В Приморье завершился третий фестиваль "Литература Тихоокеанской России-2020" ("ЛиТР"). Дискуссии, мастер-классы, лекции и творческие вечера посетили тысячи гостей. По итогам многих активностей зарождались новые творческие союзы, идеи проектов, фильмов и книг. О том, почему "ЛиТР" (6+) освежает, окрыляет и даёт невероятную энергию писательской душе и становится одним из лучших литературных фестивалей России — в обзорном материале ИА PrimaMedia.
Литр в цифрах
Более 30 часов лекций, десятки презентаций книг, творческих встреч и дискуссий прошло во Владивостоке за эти три дня. На фестиваль прибыли авторы от Камчатки и до Санкт-Петербурга, да и международная часть, несмотря на онлайн-формат, затронула почти всю Северо-Восточную Азию. Вроде и бытует мнение, что интерес к литературе угасает, но заполненные до отказа площадки и перевалившее за несколько сотен количество участников мероприятий от 10 до 80 лет говорит о том, что дальневосточники "соскучились" по качественному контенту, прямому доступу к авторам, настоящим книгам и обсуждению острых для региона проблем. Особенно гостям понравились открытые площадки и шатры, где провели Школу молодых писателей, Книжный пикник и День фантастики. Впервые обширную базу уникальных краеведческих материалов представили на фестивале региональные библиотеки. Новый формат "литературного поезда", который посетил село Вольно-Надеждинское, Славянку, Артем, Уссурийск, особенно впечатлил гостей из центральной России, заявивших, что они готовы проехать все Приморье вдоль и поперек ради знакомства с самобытными территориями. Местные же авторы получили возможность заявить о себе не только в рамках Приморья и ДФО, но и даже шире по России.
От первого лица
"Осушив" Третий "ЛиТР" стало окончательно понятно, что фестиваль появился на свет в правильное время и в правильном месте, считает руководитель оргкомитета фестиваля Виктор Суханов.
Виктор Суханов. Фото: ИА PrimaMedia
"Фестиваль действительно стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов Тихоокеанской литературы. Об этом говорит и география участников, и спектр поднимаемых тем. В нынешнем "ЛиТРе" приняли участие литераторы и издатели почти со всех территорий Дальнего Востока — Якутии, Сахалина, Бурятии, Камчатки, Хабаровского края, Еврейской автономной и Магаданской областей. Состоялся полноценный межрегиональный литературный диалог между писателями Дальнего Востока. Это произошло впервые в истории новой России.
Третий год подряд в работе фестиваля принимают участие писатели и переводчики из Китая, Кореи, Вьетнама, Японии, Франции и Испании. Стоит признать, что гуманитарная экспансия фестиваля в страны АТР и Европы, вообще, является отличительной особенностью "ЛиТРа". Можно смело говорить о состоявшейся интервенции современной российской литературы на Восток: по итогам фестиваля уже переведены на разные языки и изданы несколько произведений дальневосточных и российских писателей.
Есть и локальные успехи "ЛиТРа". Удалось вплести в культурную ткань Приморья и Владивостока новые старые форматы городских праздников таких, как "Книжный пикник" с мощным десантом краевых библиотек, выездные лекции российских прозаиков и поэтов в районных и городских библиотеках.
После любых фестивалей всегда возникают вопросы — а что остается после праздника? Есть ответы. Осталась Общероссийская литературная премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева, учрежденная под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в ДФО Ю.П. Трутнева, осталась книга "Штормовое предупреждение", которые написали Василий Авченко и Андрей Рубанов, остался фильм "Осенние визиты", снятый по одноименном произведению Сергея Лукьяненко владивостокским режиссером Георгием Саенко, остался спектакль "Выбрать троих" Дмитрия Данилова, поставленный в Приморском краевом театре Молодежи. И, наконец, осталось самое главное — понимание того, что все мы живем в одной стране и объединяет нас всех великая литература России", — подвел итоги Виктор Суханов.
По словам президента фестиваля "Литература Тихоокеанской России" Вячеслава Коновалова, количество мероприятий — от детского пикника до премьеры фильма по книге Лукьяненко, от читки новой пьесы Данилова в театре до мастер-класса мультипликатора и отца "Смешариков" Джангира Сулейманова — было беспрецедентным.
Вячеслав Коновалов. Фото: ИА PrimaMedia
"В этом году мы не только значительно расширили географию выступлений и авторы поехали в города Приморья, но и количество территорий Дальнего Востока, откуда к нам приехали писатели и издатели, например Павел Жданов из Магадана, Владимир Семенчик с острова Сахалин, Олег Сидоров из Якутии и много много других, не менее ярких имен. Это особенно приятно, потому что эти люди увезут тепло и радость фестиваля к себе домой и весть о фестивале, его яркости и пользе, будет распространяться всё шире и шире. На фестивале мы заявили тему поиска культурного кода Дальнего Востока — хотелось сложить этот красочный пазл из огромного набора таких ярких и таких разных частей территории. Получилось это или нет — ответ не простой, но что точно получилось — так это понять что культурный код заложен в нас, безотносительно географии и удаленности. Мы все говорим на одном языке и читаем одни и те же книги — это и есть часть великого кода, который заложил в нас русский язык. Люди фестиваля "ЛиТР" — участники, эксперты и посетители — это и есть наш золотой культурный код и генофонд Дальнего Востока и всей страны", — пояснил он.
Самое главное, что фестиваль живёт, несмотря на сложности финансовые и вирусные — выразил мнение соорганизатор "ЛиТРа" и приморский писатель Василий Авченко.
Василий Авченко. Фото: ИА PrimaMedia
"Прекрасный состав гостей, ни одного случайного человека. Неплохо представлены и регионы Дальнего Востока — от Якутии до Магадана и Камчатки. Серьёзные, интересные встречи, глубокие разговоры. Вот только зарубежные гости не смогли приехать. Отмечу высокую организацию со стороны как московского куратора Вячеслава Коновалова, так и владивостокского "соотца" Виктора Суханова. Радует, что есть сверхрезультаты — тот же фильм, который снимается во Владивостоке по книге Сергея Лукьяненко. Мы сумели усилить прописку Владивостока на культурной карте страны, скажу без ложной скромности. Но всегда есть над чем работать", — обозначил Авченко.
Важность подобного мероприятия в целом для Приморья отметил вице-губернатор Приморского края Антон Волошко.
— Это уникальная новая страница в череде культурных событий региона. Третий "ЛиТР" значительно масштабнее и по географии, и по идеологии, и по составу и количеству участников. В этом году много участников не только из Приморья и центральной части России, но и со всех дальневосточных регионов. Большое внимание уделяется со стороны правительства: мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы коллегам было комфортно проводить это мероприятие. Оно, конечно же, не проходное — к нему приковано и моё личное внимание, и внимание губернатора Приморского края, — подчеркнул Антон Волошко.
Зампред правительства — министр культуры Приморского края Елена Бронникова подчеркнула, что современные форматы привлечения внимания к краеведению, этнографии и культуре пользуются успехом у тысяч почитателей.
"Мы хотим вернуть людям интерес к литературе, создавая вновь культуру совместного семейного чтения. Ведь сейчас далеко не все родители читают детям книги, как это было раньше. На "Книжном пикнике" семьи могли пообщаться с известными писателями, принять участие в работе каждой из площадок. Гостей развлекали аниматоры, помощь в проведении мероприятия оказывали волонтёры культуры. А отдохнуть после очередной лекции или мастер-класса можно будет на ламзаке, специальном надувном кресле. Подобный формат мы уже опробовали в рамках мероприятий ко дню окончания Второй Мировой войны. И если изначально гости не были готовы к такому виду времяпрепровождения, то после с удовольствием принимали участие в литературных квестах, публичных чтениях книг и наслаждались произведениями любимых авторов в комфортной обстановке", — рассказала Елена Бронникова.
Новые форматы "ЛиТРа"
Оказалось, что особой популярностью пользуются открытые площадки со свободным доступом. Так, на выездной сессии Литературного института им. М.Горького на Школе молодого писателя "яблоку некуда было упасть", а на его мероприятия приходили совсем начинающие от 12 и до 60 лет.
Отдельная программа "Дня фантастики" с участием писателей Сергея Лукьяненко, Александра Пелевина, Андрея Рубанова, Николая Побережника, Василия Тарасенко собрала любителей футуристических произведений. Кстати, в рамках фестиваля прошла презентация первой серии фильма-сериала "Осенние визиты" по книге Сергея Лукьяненко и творческая встреча с писателем и группой кинематографистов. Права на экранизацию "Осенних визитов" (16+) были переданы Лукьяновым за символическую стоимость в один рубль на прошлогоднем "ЛиТРе" приморскому кинорежиссёру Георгию Саенко. Для создания образов персонажей книги он привлёк к работе местных и приглашённых для сотрудничества из других городов России профессиональных актёров. На сегодняшний день уже отснята большая часть фильма. Кинокартину планируют поделить на восемь серий.
И это не единственный формат взаимодействия и реализации задуманных на фестивале идей. Так, дальневосточные писатели все больше говорили о важности "горизонтальных" связей внутри ДФО, а авторы из Центральной России отмечали необъятную базу и уникальность материалов, по которым можно писать книги, снимать фильмы о Владивостоке, Приморье и Дальнем Востоке.
Чтобы продвигать Дальний Восток на международной арене важно развивать связи и организовывать работу переводчиков. Такую идею высказали иностранные участники, договорившиеся создать отдельную секцию в следующем году на фестивале.
Также отдельная программа была посвящена 75-летию Великой Победы: чтецы, победители проекта "Народы Победы", из разных городов края впервые собрались вместе, чтобы выступить на литературно-музыкальном вечере в Пушкинском театре ДВФУ.
Рай для любителей литературы организовали в последний день фестиваля — на Книжном пикнике собрались сотни людей: кто-то слушал выступления чтецов на сцене, кто-то читал, лежа на удобных подушках, кто-то рисовал с натуры. Гости принимали участие в викторинах и конкурсах, играли в Го и гуляли по Аллее краеведения, организованной региональным библиотеками.
В размышлениях о Дальнем Востоке немного отошли от литературы к экономике на семинаре и деловой игре "Формирование положительного образа Дальнего Востока" от заместителя полномочного представителя президента в ДФО Григория Куранова. Он напомнил, что Дальний Восток — это 41% территории страны. И всего 6% экономики России. Но с 2014 года треть всех прямых инвестиций в стране идет в ДФО. Каждую неделю здесь открывается одно новое предприятие — от теплицы на дальневосточном гектаре до огромного завода. Каждый день создается 23 новых рабочих места
"По нашим расчетам, нам нужно всего 3-5 лет для того, чтобы преодолеть этот разрыв между экономикой и социальным развитием, когда люди говорят: "А что нам ваши миллиарды инвестиций, когда у меня дорога сейчас разбита и зарплата маленькая? Я не вижу изменений к лучшему". 3-5 лет, напомню, нам нужно для преодоления этого разрыва", — рассказал он, разбирая соотношение позитивной и негативной информации о Дальнем Востоке в медиа-пространстве.
Участники "ЛиТРа"
По мнению участников, перенос мероприятия на осень оказался даже на руку: гости из других регионов страны смогли оценить благодатный приморский сентябрь. Например, писатель Александр Пелевин даже искупался в легендарной Стеклянной бухте. Тёплые вечера особенно располагали послушать стихи в Адмиральском сквере или посмотреть читку недавно написанной пьесы Дмитрия Данилова в театральном дворике.
Атмосфера на всех площадках фестиваля была зажигательная. Лекции перерастали в дискуссии, приезжие знаменитости с удовольствием отвечали на вопросы, фотографировались, раздавали автографы.
Андрей Геласимов. Фото: ИА PrimaMedia
Cовременный русский писатель и педагог, доцент Литературного института им. Горького Андрей Геласимов:
"Фестиваль "Литература Тихоокеанской России" в очередной раз подтвердил свой высокий статус. Встречи с авторами и читателями Дальнего Востока прошли в самой теплой и конструктивной творческой атмосфере. Обмен мнениями, идеями и предложениями оказался несомненно полезным для всех участников фестиваля".
Алексей Варламов. Фото: ИА PrimaMedia
Русский писатель и публицист, исследователь истории русской литературы XX века Алексей Варламов:
"Фестиваль — это чудесный праздник литературы, праздник серьезный и легкомысленный, умный и веселый, важный и трогательный. Он проходит в самом удивительном русском городе, где любят читать, слушать и задавать хорошие вопросы. Виват, Владивосток!"
Андрей Рубанов. Фото: ИА PrimaMedia
Российский прозаик, кинодраматург Андрей Рубанов:
"Задача фестиваля "Литература Тихоокеанской России" сформулирована его основателем Вячеславом Коноваловым: сближение людей, живущих в разных концах страны, на основе литературы. Эту задачу фестиваль выполняет отлично. Лучше живого общения ничего нет. Фестиваль — не только праздник, не только "мероприятие", но и рабочий механизм, вскрывающий проблемы, недостатки, выявляющий пути укрепления коммуникации профессионалов и непрофессионалов, писателей и читателей. Думаю, сейчас ЛИТР — лучший литературный фестиваль России".
Сергей Шаргунов. Фото: ИА PrimaMedia
Писатель, депутат Государственной Думы РФ Сергей Шаргунов:
"Фестиваль ЛиТР прекрасен и важен. Хотелось бы его распространения по всей дальневосточной территории. Это и собирание лучших литературных сил, и сшивание наших земель. Счастлив быть причастным!".
Вадим Месяц. Фото: из личного архива
Русский поэт, прозаик и переводчик Вадим Месяц:
" Дальний восток место, где отступать некуда. Дальше — Японское море. Литература в таких ситуациях концентрируется и вспоминает, зачем она вообще нужна. Люди занимаются разными вещами, в том числе глупыми, но на краю света у них нет такой вальяжности. Этот фестиваль — факт русской культуры.
Екатерина Барбаняга на презентации книги вместе с Павлом Басинским. Фото: ИА PrimaMedia
Писатель-педагог Екатерина Барбаняга:
"Фестиваль оставляет ощущение какого-то фантастического действа. Чего-то невозможного, что всё-таки оказывается возможным. Особенно, когда смотришь на обширную и разнообразную программу фестиваля. Владивосток — место силы и воли, это чувствуется сразу, но в то же время и гостеприимной поддержки, которая важна даже прославленным писателям, а начинающим тем более. Для меня лично и сам Дальний Восток, и чуткие, умные, интересующиеся его жители — большое открытие. Я им очень благодарна за наши встречи в этом году".
Александр Колесов. Фото: ИА PrimaMedia
Главный редактор Тихоокеанского альманаха "Рубеж" Александр Колесов:
"ЛИТР" даёт нам возможность общаться как внутри огромного пространства, которое именуется сегодня ДВФО, так и принимать дорогих коллег издалека — не только из обеих столиц, но и из-за рубежей Отечества. Уверен, другого фестиваля с такой грандиозной географией в мире просто нет!".
Олег Шишкин. Фото: ИА PrimaMedia
Российский писатель, драматург, сценарист, художественный критик, журналист Олег Шишкин:
"Это было сильное впечатление.причем разнообразное.ощеломление от бухты Владивостока, от братьев по писательскому цеху, от лиц читателей и зрителей. И самое важное : дух русского Дальнего Востока".
Татьяна Соловьева. Фото: из личного архива
Литературный критик Татьяна Соловьева:
"Фестиваль "ЛиТР" — один из самых ярких примеров, с одной стороны, литературного объединения, сшивания культурного пространства России, а с другой — предельной децентрализации издательской и творческой жизни нашей страны. Задуманный более трёх лет назад Вячеславом Коноваловым "ЛиТР" убедительно демонстрирует, что Дальний Восток — дальний исключительно географически, у него огромное количество точек пересечения и взаимного культурного интереса с центральной Россией. Мощный литературный десант, прибывший во Владивосток из Москвы, Санкт-Петербурга и городов Дальнего Востока — залог того, что год от года этих точек будет всё больше. Главный итог фестиваля, поставившего свей задачей поиск дальневосточного культурного кода, — это новая возможность почувствовать, что мы вместе, несмотря на пандемии и расстояния.
Роман Косыгин. Фото: gvardiya.ru
Исполнительный директор издательства "Молодая Гвардия" Роман Косыгин:
"Прошёл третий фестиваль Литература Тихоокеанской России. Я помню как все это начиналось... Сначала многие не верили вообще, что такое событие возможно провести, а потом не верили, что оно повториться. Но третий ЛиТР показал, что фестиваль возмужал, стал значимым событием в жизни не только Владивостока, но и других регионов Дальнего Востока. На фестивале рождаются фильмы, ярким примером этого является экранизация романа Сергея Лукьяненко "Осенние визиты". Написаны и изданы книги, которые родились во время фестивального общения. В частности, это роман больших расстояний "Штормовое предупреждение", которые написали Василий Авченко и Андрей Рубанов и роман Андрея Геласимова "Роза ветров". Несомненно, в этом большая заслуга организаторов фестиваля Виктора Суханова и Вячеслава Коновалова. Творческий подход, великолепная организация и душевная обстановка. Все это привлекает участников фестиваля во Владивосток. Умение Коновалова собрать замечательную команду из единомышленников, которая может рождать творческие успехи, а Суханова окружить их заботой разукрашивают культурную жизнь страны новыми красками. Вот и в этом году я увез с ЛиТРа множество конкретных предложений. Что нужно творческому человеку? Хорошие условия, впечатления и обмен эмоциями. Все это и создают организаторы фестиваля".