Кто спит на ходу: ученые назвали возраст, когда мы спим лучше всего
2 декабря, 12:00
Четыре тысячи за смену: в Бурятии выпускников уговаривают пойти в строители
3 декабря, 20:49
Двое мужчин на автомобиле провалились под лед и погибли на Братском водохранилище
3 декабря, 20:45
От гололёда спасет первый снег - мэрия Улан-Удэ
3 декабря, 20:17
Ваши знания о СССР феноменальны, если ответите на 10 из 10 вопросов - ТЕСТ
3 декабря, 20:00
В ДНР готовят к открытию школу, которую отремонтировали благодаря Бурятии
3 декабря, 19:54
На федеральной трассе в Бурятии погибли двое человек - столкнулись Тойота и БМВ
3 декабря, 18:45
Пропавшего в Улан-Удэ парня нашли мёртвым на Богородском острове
3 декабря, 18:40
С 3 декабря в России поменяли рассчет тарифов на электричество
3 декабря, 18:35
Жителям Бурятии назвали примерные даты открытия ледовой переправы через Селенгу
3 декабря, 17:50
Жительница Улан-Удэ предстанет перед судом за убийство новорожденного
3 декабря, 17:47
В России прогнозируют исчезновение с полок магазинов дешевых вин
3 декабря, 17:35
В Улан-Удэ жители мкрн Восточный жалуются на "чёрную" воду
3 декабря, 16:30
Стали известны точные даты поступления единого пособия за ноябрь и декабрь - Госуслуги
3 декабря, 16:30
В Улан-Удэ рассказали о проекте инфекционной больницы за 4 млрд рублей
3 декабря, 15:39
Мужчина может заплатить 230 млн рублей за перепланировку дома
3 декабря, 15:30

Буручком, Грамчека, культармейцы и внучата Ленина: Как жители Бурятии научились читать

Продолжение истории о зарождении советской школы в республике
На курсах ликбеза. 1920-е гг Из архива национальной библиотеки РБ
На курсах ликбеза. 1920-е гг
Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

К моменту создания Бурят-Монгольской АССР в далеком 1923 году уровень общей грамотности и культуры среди западных бурят составлял 17,4%, среди восточных — 14,1%. С 1924 по 1929 г. в Бурятии обучались в ликпунктах, группах и хотонных школах 35500 неграмотных, окончили их 18600 человек. Спустя сто лет по данным Всероссийской переписи населения 2021 года в Бурятии каждый четвертый житель закончил университет или институт, а 97,9% населения имеет основное общее и выше образование. Исторический цикл UlanMedia (УланМедиа) рассказывает о зарождении советской школы в Бурятии. 

Занятия в начальной школе

Занятия в начальной школе. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

С образованием Бурят-Монгольской АССР в ходе масштабных социокультурных преобразований стали целенаправленно решаться задачи культурного самоопределения нации, формирования культуры нового типа с сохранением культурного наследия, ликвидации неграмотности, создания советской системы образования и науки, здравоохранения и сети культурно-просветительских учреждений.

Если ранее в 73 дацанских школах обучалось около 4 тысяч хувараков, то теперь важно было развернуть работу по созданию новой модели образования — советской школы. Для руководства учебной и научной деятельностью Бурят-Монгольской АССР, как общего, так и профессионально-технического характера, создали руководящий орган народного образования — Народный комиссариат просвещения (первый нарком — Б.Б. Барадин).

Здание Загустайской школы с общежитиями

Здание Загустайской школы с общежитиями. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

Благодаря строительству новых школьных зданий, расширению сети школ, увеличению наполняемости классов значительно вырос. Общее состояние учебных заведений было бедственным, о чем свидетельствует отчет Народного комиссариата просвещения БМАССР за 1923/1924 уч. г.:

"Хозяйственное положение школ тяжелое, до 60% школ хотя и имеют собственные здания... но они пришли в ветхость и требуют капитального ремонта. Остальные школы помещаются в наемных зданиях, порой случайных, непригодных под школу. Есть школы, особенно школы бурятских улусов, помещающиеся в одной комнате, имеющие квартирную площадь от 4 до 6 сажень, при плохом освещении, причем в этой комнате помещается класс, общежитие и квартира учителя…".

В 1923/1924 уч. г. в республике работало 485 школ I ступени, в которых обучались 19988 учащихся, и 12 школ II ступени с 1107 учениками. К 1927/28 уч. г. в республике было построено на бюджетные средства 30 типовых зданий для школ I ступени, на средства населения — 14; обеспеченность школ типовыми зданиями составила 46,2%. При 58 школах были организованы общежития на 1160 человек.

Первый выпуск Бурят-Монгольского педтехникума. 1927 г

Первый выпуск Бурят-Монгольского педтехникума. 1927 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

Насущные задачи новой школы потребовали подготовки в короткие сроки учителей. В первые годы образования республики она осуществлялась через краткосрочные курсы, которые были организованы в Верхнеудинске и аймачных центрах. Общее количество преподавателей школ I и II ступеней на 1 июня 1924 г. составляло 654, из которых только 504, или 77,1% имели общее образование, а специальное — всего лишь 150, или 22,9%.

В 1923/24 уч. г. на базе педкурсов в г. Верхнеудинске был организован педтехникум, с 1924/25 уч. г. начал функционировать второй педтехникум –
национальный, готовящий кадры для бурятских школ. Ежегодный выпуск в обоих учебных заведениях составлял 40 — 50 человек, что не могло обеспечить потребности школ республики в учительских кадрах. Их недостаток восполнялся допуском к учительской работе лиц, имевших семилетнее и среднее образование, при этом ограничивался допуск к педагогической работе лиц, вышедших из имущих классов. Проводилось жесткое ограничение приема в педагогические учебные заведения детей кулаков, торговцев. Прием в педагогические учебные заведения осуществлялся главным образом по путевкам комсомольских организаций.
Созданная сеть педагогических учебных заведений оказалась недостаточной для удовлетворения потребности в школьных учителях. Поэтому в Бурятии широкий размах получила система краткосрочных курсов по подготовке педагогических кадров.

Ремесленная школа им. П.П. Постышева. 1923 г

Ремесленная школа им. П.П. Постышева. 1923 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

В 1929/30 гг. повысили квалификацию на краткосрочных курсах от 10 до 12% работников просвещения, заочной подготовкой былоохвачено около 10%. Создание национальной школы стало одной из важных задач в республике. В марте 1925 г. насчитывалось 210 бурятских школ I ступени и семь школ II ступени. Из 222 бурятских школ, функционировавших в 1927/28 уч. г., обучение на родном языке, используя бурятскую письменность на старомонгольской графической основе, вели 66 (29,8%), остальные — при помощи двух языков: бурятского и русского. Некоторое качественное улучшение подготовки педагогических кадров национальных
бурятских школ, повышение их материального обеспечения позволили поставить к концу 1920-х гг. вопросы более глубокого порядка — программно-методического обеспечения национальных школ. 

В комплекс задач строительства системы народного образования входило создание сети дошкольных учреждений. В 1926 г. в г. Верхнеудинске на заводе "Стеклодуй" по инициативе женотдела открыт первый детский сад, в котором было 36 детей. Он содержался на общественные средства. Первый детский сад на 110 мест в системе Наркомпроса республики был открыт 7 сентября 1928 г. в г. Верхнеудинске. В 1929 г. в Аларском аймаке начал работать
первый сельский детский сад для детей членов коммуны "Красный Нельхай".

Советская школа, стремительно развиваясь, начала оформляться в четкую и принципиально выдержанную систему с последовательно организованными типами учреждений, гибко приспосабливающихся к условиям и переменам социально-экономической жизни. Разнообразие учебных планов и программ, низкая обеспеченность учащихся учебниками и наглядными пособиями осложняли решение учебно-методических проблем.

В 1928 г. в республике работало 510 школ I ступени, 15 семилетних школ, семь школ колхозной молодежи, восемь школ II ступени. Среди школ первой ступени увеличилось количество четырехлетних за счет сокращения двух— и трехлетних. Возросло число школ повышенного типа. Всего в школах обучались 34764 ребенка, в том числе 11891 бурят, или 34,2%. Охват школами детей в возрасте 8 — 11 лет составлял 41.

Эти достижения позволили на рубеже 1920 — 1930-х гг. поставить задачу введения всеобщего начального образования.

Еще в июне 1922 г. в рамках национальных автономий –Бурят-Монгольской автономной области ДВР и Бурят-Монгольской автономной области РСФСР — был образован Бурят-Монгольский ученый комитет (Буручком), ставший первым научным учреждением республики (председатель Б.Б. Барадин, ученый секретарь Г.Ц. Цыбиков). В числе основных задач значились: научно-исследовательская работа в области монгольского языкознания; сбор и изучение материалов по этнической истории и культуре бурятских племен; содействие подготовке из среды бурят-монголов научных работников в области языка, литературы, истории и национального искусства.

Культбаза

Культбаза. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

С образованием Бурят-Монгольской АССР общее руководство комитетом было возложено на Народный комиссариат просвещения республики. В первые годы деятельность Буручкома сводилась к составлению учебников на бурятском языке, переводу с русского языка популярных брошюр по политграмоте, санитарии и сельскому хозяйству. В дальнейшем Ученый комитет создал основные фонды научной библиотеки и рукописного отдела, вел словарно-терминологическую и переводческую работу, организовал сбор материалов по языку и устному народному творчеству.

С деятельностью Буручкома связано учреждение в декабре 1923 г. Бурят-Монгольского научного общества им. Д. Банзарова. Для организации научно-исследовательской работы были образованы три секции: физико-географическая, политико-экономическая и историко-этнологическая. Были организованы филиалы
общества в аймаках. Они развернули большую краеведческую работу. На 1 октября 1926 г. в обществе числились 157 членов и 36 членов-соревнователей. В 1927 г. была создана секция школьного краеведения. Научное общество имело свой печатный орган — журнал "Бурятиеведение", издававшийся совместно с Бурятским ученым комитетом. В связи с реорганизацией системы краеведческих обществ в 1930 г. научное общество им. Д. Банзарова было закрыто.

Члены Бурят-Монгольского ученого комитета

Члены Бурят-Монгольского ученого комитета. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

В 1923 г. в ведение Бурнаркомпроса был передан Троицкосавский музей. Спустя два года он был признан учреждением, имевшим "особое общегосударственное и республиканско-областное значение". В расширении научных исследований большую роль сыграла организация в Иркутске бурятской секции при Восточно-Сибирском отделении Российского географического общества (ВСОРГО), которая с 1926 г. стала издавать "Бурятоведческий сборник". 

Уровень общей грамотности и культуры населения, который среди западных бурят составлял 17,4%, среди восточных — 14,1%. Решение проблемы первоначального образования взрослого населения осложнялось рядом специфических обстоятельств. У бурят и эвенков, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, населенные пункты находились на большом расстоянии друг от друга, обучение их нужно было вести на родном языке, а большинство работников просвещения не знали бурятского языка

Старообрядческое население, находившееся под влиянием своих духовных пастырей — начетчиков и уставщиков, вообще не признавало советскую школу.

В августе 1923 г. правительством страны было принято постановление о форсировании ликвидации неграмотности к 10-летию Октября. Руководство этим процессом было возложено на созданный при Наркомпросе политико-просветительный отдел — Бурятполитпросвет, при котором работала Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Грамчека).

Кружок ликвидаторов неграмотности (ликбез) при Наркомпросе БМАССР. 1930 г.

Кружок ликвидаторов неграмотности (ликбез) при Наркомпросе БМАССР. 1930 г.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

Процесс ликвидации неграмотности в Бурятии проводился в рамках социально-культурной кампании в основном с привлечением представителей городской интеллигенции, улусных грамотеев, молодежных активистов. В 1924 г. было создано добровольное общество "Долой неграмотность" (ОДН). Открывались школы для
взрослых, избы-читальни, народные дома, красные юрты, школы бурятской молодежи. В восточных аймаках создавались хотонные школы, для которых население предоставляло помещения, средства освещения и отопления. Учителей для этих школ выбирали на общем собрании жителей из числа грамотных. Основными
объектами ликбеза были работники промышленных предприятий, жители деревни, домохозяйки.

В ликпунктах и школах не только обучали письму и чтению, но и проводили политико-воспитательную работу. Буквари для взрослых "Долой неграмотность", "Наша сила — наша нива" и другие были наполнены политическим содержанием. Учебные программы включали основы сельскохозяйственных знаний.

В 1926 — 1927 уч. г. в республике функционировало 126 бюджетных и 75 внебюджетных ликпунктов, три бюджетных и три внебюджетных школы для малограмотных. С 1924 по 1929 г. в Бурятии обучались в ликпунктах, группах и хотонных школах 35500 неграмотных, окончили их 18600 человек. 

По данным переписи населения 1926 г., грамотность жителей Бурятии (на русском языке) возросла до 34,0%, в том числе среди бурят — до 27,0%. Грамотность женщин за эти годы повысилась с 8,8 до 17,3%, в том числе женщин-буряток — с 4,2 до 10%. Однако, по оценке центра, темпы ликвидации неграмотности в республике в 1920-е гг. были недопустимо низки. Поэтому партийное руководство республики разработало мероприятия, обеспечивающие решительный перелом в работе, поставив практической задачей обучить грамоте 80 тыс. человек в ближайшее пятилетие.

Основой развертывания борьбы с неграмотностью стало массовое культпоходное движение, основными проводниками — новый отряд ликвидаторов неграмотности — культармейцы. К началу 1930 г. в Бурятии насчитывалось 1200 культармейцев.

Изба-читальня в г. Верхнеудинске. 1920-е гг.

Изба-читальня в г. Верхнеудинске. 1920-е гг.. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

Основными очагами культпросветработы в 1920-е гг. в Бурятии стали: в городе — клубы, на селе — избы-читальни, дома бурятки, красные юрты, а для обслуживания кочевого и полукочевого населения были организованы передвижные избы-читальни. Они создавались при школах и комсомольских ячейках, а затем при
ликпунктах, крупных хотонных школах и местных Советах. Эти учреждения стали местом читки газет и бесед, обучения грамоте и проведения других культурно-массовых мероприятий.

Редакция газеты "Бурят-Монгольский комсомолец". 1923 г

Редакция газеты "Бурят-Монгольский комсомолец". 1923 г. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

К моменту образования республики в городах и сельской местности работало 99 клубов, народных домов и изб-читален, 43 библиотеки (одна центральная, семь аймачных, 35 волостных) и шесть библиотек-передвижек, имевших в среднем по 400 книг. Культпросветучреждения имели политико-просветительную, художественно-творческую, производственную, санитарно-просветительную, атеистическую ликбез-направленность. В июле 1926 г. были введены должности кочевых организаторов, проводивших беседы, собрания, работу среди женщин по домоводству, санитарии, гигиене. Стали регулярно издаваться газеты и журналы. Выпускались листовки, плакаты, лозунги, в которых пропагандировались цели и задачи социалистического строительства, обсуждались вопросы повседневности. 

Редакция газеты "Бурят-Монгольская правда" .

Редакция газеты "Бурят-Монгольская правда" .. Фото: Из архива национальной библиотеки РБ

В первые годы Советской власти в Бурят-Монгольской автономной области РСФСР выходила газета "Красный бурят-монгол", в Бурят-Монгольской автономной области ДВР — "Шэнэ байдал" ("Новая жизнь"), в Прибайкалье — "Рабочий и крестьянин Прибайкалья", "Красное Прибайкалье". С образованием Бурят-Монгольской АССР областные газеты были переименованы: "Бурят-Монгольская правда", "Бурят-Монголой унэн", "Бурят-монгольский комсомолец", "Скотовод и пахарь". В 1925 — 1926 гг. появились новые издания "Залуу малшан" ("Молодой скотовод"), "Ленинэй ашанар" ("Внучата Ленина") и "Уран угын шэмэ" ("Букет художественного слова").

227900
48
5