К корпоративу готова: как сбросить до 4 кг к Новому году?
3 декабря, 12:00
В Бурятию не пустили монгола с колбасой
17:00
72-летняя женщина в Забайкалье заразилась ВИЧ
16:35
Улан-Удэнский ЛВРЗ вернул себе орден Ленина
16:10
Кванториум сохранит прописку в центре Улан-Удэ
16:05
Со вкусом ледяных качелей: эти зимние забавы советских детей никогда не забудутся
16:00
Нерадивая мать из Бурятии отсидит в колонии более двух лет
15:40
В Улан-Удэ открылись два елочных базара
15:20
В Улан-Удэ в этом году снесут 45 аварийных домов
15:02
Летний отдых в Бурятии: более 11,5 тысяч гостей посетили санатории
14:46
В Улан-Удэ владельца самосвала оштрафовали на сто тысяч рублей
13:32
Мэр Улан-Удэ: Главное создать безопасные условия на улицах
12:45
Аккаунт директора аэропорта "Байкал" подделали мошенники
12:35
Ветераны СВО в Бурятии пошли в "Школу фермера"
12:34
Едим и худеем: эти 3 простых ПП-гарниров из круп готовятся за 20 минут
12:00
Организация из Бурятии накопила в трёх регионах России 108 штрафов на 79,5 тысяч
11:35

Стюардессу из Бурятии называли "чудом природы в советском небе"

К 100-летию гражданской авиации в РФ
7 декабря 2022, 14:10 Общество
Светлана Владимирова перед последним полетом. 2001 год UlanMedia (УланМедиа)
Светлана Владимирова перед последним полетом. 2001 год
Фото: UlanMedia (УланМедиа)

Сегодня, 9 февраля 2023 года исполняется 100 лет гражданской авиации России. В честь этой даты UlanMedia (УланМедиа) вспоминает людей, которые были важной частью отрасли, и искренне полюбили небо. Одна из таких — стюардесса бывшего Улан-Удэнского авиапредприятия.

Судьбу стюардессы Улан-Удэнского авиапредприятия Светланы Владимировой, которую пассажиры называли "чудом природы в советском небе", можно одновременно назвать и счастливой, и трагичной. У нее была любимая профессия, близкий человек, желанные дети… Но однажды судьба распорядилась так, что ее мужа — подполковника в отставке — нашли задохнувшимся в цистерне с бензином в поселке Стеклозавода. Обстоятельства той трагедии и до сих пор вызывают много вопросов… Молодая женщина осталась одна с четырьмя дочерьми, старшей в тот период было 20 лет, младшей — 4 года. Но как бы ни было тяжело, она не рассталась с любимой профессией бортпроводницы и продолжала летать…

Как признается Светлана Алексеевна Владимирова, в девичестве Дашкина, она и сегодня летает во сне. Порой снится, что опаздывает на рейс или забыла дома какие-то важные документы. Хотя за четверть века — именно этой цифрой исчисляется ее стаж работы бортпроводником — не было случая, чтобы она куда-то опоздала или что-то нарушила. 8000 летных часов в копилке этой уникальной женщины. Рейс за рейсом ежедневно. Экипаж, трап самолета, пассажиры, чемоданы, взлет, посадка. А главное в этой суете и круговерти — огромное небо, глядя на которое с высоты полета захватывает дух…

Тяжело в ученье — легко в полете

После окончания десятилетки выпускницу Дашкину "каким-то попутным ветром", как она шутит сегодня, занесло в ДОСААФ, где, если кто помнит, активно культивировались многочисленные технические и военно-прикладные виды спорта, в том числе авиационного. Она сделала выбор в пользу курсов радиотелеграфистов. Левша от природы, у нее одинаково хорошо получалось работать "на ключе" и правой, и левой рукой. 

В итоге, с отличием завершив учебу в ДОСААФ, Светлана отправилась в Аэропорт, где в отделе кадров Улан-Удэнского авиапредприятия ей предложили должность радиста-телеграфиста в радиобюро. Знала ли она тогда, что работа на Улан-Удэнском авиапредприятии станет ее судьбой?..

Работа в радиобюро была интересной и ответственной. Например, поступившую от метеослужбы информацию о фактической погоде и прогнозе погоды необходимо было передавать диспетчеру каждые 30 минут. Насколько это важно для экипажа, выполняющего в данный момент полет, допустим, в Курумкан или Таксимо с их непредсказуемым климатом, даже говорить не приходится.  

Когда смена выпадала на раннее утро, она, чтобы не опаздывать на работу, оставалась ночевать в гостинице Аэропорта, частенько с бортпроводниками. От этих красивых девчонок веяло какой-то неповторимой романтикой. Именно они не раз говорили Светлане: "Что сидишь в своем радиобюро? Давай к нам!". И она решилась…

В учебно-тренировочном отряде. Иркутск. 1980 год

В учебно-тренировочном отряде. Иркутск. 1980 год. Фото: UlanMedia (УланМедиа)

1977 год. Улан-Удэнское авиапредприятие не просто стабильно работает, но и развивается, расширяясь и наращивая мощности. Осваиваются новые самолеты, профессия бортпроводника востребована. Таким образом, пожелание радиста-телеграфиста Светланы Дашкиной было удовлетворено. Она успешно проходит летную комиссию, а овладевать будущей профессией отправляется в Иркутск, в учебно-тренировочный отряд (УТО-15).

Учеба в Иркутском учебно-тренировочном отряде осталась в памяти на всю жизнь. Порой казалось, из них готовят настоящих "воздушных железных леди" — как устроен самолет, что представляет собой аварийно-спасательное оборудование, в чем суть противопожарной системы, что есть система перевозок. Много часов отводилось дисциплине по обслуживанию пассажиров. Что касается, например, донесения до пассажиров информации о предстоящем рейсе, то тут с бортпроводниками могли сравниться разве что студенты театральных вузов, изучающие "сцену речи". Ведь и интонация важна, и тембр голоса, и чтобы без запинки, и при этом — улыбка на лице… 

Дальше. Как при посадке правильно рассаживать пассажиров, как с ними общаться, как сервировать блюда с горячим питанием, как подать газету пассажиру по его просьбе или какое-то лекарство. И тут уже вступали в роль такие дисциплины, как этика и эстетика. Да, что там говорить, давались уроки даже "по правильному нанесению макияжа"! 

А еще, коль скоро будущим стюардессам предстояло летать по разным регионам страны, изучали географию. В дальнейшем краткая информация о том или ином городе, в направлении которого летит борт, была на руках у каждой бортпроводницы, и ее можно было начитать пассажирам "с листа".

Но Светлана никогда себе этого не позволяла — всю информацию, какого бы города это ни касалось, она помнила, как "отче наш". И в этом была какая-то доверительность, которую пассажиры всегда очень тонко чувствовали.

Каждый вылет, как праздник

Три месяца учебы в УТО-15 пролетели быстро, и в Улан-Удэ Светлана вернулась с готовностью служить родной гражданской авиации там, в небе. Но… предстояла еще стажировка на земле. Ее наставницей стала инструктор Галина Александровна Тимченко, и пощады от нее ждать не приходилось. Это были своего рода репетиции предстоящего спектакля, когда свою роль ты должен выучить так, чтобы каждое слово отскакивало от зубов. И Светлана про себя понимала: вся разница в том, что вести эту роль ты будешь не на сцене театра, а на высоте нескольких тысяч метров. И "зрителями" твоими будут пассажиры, сидящие в креслах далеко не театральных. Одним словом, ответственности сто крат больше, и тут не до аплодисментов…  

Она прекрасно помнит свой первый полет в качестве стажера — это был рейс "Улан-Удэ — Хоринск — Сосновоозерск — Романовка — Багдарин". Конечно, волновалась. Боялась споткнуться на каком-то слове, что-то забыть или упустить. Но свой первый экзамен на высоте выдержала с честью. 

А после прохождения стажировки начались летные будни, которые она никогда не считала рутиной. Каждый вылет был для нее, как праздник.

"Надёжная, как весь гражданский флот"

В момент интервью мы обратились к Светлане Алексеевне с просьбой:

— А можете ли вы сейчас представить себя на борту самолета? Вот самолет начал руление, а вы выходите к пассажирам. Конечно, вы уже более двадцати лет не летаете. Но все-таки…

И... после короткой паузы мы услышали хорошо поставленный голос, с которым, между прочим, может сравниться только маститый диктор телевидения…

— "Добрый день, уважаемые пассажиры! Командир корабля и экипаж от имени Аэрофлота приветствуют вас на борту самолета АН-24, выполняющего рейс 461 по маршруту "Улан-Удэ — Иркутск". Просим вас пристегнуть привязные ремни, время в пути сорок минут". 

А после этого еще и дополняет до последней циферки информацию о Байкале: "Уважаемые пассажиры! Маршрут нашего рейса проходит над уникальным озером мира — жемчужиной Восточной Сибири — озером Байкал. Длина озера 636 километров, длина береговой линии 2100 километров, наибольшая ширина 80 километров, наименьшая — 25. Максимальная глубина Байкала 1637 метров". 

Да-а, сегодня подобного рода информацию можно без проблем донести до пассажиров в записи, но в том-то и была ценность бортпроводниц советской эпохи, что они выходили к пассажирам и общались с ними "вживую" — это как-то сразу снимало у всех напряжение, расслабляло и успокаивало. В общем, как у Высоцкого: "И вот вошла, вся в синем, стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот"…

Перед вылетом из Таксимо. 2001 год

Перед вылетом из Таксимо. 2001 год. Фото: UlanMedia (УланМедиа)

Слова известного поэта и барда подтверждает и командир 138-го летного отряда Улан-Удэнского авиапредприятия, ветеран Гражданской авиации, заслуженный работник транспорта РФ Петр Федорович Грунин: 

— Работа бортпроводников всегда была большим подспорьем для нас и, в первую очередь, в обеспечении безопасности полетов. Каждый пассажир, когда заходит в самолет и не видит бортпроводника или какого-то члена экипажа, чувствует себя, скажем так, обреченно. А есть пассажиры, которые патологически боятся летать: находиться в воздухе несколько часов, причем на немалой высоте, и в неизвестности по поводу того, чем данный полет закончится — это для них просто непосильная нагрузка на психику. И именно наши девчонки своим вниманием и своей заботой словно внушают им чувство спокойствия. 

Вообще бортпроводников всегда традиционно относили к обслуживающему персоналу. Пилоты и бортмеханики — это летный состав, а девчонок на воздушном судне именовали "кабинным экипажем".

 — Но во время полета эти условные грани, конечно же, стираются, — продолжает Петр Грунин, — ведь в воздухе все мы находимся в равных условиях. Значит, мы — единый экипаж, одно целое, и цель у нас общая — благополучно доставить людей в назначенный пункт. Цель общая, а обязанности для ее достижения у каждого свои. Мы обеспечиваем безопасность полета и кабине пилота, бортпроводники — в пассажирском салоне. Вот случись, не дай бог, аварийная ситуация, не будет же экипаж покидать кабину, чтобы успокоить людей — это зона ответственности бортпроводников. И сколько бы я не летал, в каких бы ситуациях мы не оказывались, включая и аварийные, а наши девочки всегда достойно и профессионально справлялись со своими обязанностями.

И лично я всегда считал: когда пассажиры удовлетворены полетом и благодарят экипаж — это, в первую очередь, заслуга наших бортпроводниц.  

Три веселых рейса

Профессия бортпроводника во все времена оставалась необычной и романтичной. Но вместе с тем, еще и сопряженной с риском. И далеко не каждому дано преодолеть этот страх высоты. А что же наша героиня?

— Не знаю, почему, но высоты я никогда не боялась, — говорит Светлана Алексеевна. — Я по жизни вообще не трусиха. Двадцать пять лет отлетала, и ни разу даже мысли не было, что какой-то полет может стать для меня последним. Я всегда на сто процентов была уверена в том, что обязательно вернусь домой. Мама, конечно, переживала, плакала. Но я ей всегда говорила: "Мама, все будет нормально, ждите меня. Наши самолеты — самые надежные в мире".

В то время аэродромы были почти во всех районных центрах Бурятии. На ИЛ-14 и на АН-24 летали в Нижнеангарск, Таксимо, Багдарин, Закаменск, Сосновоозерск, Курумкан, Петропавловка, Кырен, Хоринск и так дальше. А за ее пределы — в Абакан, Томск, Красноярск, Братск, Благовещенск, Хабаровск... 

Но одним из самых популярных был рейс "Улан-Удэ — Иркутск". С чьей-то легкой руки — летчиков или бортпроводников — их называли "три веселых рейса". Почему "веселых"? Да потому что один и тот же экипаж без проблем на протяжении дня трижды совершал полет в двух направлениях: от Улан-Удэ до Иркутска и обратно. Как говорится, трасса изучена от "а" до "я". Продолжительность полета всего сорок минут, стоимость билета всего 8 рублей, и за эту цену тебе еще предоставляется возможность полюбоваться с высоты полета красотами Байкала…

На одном двигателе

Вообще, профессиональная бортпроводница — она при определенных обстоятельствах еще и психолог. Проходя по салону, всегда увидит беспокойство в глазах кого-то из пассажиров. Остановится, спросит, все ли в порядке, предложит водички. При этом сама, что бы ни случилось, будет демонстрировать спокойствие, даже если ситуация на борту критическая. А ведь такие ситуации случались в работе нашей героини, и не раз. 

Светлана вспоминает, как однажды летели домой из Хабаровска ночным рейсом на АН-24. Проходя по салону, она отметила, что все пассажиры спят. Но, что характерно, среди безмятежно спящих пассажиров всегда найдется один бдительный, который весь полет как будто держит под контролем. И вот ее остановил молодой человек с вопросом: "Скажите, девушка, а почему у вас этот двигатель не работает?".

Светлана глянула в иллюминатор — на самом деле, лопасти без движения. Простой смертный на ее месте ударился бы в панику, но у бортпроводника Владимировой в той ситуации и мускул не дрогнул. 

"Не волнуйтесь, всё нормально. Просто у нас вышел приказ — экономить горючее", — с улыбкой объяснила она бдительному пассажиру и спокойно пошла по салону дальше. 

— Нас много чему учили, и я прекрасно знала, что АН-24 без проблем может приземлиться на одном двигателе, — рассказывает Светлана. — Поэтому повода для паники у меня не было. Потом уже, вернувшись в кабину пилотов, узнала, что у самолета, на самом деле, произошел отказ двигателя. 

Светлана Владимирова. Призер конкурса профессионального мастерства. 1984 год

Светлана Владимирова. Призер конкурса профессионального мастерства. 1984 год. Фото: UlanMedia (УланМедиа)

О том, что на борту АН-24 была аварийная ситуация, пассажиры не узнали даже после того, как его шасси  коснулись посадочной полосы. А между тем, в темноте аэродрома уже мигали маячки пожарных машин и карет "скорой помощи". 

Видя все это, бортпроводник Светлана Владимирова, тем не менее, в штатном режиме объявила пассажирам о благополучном окончании рейса и, стоя у трапа, провожала каждого улыбкой и добрыми пожеланиями. 

— И вот мы встретились глазами с тем бдительным пассажиром, который заметил остановку двигателя, — вспоминает Светлана. — И он мне с улыбкой говорит: "Экономия горючего, значит?". Мне только и оставалось, что улыбнуться ему в ответ и пожелать всего доброго. Одним словом, мы поняли друг друга, и я до сих пор благодарна ему за то, что, реально оценив ситуацию, которая, на самом деле, была серьезной, он не запаниковал, а проявил железную выдержку. Ведь паника на борту — это самое ужасное, что только можно себе представить…

"Ты — лицо Аэрофлота"

На авиапредприятии постоянно проходили конкурсы профессионального мастерства, и первой начальницей и наставницей Светланы была Нелли Ивановна Скочадуб — высокий профессионал, прекрасная женщина, мудрый человек. 

— Она меня очень многому научила, — вспоминает Светлана. — Первое, что она мне сказала, когда я пришла на авиапредприятие с намерением летать: "Что бы у тебя ни случилось дома, всё оставляешь за бортом, когда пришла на работу. Ты пришла, ты должна улыбаться и быть на высоте. Ты — лицо Аэрофлота". И я это запомнила, как какой-то индивидуальный внутренний устав. И следовала этому уставу всегда, как бы плохо мне ни было…

И вот мне то и дело задавали вопросы: "Владимирова, у тебя что, всегда всё нормально? Ничего плохого не случается? Ты как-то всегда на позитиве". И я отвечала: "Почему не бывает? Всё бывает. Я просто на людях всего этого не показываю".

Семья, как счастье

Со своим будущим мужем Николаем Владимировым Светлана познакомилась в 1980 году. Можно сказать, случайно. Она возвращалась из кинотеатра после последнего сеанса и обнаружила, что какой-то молодой человек неизменно следует за ней. Светлана остановилась, он — тоже. "Вы меня преследуете?" — "Ну, что вы! Я иду на автобусную остановку".

В автобусе ехали вместе, и сошли на одной остановке. "Все-таки вы меня преследуете!" — "Ну, что вы! Я просто иду домой. Но если вы не против, я провожу, все-таки поздно уже"…

Так и началось их знакомство, от которого до любви был всего лишь шаг. То, что он офицер Советской армии она узнала уже на свадьбе. Поняла по числу гостей в военной форме с его стороны. Николай объяснил: "Ты как-то обмолвилась, что не очень любишь военных. Вот я и боялся, что если признаюсь, замуж за меня выходить откажешься". 

Отказываться было уже, как говорится, поздно. Но в дальнейшем Светлана ни на секунду не пожалела о своем выборе. И чем больше узнавала своего мужа, тем больше проникалась к нему любовью и уважением.

Командир танкового батальона подполковник Владимиров проходил службу в Германии, Монголии, Майкопе, в дальнейшем был переведен на станцию Дивизионную, где и нашел свою судьбу. 

Молодежены, Светлана и Николай. 1980 год Владимировы

Молодежены, Светлана и Николай. 1980 год Владимировы. Фото: UlanMedia (УланМедиа)

— Когда родилась наша первая дочка Тонечка, Коля вообще от нее не отходил. И первые свои шаги она сделала с ним — я в то время летала, — вспоминает Светлана. — Дочку родила 23 августа, а через полгода уже вышла на работу. 

Николай всегда был очень заботливым отцом, и радовался рождению каждого ребенка, может быть, потому, что сам вырос в многодетной семье, где было пятеро сыновей. Возможно, поэтому его и не напрягало, когда в собственной семье раз за разом рождались девочки — Тоня, Аня, Вика, Алёна. Всех их он очень любил, и каждой отдавал все свое свободное время…

Опекунство

Однажды за ужином старшая дочь Тоня рассказала родителям историю про свою одноклассницу Оксану, которую после смерти ее мамы выгоняют из дома. В дальнейшем выяснилось, что в этом доме Оксана проживала с мамой и ее гражданским мужем. Гонения на маму и дочь начались после смерти хозяина дома со стороны его бывшей жены и ее родственников. А после того как мама Оксаны умерла от рака, жизнь девочки, оставшейся круглой сиротой, стала и вовсе невыносимой.

От этой информации Николай и Светлана, у которых в ту пору уже были три дочери, отмахнуться не смогли, и свои действия начали с визита к мэру Геннадию Айдаеву.

— Мы с Колей тогда сразу решили, что эту девочку мы просто обязаны удочерить. Нас немного "остудили" сотрудники органов опеки, посоветовав не удочерять, а оформить опекунство над Оксаной. Они объяснили, что в таком случае у нее сохранятся все льготы, а главное — право на дом, где она проживала с мамой. И мы прислушались. Но я до сего дня благодарна Геннадию Архиповичу Айдаеву за то, что он сразу вник в ситуацию и взял ее под свой контроль. В итоге все гонения на девочку прекратились. 

Ну, а опекуны Николай и Светлана Владимировы приняли Оксану в свою семью, как родную, со временем помогли обрести профессию, а девчонки с первых дней стали воспринимать ее, как сестренку. Когда Оксана достигла совершеннолетия, она на полных правах вернулась в дом, где когда-то жила со своей мамой. Сегодня в ее семье уже двое детишек…

— Она никогда не называла нас мамой и папой, — говорит Светлана. — Но мы и сегодня остаемся родными людьми. А тогда, помню, мне не раз прямо в глаза говорили: "Тебе зачем это надо? Вам своих троих мало?". Судили-рядили… Но мы старались не обращать внимания на эти пересуды. Просто мы тогда с Колей не могли поступить иначе…

К слову, после всех этих событий в семье Владимировых родилась четвертая дочь Алёна...

Ну, что тут скажешь?! Образцовая семья, о которой следует писать в газетах. И вскоре публикации об этой семье в газетах появились. К сожалению, не позитивные…

Трагедия 

В "лихие девяностые" страну трясло от последствий пресловутых "перестроечных" преобразований. Завалилась набок вся промышленность, включая ВПК. В армии начались сокращения, и подполковника Николая Владимирова это тоже коснулось. Вынужденно уйдя в отставку, он устроился работать в транспортный цех Стекольного завода города Улан-Удэ, который впоследствии возглавил. 

21 февраля 1999 года Николай, как это бывало и раньше, отправился на ночное дежурство. Светлана проводила его, перед сном они немного поговорили по телефону, муж заверил, что у него все нормально, пожелал спокойной ночи и обещал позвонить утром. 

Утром он не позвонил, и Светлана решила сама позвонить ему. Набирала и набирала номер… Наконец, в трубке  отозвался мужской голос. "Я звоню Владимирову, — торопливо сказала Светлана. — Почему он трубку не берет?". — "А вы кто?", — спросил голос. — "Жена". В  ответ послышались короткие гудки…

Предчувствуя неладное, она принялась звонить по всем телефонам подряд. Тщетно… Наконец догадалась набрать номер коммутатора, где все знали ее по голосу. "Девчонки, что-то не могу до своего дозвониться. Там состав пришел что ли?". — "Света, а ты что, ничего не знаешь?". 

Первая мысль, которая после этих слов тут же ударила в голову: поехал на машине, попал в аварию… Но ответ девчонок с коммутатора был убийственным: "Коля погиб. Его нашли мертвым в цистерне с бензином".

Как может реагировать женщина на такое известие о самом родном человеке?.. Она закричала. Дико, как зверь, сползла по стене на пол, перепугала детей. 

— Помню, как на каком-то "автопилоте" позвонила подруге, которая жила по соседству. Она прибежала, а меня трясет. Это был какой-то кошмар, — вспоминает Светлана. 

К слову сказать, кошмар этот для Светланы длился еще не один день. Да, в те годы цистерны с различного рода горючим для котельной Стеклозавода и иных нужд доставлялись в поселок постоянно. Цистерна, где был обнаружен труп Николая Владимирова, была практически разгружена — бензина буквально на донышке. 

— С каждым днем я узнавала все новые подробности о гибели мужа, — с горечью вспоминает Светлана. — Во-первых, его никак не могли достать из этой цистерны — там были такие пары, задохнуться можно было на первом вдохе. Когда же его все-таки достали, при нем не обнаружилось ни ключей от квартиры, ни командирских часов, ни записной книжки. Но я-то знаю, что эти вещи накануне были при нем! Куда они делись? В дальнейшем начали выдвигаться версии о том, что он якобы был пьян и просто туда свалился, хотя Коля на работе никогда не пил. Еще была версия, что он хотел своровать бензин, и с этой целью просто взял и спрыгнул в полупустую цистерну. Ну, бред! У любого здравомыслящего человека сразу должен был возникнуть вопрос: это каким же надо быть идиотом, чтобы лезть внутрь цистерны, когда этот несчастный бензин можно накачать снизу, снаружи…  

Одним словом, с этого рокового дня для Светланы начался новый отсчет времени. В милицию она ходила, как на работу. На нервной почве у нее пропал голос... В те дни, буквально забыв обо всем, она готова была отстаивать честь мужа на всех уровнях, дважды обращалась в прокуратуру и даже у экстрасенсов пыталась найти ответы на свои вопросы. 

Ее остановили родственники Николая, проживающие тогда в Московской области. Позвонили и сказали: "Света, мы уверены, что Коля не виноват. Но ты оставь всё это. Если кто-то виновен в его гибели, их бог накажет. А у тебя дети…". 

— Я и сегодня благодарна своему коллективу за поддержку и понимание, с похоронами и поминками помогали, девчонки приезжали постоянно, — вспоминает она. — У нас все эти годы был очень хороший и дружный коллектив. И вообще мне в жизни всегда очень везло на хороших людей...

Жизнь "до" и "после"

С потерей любимого человека жизнь Светланы Владимировой словно разделилась на "до" и "после". Она еще долго не могла смириться с тем, что Николая больше нет, и уже никогда не будет. Но… каждый день в глаза ей смотрели четыре дочери, которым, кроме мамы, надеяться было не на кого. И в один из тех кошмарных дней она вдруг отчетливо осознала, что теперь ей придется жить за двоих. Ради девочек. И она встала и пошла, распрямив спину, полная решимости и терпения.

— Именно мои девочки помогли мне в те дни вернуться к жизни и выстоять, — вспоминает Светлана. — Я прекрасно понимала, что будет непросто, но для себя решила, что ради них сделаю все, что в моих силах. Просто поставила перед собой цель: поднять детей, поставить их на ноги, и никакой личной жизни. 

А между тем, на авиапредприятии на излете 90-х сложилась непростая ситуация. Как известно, в 1994 году предприятие акционировалось, спустя три года было передано в доверительное управление одному из коммерческих банков, в конечном итоге всё закончилось возбуждением процедуры банкротства. Все эти так называемые "перемены" сопровождались сокращениями работников, которые коснулись и летчиков, и бортпроводников, задержки заработной платы стали привычным явлением. В 2001 году предприятие было ликвидировано, а большую часть коллектива, в том числе и Светлану Владимирову, просто-напросто просеяли сквозь сито, отправив в "свободное плавание". Долги по заработной плате им так и не выплатили…

— Помню, многие тогда интересовались, почему я не выхожу замуж, тем более что предложения были, не смотря на то, что у меня четверо детей. Да, возможно было бы легче, если бы рядом было мужское плечо. Но на вопрос "почему?" я всегда отвечала: "Потому что таких мужчин, как Коля, больше нет". Конечно, мама и папа тогда подставили свои плечи. А еще Александр — брат моего мужа, который в ту пору работал на Севере. Он помогал нам деньгами практически с первых дней после гибели Коли. Всегда буду ему безмерно признательна, ведь во многом благодаря его поддержке мне удалось поднять дочерей и всем им дать высшее образование.

Мои красавицы-дочки и внуки — это моя радость сегодня, благодаря им и живу. Если бы у меня были мальчишки, я бы, наверное, с ними не справилась. А девчонки — это моя опора и моя надежда. Все эти годы я жила ради них и выжила благодаря им…

Так он и шел, новый отсчет времени. Жизнь, как она есть, когда печальные и радостные события идут чередой. За эти годы она проводила в последний путь двух братьев, маму, папу, и выдала замуж всех дочерей. Теперь это и есть ее семья, которая приросла восемью внуками! Более того, в данный момент Светлана с нетерпением ждет уже второго правнука…

Будем жить!

— Светлана, как коммуникабельный человек, быстро влилась в наш коллектив, а работу бортпроводника всегда выполняла четко и работала, без преувеличения, на высшем уровне, — рассказывает командир 138-го летного отряда Петр Федорович Грунин. — Общительная, всегда веселая, никто ни разу не слышал, чтобы она что-то требовала или повышала на кого-то голос, хотя понимали, как непросто ей это давалось, особенно после гибели мужа. Но она никогда не показывала виду. Мужественный человек. Боец. Мы, летчики, не понаслышке знаем о непростой работе бортпроводников, и лично я убежден, что Светлана — один из самых ярких и достойных представителей этой профессии.  

— Мне всегда нравился ее звонкий голос, — вспоминает коллега и подруга, бортпроводница Елена Федорова. — Борт прилетел, экипаж выходит, а ее голосок уже издалека слышен. И мы шутим: "Владимирова наша прилетела со своим экипажем". Еще поражаюсь ее памяти. Мало того, что по работе она всю информацию, предназначенную пассажирам, знала назубок, так и сегодня, хотя уже двадцать лет не летаем, помнит всех летчиков и бортпроводников нашего большого коллектива. А главное, постоянно держит со всеми связь, в деталях знает, кто чем дышит сегодня. Парадоксально, правда? Авиапредприятия уже давно нет, а наш летный отряд здравствует и остается дружным, как и раньше. И во многом благодаря Светлане Владимировой. 

Она всегда жила в каком-то своем мире. И этот мир у нее начинался с семьи, где главная традиция из поколения в поколение — забота друг о друге. Но в запасе у нее заботы столько, что хватает и на школьных учителей, с которыми она постоянно держит связь, и на всех наших ребят из летного отряда. И это не ограничивается просто "дежурными" звонками. Радость у кого-то или беда, с ее подачи мы тут же беремся за руки и помогаем, чем можем. Это очень ценно, я считаю. Как ценно и то, что мы до сих пор встречаемся, благодаря нашей Владимировой, и на каждой встрече она — душа компании. 

Однажды мы спросили ее: "Света, как у тебя сил хватает собирать всех нас на какие-то праздники, юбилеи? Тебе это надо?". Она ответила: "Я по жизни оптимист и не хочу, чтобы мы встречались только на похоронах. Лучше встречаться на юбилеях, на днях рождения, на праздниках. Это намного приятнее".

И мы все как будто встрепенулись. На самом деле, надо быть оптимистами, ведь годы годами, а душой мы все еще молоды... А главное — живы. Значит, будем жить, как говорилось в любимом фильме Светланы "В бой идут одни старики".

Мы со Светой, когда встречаемся, всегда поем песню, которую очень любим: 

"Небо выбрало нас… Сделай шаг за звездою, отогрей этот мир, дай ему этот шанс. Оторвись от земли, поднимись над собою, наше время пришло, небо выбрало нас…". 

Конечно, эта песня о летчиках, но и Светлане она очень подходит. Потому что она всегда, при любых обстоятельствах умела подниматься над собой, и до сего дня своей добротой, активностью и организованностью продолжает отогревать этот мир…

"Чудо природы в советском небе"

Когда распалось авиапредприятие, Светлана Владимирова, уходя, забрала с собой самое дорогое — три книги отзывов пассажиров о ее работе за все годы полетов. Да, оказывается, в советские времена не только в продуктовых магазинах, но и на бортах самолетов существовали "книги жалоб и предложений"! Наверное, логичнее и романтичнее их было бы называть "журналами полетов" или "отзывами авиапассажиров". Но дело, как говорится, не в названии, а в содержании. 

Кого только не было среди пассажиров, которых она обслуживала на протяжении 25 лет! Артисты, спортсмены, ученые, депутаты самых разных уровней и даже сотрудники КГБ. Стоит только полистать этот "трехтомник" бортпроводницы Светланы Владимировой-Дашкиной, как тут же история нашей страны словно предстает перед глазами в ее поступательном движении. 

Стюардесса Светлана Владимирова

Стюардесса Светлана Владимирова. Фото: UlanMedia (УланМедиа)

Вот, например, отзыв о полете известного в советские времена на всю страну Александра Бондаря, бригадира СМП-58 бурятского участка БАМа, Героя Социалистического труда: "Когда после мытарств по гостиницам и вокзалам тебя встречает у трапа приветливой улыбкой Светлана Владимирова, сразу теплее на душе. Счастья тебе!".

А вот своего рода признание в любви народного артиста СССР, оперного певца Бориса Штоколова: "Любви все возрасты покорны, и Аэрофлот не молод сам, зато любовь он так проворно улыбкой Светы дарит нам. Она луч света в темном царстве, где так чуть брезжут облака… Певунья часто молчалива, так будем же летать всегда!

P.S. Надеюсь, запись все прочтут, а Свете премию дадут…".

А еще сотни отзывов рядовых пассажиров, и в каждом — слова признательности, благодарности, восхищения…  

"Как приятно удивлены мы были, когда, кроме обязательных слов, вдруг услышали поздравление с Новым годом и добрые пожелания от бортпроводницы Светланы Дашкиной. Как она подняла нам настроение!".

"Эта девушка, заботливая и внимательная к пассажирам, как только начинает говорить, у всех поднимается настроение. И ощущается легкость полета, и ее плавная речь зовет на подвиги. И я готов лично за такую работницу Аэрофлота не пощадить своей жизни, если она окажется в беде. Мне жалко расставаться с этим экипажем. Я готов лететь с ними на край света". 

"Много ли человеку надо? Нет, не много. Лишь чуть заботы и внимания. Бортпроводница рейса 462 окружила нас, всех пассажиров, заботой, вниманием и своей милой улыбкой. И информация о Байкале очень познавательна. Все пассажиры рейса очень благодарны Светлане и просят руководство отметить ее работу и поставить в пример другим".

"Мы, студенты Ленинградского студенческого строительного отряда "Электрон-1", летящие рейсом 464, выражаем сердечную признательность стюардессе этого рейса Светлане за человечное и бережное отношение к нам. Мы очень тронуты… Сердечное ей спасибо!".

"Выражаем сердечную благодарность экипажу самолета АН-24, выполняющему рейс 3787 "Улан-Удэ — Иркутск — Тулун — Красноярск", а особенно благодарны бортпроводнице Светлане за чуткое внимание к пассажирам. Было бы отлично, если бы все бортпроводники были такими, как Светлана Дашкина". 

"Международная делегация Академии наук СССР, в составе которой находились профессор Пайунен и доктор Малкунен из Финляндии выражают глубокую благодарность бортпроводнице рейса В-522 Светлане Владимировой за высокий профессионализм и добросовестное отношение к пассажирам".  

"Просим администрацию Аэропорта вынести благодарность всему экипажу, а особенно просим отметить умную, веселую, жизнерадостную, трудолюбивую девушку — бортпроводницу Светлану Владимирову — это чудо природы в советском небе!".

Как говорится, без комментариев…

227901
48
5