Во второй половине 2022 года грузовые потоки по восточному маршруту впервые в истории превысили поток на Запад, но логистическая инфраструктура Дальнего Востока не справляется. Как победить новые логистические вызовы, а также какие рынки нужны экспортёрам ДФО и почему бизнес не работает в связке с властью, обсудили эксперты Дальневосточного Медисаммита (12+) во время дискуссии "Российский Дальний Восток на подъеме в меняющейся логистической цепи", сообщает ИА PrimaMedia.
С уходом западных "гигантов", таких как LG, BOSH, Sumsung, фундаментально на российском рынке электроники, цифровой и бытовой техники, как и на многих других, ничего не изменилось, поделился своим опытом открывший дискуссию совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев. Во-первых, остались турецкие и китайские компании, например, Veko и Hier. Во-вторых, товары ушедших брендов не исчезли с полок, но их цена теперь упирается в стоимость логистики. Которая, прямо скажем, усложнилась и подорожала. Тем временем, с "разворотом на Восток", порты Приморья "заваливают" грузами. Что также влияет на стоимость логистики.
"Сейчас вы можете видеть в Приморье много судов, которые стоят на рейде. Это говорит о том, что они ждут разгрузки, порты не справляются. В этой ситуации, когда грузооборот резко увеличился, суда не должны стоять на месте, они должны работать. Чем быстрее они разгружаются, тем дешевле логистика. В условиях, когда порты не справляются, есть два вектора возможного развития: либо существующая инфраструктура просто будет брать больше денег за портовые логистические услуги, потому что некуда деваться; либо мы попытаемся кратно увеличить портовые и логистические мощности. Мне кажется, чтобы Дальний Восток выиграл в имеющейся ситуации, нужно строить новые порты. Для этого надо урегулировать законодательство по части такого строительства. Потому что с точки зрения документации этот процесс — очень сложный", — считает Дмитрий Алексеев.
Дмитрий Алексеев. Фото: ИА PrimaMedia
"Расти в ширину нам не позволяет инфраструктура города, соответственно, мы развиваемся внутри. Мы переоборудовали старые неиспользуемые складские площади в контейнерные площадки. До 2030 года в нашем плане заложено увеличение площадей на 20%. Большой акцент делается на увеличение количества новой техники и ИТ-разработки, которые помогают сократить время разгрузки. Несмотря на увеличение грузопотока, время нахождения груза в ВМТП снизилось примерно на 30%", — отметила Виктория Мизанова.
Виктория Мизанова. Фото: ИА PrimaMedia
Ещё несколько проблем в условиях изменяющихся логистических цепей назвал в рамках дискуссии руководитель отдела логистики компании "Импортэкс" Александр Зайков. Одна из них заключается в том, что на смену мировым игрокам, которые занимались логистикой, пришло много мелких компаний — менее надёжных и организованных. С этим связаны проблемы с поставками: отсутствие согласований с портами, нарушение сроков. И всё-таки нужно сказать, что приход такого большого количества постепенно развивающихся логистических китайских компаний на рынок — прорыв для Дальнего Востока.
Вторая проблема, которая и до этого озвучивалась в ходе дискуссии, это нехватка мощностей логистической инфраструктуры. Но дело не только в портах.
"Если мы говорим о том, что Дальний Восток должен быть локомотивом в плане логистики в России, то на данный момент это совсем не так. У нас есть объективное ограничение в виде Транссибирской магистрали. Которая просто одна. Мы не можем отправлять по ней больше грузов, чем она позволяет. Эта проблема с "узким голышком", в которое упираются грузы, касается как импорта, так и экспорта", — сказал эксперт.
Александр Зайков. Фото: ИА PrimaMedia
О новых тенденциях в связи с изменяющимися миром логистики порассуждал член комиссии Госсовета РФ по экономике и финансам, член комиссии Госсовета РФ по энергетике, руководитель рабочей группы "Социально-экономическое проектирование" Экспертного совета АСИ, резидент экспертного клуба ЦСР Владислав Онищенко. По его словам, на ближайшие годы целесообразно рассматривать мультиканальность доставки грузов и стремление к надёжности, а не дешевизне такой доставки.
"Налицо новая тенденция: логисты, импортёры, экспортёры пытаются добиться устойчивости, добиться возможности перевозить товары и торговать через несколько каналов одновременно, параллельно. Может быть, даже в ущерб экономической эффективности здесь и сейчас. Выбирая не тот путь, который обеспечивает максимальную прибыль, а который обеспечивает максимальную надёжность", — высказался Владислав Онищенко.
Во второй части спикеры сосредоточили внимание на теме несырьевого неэнергетического экспорта и задались вопросом: почему импорт в Россию сейчас составляет порядка 70%, а экспорт — лишь около 30%? При то,что эти 30%, по большей части, сырьё. По мнению руководителя отдела маркетинга ГК TFL Александра Новикова, одна из причин такого положения дел — отсутствие эффективного взаимодействия бизнеса и власти. Государство недостаточно информирует бизнес о преференциях и льготах, а бизнес, в свою очередь, не доверяет этим программам и не понимает их преимуществ. Честный диалог между бизнесом и госсектором — верный путь к решению проблем, поддержали спикера коллеги.
Александр Новиков. Фото: ИА PrimaMedia
"Нужно играть на взаимодействии бизнеса и власти. Государство обладает финансовым ресурсом, ресурсом в виде времени, ресурсом в виде инфраструктуры. Государство в состоянии увидеть ситуацию сверху, чего бизнес сделать не в состоянии. Государство способно увидеть тенденции, когда речь идёт о международных отношениях. Государство может сыграть на два шага вперёд. Через реализацию взаимодействия бизнеса и власти бизнес может получить часть этих ресурсов и использовать их для своего развития в рамках отдельно взятого направления. Вместе им нужно перейти от попыток затыкания постоянных дыр на игру на опережение. Пересмотреть подход к управлению инфраструктурой", — подчеркнул эксперт по настройке бизнес-процессов, заместитель генерального директора по работе с арендаторами УК MLP Глеб Белавин.
При эффективном сотрудничестве предпринимателей и госсектора у приморского несырьевого неэнергетического экспорта есть шансы глобально вырасти, продолжила директор Центра поддержки экспорта Приморского края Наталья Акимова. Центр, который работает в крае с 2013 года, абсолютно бесплатно помогает бизнесу выйти на внешние рынки.
"У нас есть целый комплекс услуг, предназначенных как для опытных экспортёров, так и для тех, которые не знают, с чего начать. Они могут прийти к нам, и мы поможем вывести их на экспорт. У нас есть субсидия на транспортные перевозки до границы. Мы готовы финансировать 80% стоимости транспортировки груза, предназначенного для экспорта. Есть услуга сопровождения внешнеэкономического контракта, когда специалисты помогают составить этот контракт, внести корректировки, разобраться в "подводных камнях" и законодательстве другой страны. Есть услуга поиска иностранного покупателя на ваш товар. Есть услуги по маркетинговому исследованию рынка — какие из продуктов востребованы на определённой территории. Также мы софинансируем участие в международных выставках, проводимых в РФ и за рубежом, в то числе, создание стендов, печатной продукции. Организуем бизнес-миссии с выездом за границу с целью провести переговоры. Помимо этого мы на регулярной основе проводим семинары, обучающие программы, акселерационные программы, где главная цель — помочь предпринимателям выйти на внешние рынки. Оплачиваем и софинансируем услуги по сертификации продукции, предназначенной на экспорт, софинансируем услуги по защите интеллектуальной собственности за рубежом. Подробнее об услугах можно узнать на сайте", — рассказала Наталья Акимова.
Наталья Акимова. Фото: ИА PrimaMedia
Сейчас Центр поддержки экспорта Приморского края готовится к проведению "Клуба экспортёров" (12+), цель которого — донести до власти проблемы и потребности бизнеса, а также выяснить, какие ещё услуги Центра могли бы помочь предпринимателям в достижении целей.
Продукция, произведённая в Приморском крае, вызывает интерес за рубежом, считает Наталья Акимова. Например, востребованы и конкурентоспособны на иностранных рынках конфеты и мороженое. На предстоящей международной торгово-экономической ярмарке в Харбине (12+) Центр поддержки экспорта представит и другие приморские товары — от паркетной доски до мёда — и туристические услуги.
Готова ли на сегодняшний день приморская несырьевая продукция покорить рынок "восточного брата" — спорный вопрос, отметили эксперты. По словам Александра Новикова, эспортёры могут столкнуться там с "бешеной" конкуренцией. Поэтому от бизнеса требуется запастись терпением, планомерно трудиться, возможно, работать над маркетингом, адаптировать товары под рынок АТР и менять "философию".
Чтобы закрепиться на китайском рынке, нужно пройти долгий и трудный путь, подтверждают эксперты. Поэтому рациональным будет рассмотреть также перспективные рынки Африки, Средней Азии и Латинской Америки, считает Владислав Онищенко.
Модератором дискуссии выступила руководитель представительства АО Российский экспортный центр во Владивостоке Елена Демиденко.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2023 выступают Приморское отделение Союза журналистов России, Союз журналистов России, при поддержке Правительства Приморского края, Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив". Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро".
Информационные партнёры мероприятия: Редакция "ФедералПресс" (16 ), Интернет-портал "Российской газеты" (16 ), Радио DFM (16 ), Ретро FM (16 ), Общественное телевидение Приморья (16 ), hh.ru (0 ), Сетевое издание "VLADNEWS" (18 ), Сетевое издание "Primorye 24" (18 ), 8 телеканал (12 ), Радио "Ви-Би-Си" (12 ), Радио "Лемма" (0 ), Дальневосточный Медиа Центр (18 ), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18 ), Радиостанция Новое радио (12 ), Сеть кинотеатров “Иллюзион” (0 ).