотип, что кукольный театр только для детей.
- Нет, нет и еще раз нет, - говорит режиссер. - На сцене театра кукол происходят вполне взрослые и очень серьезные истории — драмы, трагедии, все, что угодно. Ведь у театра кукол нет границ. И мы сейчас ставим спектакли, адресованные для взрослого зрителя. Скажем, спектакль "Дерсу". Еще один пример — спектакль "Ванька" по Чехову. Отнюдь не детская история. Плачут то взрослые.
А бывает так, что в театр приходят взрослые, которые и сами не способны поверить в то, что кукла живая, и пытаются повлиять на отношение детей к театру.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
- Восприятие взрослого и ребенка нельзя путать. На то они и взрослые — у них большой жизненный опыт. И некоторые думают за детей. Нельзя так, - считает артист. - А есть категория взрослых, которые до сих пор остаются детьми. С детским восторгом они реагируют на спектакли. Вот это самые благодарные зрители.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Ребятишки часто рвутся за кулисы, им интересно, где и как живет кукла, когда она не на сцене.
- Это опять же момент волшебства, мистики. Они видели эти живые куклы, которые разговаривают, смешат, строят какие-то козни, поют, - рассказывает Жалцанов. - В детстве мы читали книги и верили в чудеса, в существование каких-то гномов, фей. Я в детстве охотился за лилипутами, прочитав книгу "Приключения Гулливера". У нас дома темнушка была, где мясо хранилось. Я очень тихо подходил к дверям, а потом быстро открывал ее, чтобы застать врасплох этих человечков. И каждый раз надеялся на то, что кого-нибудь увижу. Это вера. Поэтому дети идут сюда, в театр - за тем, чтобы поверить в эти чудеса.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Спектакли "Ульгэра" публика в разных городах России и других странах воспринимает хорошо. Людям нравится колорит, необычный подход к постановкам, яркие, интересные персонажи.
- Если смотреть по российским театрам кукол, то на 80% у них репертуар одинаковый. А мы стараемся ставить такие спектакли, которых нигде нет, - говорит режиссер. - Это связано с тем, что мы национальная республика, у нас есть бурятские сказки, есть сказки других народов мира. И широкую дорогу нам открыла премия "Золотая маска". Поэтому нас сегодня по всему миру приглашают. Но мы не имеем возможности никуда нормально выехать, ведь это финансы. Не можем выехать на престижные фестивали, чтобы популяризировать наш театр, наше искусство, республику.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Отдельная проблема — помещение. В этом же здании, где с 1982 года располагается театр, находится Музей природы Бурятии. Актеры очень надеются, что в скором времени в городе построят здание для музея, и театр сможет развернуться в помещении.
- Нам уже глава Бурятии трижды говорил с высокой трибуны, что все помещение передается "Ульгэру", - сказал Эрдэни Жалцанов. - Мы очень надеемся, что очень скоро все это будет.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
Главная тема
Очередной сезон в театре кукол "Ульгэр" открылся 1 сентября. Эрдэни Жалцанов говорит, что коллектив театра решил сделать это традицией — открывать сезон в День знаний. В новом сезоне зрители увидят около 30 спектаклей. Среди них и самый любимый спектакль главного режиссера театра - "Дерсу". Это история о сложной судьбе коренного жителя Уссурийской тайги, который ко всему в природе относится как к живому.
- Тема "Дерсу" меня очень сильно волнует. Герой попадает в наше время и не может понять, что происходит, почему все стало другим, ведь для него туман, дождь, деревья — все было живым. И вдруг это все пропадает, - говорит Эрдэни Жалцанов. - Это связано с моими детскими впечатлениями. Когда я маленький был, ездил на сенокос. Сидел на телеге, свесив ноги и смотрел на долину, на всю эту красоту. Передо мною горы, речка блестит, кузнечики звенят, птички поют. Я тогда думал о том, что когда-нибудь это все исчезнет, появится электричество, не будет нашего маленького летника, а будет что-то другое. Такая была щемящая тоска. И я пытался запомнить то, что видел, и эти эмоции через всю жизнь пронес. Ведь на моих глаза долина менялась, Старики умерли, которых я знал, все изменилось, стало другим. Это главная моя тема.
Мы приходим в театр кукол, чтобы нас обманули — режиссер театра "Ульгэр" в Улан-Удэ, Фото с места события собственное. Автор фото: Анна Огородник, UlanMedia
СПРАВКА:
В репертуаре Театра кукол Ульгэр произведения русских , зарубежных авторов и спектакли по пьесам бурятских драматургов Ц. Шагжина, Ц-Б. Бадмаева, М. Батоина, Ж. Зимина и других.
Театр ставил спектакли, как на русском, так и на бурятском языках, приобщая юных зрителей к своим корням, прививая любовь к родному бурятскому языку. Постоянной формой общения с юными зрителями являются выездные спектакли в детские сады и школы, встречи с актерами и куклами.
Основан театр кукол в 1967. Первым директором являлся Ф. Гаврилов, главным режиссером — В. Ральчук. Первоначально имел статус разъездного, в 1983 получил бывшее здание Бурятской драмы.
В середине 70-х годов была сформирована национальная бурятская группа актеров, игравшая спектакли на коренном языке. Особая страница истории театра связана с именем режиссера Сергея Столярова, воспитавшего новое поколение актеров-кукольников в 80-е годы. В разные годы спектакли также ставили А. Первушин, Д. Баторова, Т. Бадагаева, С. Хажитов, Н. Дугаржабон, Е. Будажапова, Л. Понамарева, В. Утенков, Э. Жалцанов, О. Акимова/
В 1977 создана бурятская группа. В репертуаре классические сказки народов мира традиционно соседствуют с пьесами бурятских драматургов, прежде всего Цырен-Базыр Бадмаева, Жана Зимина, Ц. Дондукова.
В 1990 труппа пополнилась выпускниками Восточно-Сибирского института культуры, в сезоне 2002-2003 — группой молодых актеров, выпускников СПГАТИ.
Театр принимал участие в Международном театральном фестивале в Бейруте, Ливан ("Дюймовочка" Г. Х. Андерсена, 1999), III региональном фестивале театров кукол "Байкальское кольцо" в Чите (май 2003) и I Международном фестивале спектаклей для детей и юношества "Кееда" в Элисте (апрель 2004). Гастролировал по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока, в Москве и Киеве.
В театре работает крепкая профессиональная группа актеров-кукольников. Главный режиссер "Ульгэра", заслуженный деятель искусств. РБ Э. Жалцанов ставит для детей и взрослых поэтичные светлые спектакли, пронизанные образами народного творчества бурят и эвенков. Так, в 2000 году имела большой успех его постановка легенды "Дочь Байкала – Ангара". В 2006 году его спектакль "Поющая стрела" получил Всероссийскую театральную премию "Золотая маска". В 2008 г. спектакль "Небесный аргамак" (реж. Т. Бадагаева), в 2010 гг. спектакль "Под вечным светом Кумалана" (реж. Э. Жалцанов), вновь награждены премией "Золотая маска".
Справка по материалам minkultrb.ru.