Ведущий интермодальный контейнерный оператор России "ТрансКонтейнер" уже давно активно работает на Дальнем Востоке, обеспечивая грузоотправителям сервис в режиме "одного окна". С учетом разворота грузопотоков "на Восток" компания формирует новые логистические маршруты и внедряет дополнительные сервисы. Недавно оператор приобрел контрольный пакет "Сахалинского морского пароходства" (СахМП, SASCO), одного из крупнейших морских грузоперевозчиков на Дальнем Востоке.
Директор по продажам и клиентскому сервису "ТрансКонтейнера" Никита Пушкарёв считает, что экономике Дальнего Востока на фоне переформатирования мирового логистического бизнеса предоставлен уникальный шанс для развития.
Директор по продажам и клиентскому сервису ПАО "Трансконтейнер" Никита Пушкарёв. Фото: пресс-служба "Трансконтейнера".
— Никита Алексеевич, "ТрансКонтейнер" оказывает услуги бизнесу по всей Евразии. С учетом вызовов последних месяцев, как изменилась роль дальневосточного региона в логистике?
— После отказа глобальных морских линий заходить в российские порты, бизнес начал искать новые логистические маршруты, чтобы обеспечить бесперебойность поставок. Это привело к тому, что грузопотоки развернулись на Дальний Восток. Доля портов Дальнего Востока в контейнерообороте портов РФ в мае превысила 50%, в июне — 60%.
Что касается "ТрансКонтейнера", то мы уже давно перевозим через Дальний Восток различные грузы как в экспортном, так и в импортном направлении. Помимо этого, мы занимаемся мультимодальными перевозками с использованием морских сервисов в сообщении с Китаем и Южной Кореей. Для нас это очень важное направление, и оно активно развивается.
Мультимодальные сервисы с использованием морского плеча успешно дополняют традиционные сервисы "ТрансКонтейнера" через сухопутные погранпереходы Забайкальск (Забайкальский край), Наушки (Бурятия), Достык и Алтынколь (Казахстан) и менее крупные — Камышовая — Хуньчунь (КНР) и Гродеково — Суйфэньхэ (КНР).
Теперь мы представлены и в судоходном дивизионе — в августе "ТрансКонтейнер" стал владельцем 58,51% акций ОАО "Сахалинское морское пароходство" (SASCO). Ресурсы одной из крупнейших судоходных компаний России будут направлены на формирование мультимодального оператора с полноценной собственной морской составляющей.
"ТрансКонтейнер" — лидер контейнерной железнодорожной логистики в Евразии. Парк контейнеров составляет порядка 112 тысяч единиц вместимостью более 166 тысяч ДФЭ, фитинговых платформ — более 41 тысячи единиц. Компания владеет 37 железнодорожными терминалами в России, ещё тремя управляет в форме дочерних и совместных предприятий. Оператор входит в российский транспортно-логистический холдинг "Дело".
— "ТрансКонтейнер" является ведущим контейнерным оператором в РФ, при этом компания поступательно развивает мультимодальный сервис. Расскажите, в чем особенность этого направления?
— Мы развиваем мультимодальный сервис в партнерстве с нашими товарищами по Группе "Дело" и контролируем таким образом всю цепочку перевозки. После ухода глобальных морских линий российские предприятия столкнулись с нехваткой мощностей при перевозке своих грузов на морском плече, поэтому мы активно стали развивать наши мультимодальные сервисы.
Сегодня объем перевозок из Китая и Кореи через Дальний Восток на нашем сервисе превышает уже 10 тысяч ДФЭ. Это достаточно большой показатель, и он имеет все предпосылки для роста. Мы также успешно развиваем морские перевозки в направлении Индии и Турции.
Как лидер контейнерной железнодорожной логистики в Евразии "ТрансКонтейнер" видит своей целью дальнейшее расширение внешнеторговых связей России и своевременно предлагает надежные транспортно-логистические решения отечественным экспортёрам и импортёрам.
— Бесперебойная работа железнодорожного сообщения между регионами ДФО и центральной частью страны — очень важный элемент экономического развития. Как вы можете обрисовать текущую ситуацию?
— Восточный полигон — это ключевое направление как для торговых компаний, так и для всего транспортно-логистического сектора. "Российским железным дорогам" (РЖД), с одной стороны, и морским портам, операторам железнодорожного подвижного состава, контейнерным операторам, с другой стороны, необходимо выстроить тесное взаимодействие. Если увеличится пропускная способность полигона, то сократятся сроки доставки грузов, оборот вагона, логистика экспортеров и импортеров станет более оптимальной. Если грузы будут доставляться без задержек, то сложится благоприятная ситуация для развития конкуренции, что всегда оказывает положительное влияние на ставки и на качество сервиса. В выигрыше окажутся все, но прежде всего — грузоотправители.
— Насколько сегодня бизнесом востребованы услуги мультимодальных перевозок? Каковы их основные направления и номенклатура грузов?
— На Дальнем Востоке традиционные мультимодальные перевозки очень востребованы, так как в Приморье расположены крупные контейнерные терминалы. С разворотом грузопотока на Восток возникает необходимость развивать действующие и прорабатывать новые маршруты. Это позволит в полной мере задействовать инфраструктуру региона, что будет способствовать развитию его экономики.
Что касается маршрутов — здесь речь идёт про те страны, которые "соседствуют" с Приморьем — Китай, Корея и Япония. Если говорить о номенклатуре грузов — это прежде всего товары народного потребления и электроника. Очень много транзитных грузов идет через порты Дальнего Востока в Центральную Азию. Это опять же товары народного потребления, а также комплектующие и запчасти для заводов по производству автомобилей в Центральной Азии, в Казахстане и Узбекистане.
— "ТрансКонтейнер" одним из первых среди транспортных операторов запустил онлайн-сервис продаж своих услуг. Как он развивается сейчас?
— Да, мы запустили для клиентов услугу заказа контейнерной перевозки в iSales ещё в 2017 году. Этот онлайн-сервис доступен из любой точки мира, в личном кабинете можно рассчитать стоимость доставки с максимальной точностью, произвести оплату заказа, застраховать груз. Есть функции отслеживания статуса исполнения заказа и трекинг в режиме реального времени. У наших клиентов есть возможность взаимодействовать с компанией полностью дистанционно.
О востребованности этого сервиса у клиентов говорит статистика: с начала этого года мы приняли через него уже более 500 тысяч заказов, тогда как за весь 2017 год было обработано только 52 тысячи. Сегодня 99% заказов создаются через iSales. По сути, для нас сейчас это главная площадка для взаимодействия с клиентами, которую мы планируем развивать и дальше.
— В последнее время эксперты указывают на то, что в России постепенно снижается число обращаемого контейнерного парка. И грузоотправителям становится все труднее найти необходимую тару. На ваш взгляд, что нужно предпринять для решения этой проблемы?
— Сейчас мы не ощущаем острого дефицита контейнеров. Но, учитывая уход крупнейших игроков с российского рынка, "ТрансКонтейнер" и другие операторы в течение последних месяцев активно наращивают свой парк. Так, в текущем году мы увеличили закупку контейнеров в три раза — с плановых 8 тысяч единиц до 24 тысяч. Этому в том числе способствовали меры правительства РФ по поддержке приобретения контейнеров отечественными операторами. Среди наиболее важных — обнуление пошлин на импортируемые российскими компаниями крупнотоннажные контейнеры (до этого операторы при закупке импортных контейнеров платили пошлину в размере 10% от их стоимости — прим. ред.) и принятие решения о субсидировании приобретения контейнеров, что уже позволяет операторам получать кредиты по пониженной субсидируемой ставке.
Оказанные меры поддержки стимулируют отечественных операторов к покупке контейнерного парка, что позволяет заместить выбывающий объем приостановивших свою работу морских линий и обеспечить надежный логистический сервис для наших клиентов.