Серьезные "Разговоры о важном для взрослых" (16+) предшествовали началу работы Международной ярмарки-фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (ЛиТР, 6+) в рамках программы "Читающая Россия" и Ярмарки-фестиваля книжной и городской культуры "Красная площадь. Дальний Восток" (6+). Традиционная встреча с заместителем полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Григорием Курановым собрала писателей и поэтов, социологов и политологов, журналистов и блогеров. Обсуждали актуальные вопросы, решение которых необходимо сегодня обществу, сообщает корр.ИА PrimaMedia.
Патриотами не рождаются, патриотов воспитывают
— Какое-то время назад до нас дошло, что основная задача внутренней политики — это воспитание. Не выборы, не "держать и не пущать", не подбор каких-то кадров. Ключевая задача внутренней политики — это воспитание. Причем, воспитаниекак оно понимается в молодежной политике, и воспитание межнациональных отношений, и воспитание в страноведческом и геополитическом смысле, и так далее. И, как нам кажется, сегодня мы достаточно многои успешно ведем работу по такому воспитанию, — сказал Григорий Куранов, открывая встречу.
Не последнее слово в деле такого воспитания играют образование и литература, отметил Куранов. Не случайно полпредство Президента в ДФО уже в течение четырех лет тесно сотрудничает с литературным институтом имени А.М. Горького, ректор которого — русский писатель и публицист, исследователь истории русской литературы XX века, доктор филологических наук Алексей Варламов уже не в первый раз становится участником ЛиТРа.
Алексей Варламов и Григорий Куранов. Фото: ИА PrimaMedia
— Не нами сказано, что вначале было слово. Слово предопределило тексты, тексты предопределили литературу, литература предопределила культуру, ведь литература — это книги, песни, пьесы, киносценарии. И даже живопись на протяжении многих веков была не чем иным, как отражением сюжетов из Библии. А культура в целом предопределила идеологию. Идеология любой страны зависит от того, на каком уровне находится культура в этой стране. Дальше начались уже изменения. Появилась идеология, которая в какой-то момент начала влиять на культуру. Культура начала меняться и начала менять идеологию. Но вначале было слово, тексты, литература, культура, идеология. То есть слово определяет нашу с вами жизнь. Вот почему я считаю, что наличие литературного института — это наличие не только профессиональной составляющей, но и воспитывающей. И это сейчас очень важно, — подчеркнул Григорий Куранов.
Сегодня многие говорят, что нашему обществу не хватает идеологии, не хватает воспитания. Многие сейчас произносят такие слова, как "идеология", "патриотизм", "пропаганда" в положительном смысле, но есть и те, кого эти понятия, нормальные для любого общества, почему-то смущают, если не сказать больше.
Сами собой возникли такие вопросы: "Патриотизм — врожденное чувство или его надо воспитывать? Можно ли управлятьпатриотизмом?" Ответить на них помогли социологические исследования, которые проводит агентство социологических исследований "СВОИ", давний и хороший партнер полпредства Президента в ДФО, на протяжении 15 лет.
Деловой завтрак с Григорием Курановым. Фото: ИА PrimaMedia
По-своему это уникальная работа. Как объяснил Григорий Куранов, когда исследования только начинались, выяснилось, что существует множество книжных исследований, где патриотизм, в основном трактуется как философское понятие. Но не было методик исследования этой проблемы, что называется, "на земле", среди представителей различных фокус-групп.
Теперь такая методика есть. Сложилась она не сразу, а постепенно. В результате опросов, проводимых на протяжении нескольких лет, появилась так называемая прикладная комплексная матрица, мозаичная система технологий воспитания современной российской духовности и патриотизма.
Методикой заинтересовался первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко. И теперь, отметил Григорий Куранов, порядка 70% проектов, которые на сегодняшний день реализуются Администрацией Президента РФ, опираются на основные выводы из этой технологии.
Если стабильность — то уверенность в завтрашнем дне. Если перемены — то к лучшему
На встрече с участниками ЛиТРа директор агентства социологических исследований "СВОИ" Александр Нода провел презентацию самого свежего исследования, проведенного в первой половине 2023 года. Название презентации — "Восприятие стабильности и патриотизма, как факторов, определяющих отношение к общественно-политической ситуации среди жителей младше 18 лет" говорит само за себя. В опросе принимало участие 6 тысяч взрослых респондентов и 74 тысяч детей.
Стоит отметить, что итоги этого опроса соотносились с итогами опросов за предыдущие периоды (начиная с 2014 года), Это позволило увидеть картину в динамике.
Например, в 2014 году среди опрошенных детей было отмечено значительное падение уважения к нашей стране. Однако сейчас ситуация стабилизировалась. В настоящий момент 93% детейуважают страну. Но динамика уже практически отсутствует. Больше всего, условно говоря, "нелюбящих страну" — это выпускники школ, это те, кто не хотят жить в своем городе, не считают себя патриотами и желают уехать в другую страну, это дети, ориентированные на обучение в сфере ИТ, пояснил Александр Нода.
— Мы говорим о том, что потеряли айтишников, мы прикладываем усилия, чтобы они появились, но, по факту, мы обучаем тех, кто может покинуть страну и работать на удаленке на наших врагов, — пришел к неутешительному выводу докладчик.
Презентация исследований агентства "СВОИ". Фото: ИА PrimaMedia
Но есть и моменты, вселяющие оптимизм. Так, возросло количество детей, уверенных в могуществе России. При этом каждый десятый старшеклассник всё-такие считает, что страна пришла в упадок. Более оптимистично на будущее страны смотрят те, кто не хочет уезжать из нее (91% таких ребят считает, что страна будет сильной и могущественной).
Отсюда вывод — чем больше вселяется оптимизма относительно будущего страны, тем больше детей, когда вырастут, останутся в стране и, соответственно, на Дальнем Востоке.
— Что для этого нужно? Нужны, прежде всего, изменения в их собственных городах с тем, чтобы каждый ребенок был чем-то заинтересован. Необходимо развивать услуги в области спорта, улучшать инфраструктуру, делать так, чтобы детям было интересно жить в своем городе, — сказал Александр Нода.
Для укрепления уважения к своей стране также нужна яркая атрибутика, включающая герб и флаг страны, военная атрибутика. Необходимо пропагандировать успехи России в разных областях: науке, спорте, космических исследованиях и т.д. Юный гражданин должен гордиться своей страной. И не только ее уникальной историей или природными богатствами, но и историей государства, самой русской ментальностью. Необходимо продвигать пусть даже самые маленькие победы России. В этом нет ничего зазорного. Мы действительно живем в великой стране, пора осознать это в полной мере и внушать подрастающему поколению.
Воспитание патриотизма нужно начинать с раннего детства. Фото: ИА PrimaMedia
Сегодня в обществе есть два запроса: на перемены и на стабильность. Что важнее? Кто-то из участников встречи бросил реплику: "Динамичная стабильность". Высказывание запомнилось. Кто знает, может быть, социологи, проведя новые исследования, объяснят нам, что это значит и придут к выводу, что, возможно, это и нужно сегодня нашему обществу. К слову, эти исследования показали, что больше всего люди ратуют за наведение порядка. В основном, взрослые люди.
Интересный момент: за стабильность в повседневной выступило очень много школьников, они же хотели бы перемен, но в сфере образования. Многие в целом патриотически настроенные подростки хотели бы покинуть собственные регионы именно из-за желания получить более качественное образование на западе страны.
При этом юные респонденты, в основном, под стабильностью понимают не отсутствие изменений, а уверенность в завтрашнем дне, постоянная работа и постоянный заработок.
Деловой завтрак с Григорием Курановым. Фото: ИА PrimaMedia
Русские маяки и разговор о сути
Интересным получилось и обсуждение презентации, подготовленной агентством "СВОИ", и дискуссия "Воспитательно-патриотическая работа: как воспитывать граждан? (сегментация аудитории, основные инструменты, конечная цель воспитания)", которая после.
Говоря о презентации, многие сказали, что итоги исследования их не удивили. Гораздо важнее сейчас подумать над тем, что делать дальше.
— Если говорить о детях, то нужно научиться говорить им о важных вещах очень просто, чтобы это было понятно ребенку трех-пяти лет, — отметил Григорий Куранов.
Григорий Куранов. Фото: ИА PrimaMedia
Если мы хотим говорить с детьми просто, то должны понимать их язык, высказал свою точку зрения приглашенный гость— профессор Высшей школы экономики Марат Баширов. Подростков необходимо чем-то зацепить, какими-то простыми вещами. И только потом им что-то можно объяснять относительно патриотизма.
— Другого варианта, на мой взгляд, нет, — сказал Баширов.
Путешественнику и блогеру Александру Еликову довелось побывать и на плавучей атомной электростанции в Певеке, и на авиастроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, и на плавучем рыбном комбинате "Доброфлота", и на строительстве космического комплекса в Свободном.
— И людям в любом случае заходит такой контент лучше, чем какие-нибудь камчатские крабы. То есть, когда я рассказываю об авиазаводе или о АЭС, о том, как она устроена, что приносит экономике региона, зрителей гораздо больше, — поделился интересным наблюдением Еликов.
Деловой завтрак с Григорием Курановым. Фото: ИА PrimaMedia
В свою очередь Александр Варламов, месяц назад побывавший в Магадане, рассказал о том, что его больше всего поразила современная школа, которая была построена в поселке, расположенном в 10 км от столицы Колымского края.
— Такими школами можно гордиться. И надо, чтобы таких школ в стране было очень много, — подчеркнул Варламов.
Очень горячо на тему локальной гордости выступил писатель Андрей Геласимов, призвав дальневосточников вернуться к топонимическим истокам и, может быть, вернуть отдельным населенным пунктам их исторические названия.
Андрей Геласимов. Фото: ИА PrimaMedia
Не надо бояться слова "пропаганда", отметил Григорий Куранов, поскольку пропаганда — это информирование. Правильно информированный человек затем вовлекается в какие-то общие дела, приносящие пользу городу, региону, стране. Всё вместе это и называется воспитанием патриотизма. Управлять патриотизмом можно и нужно. В этом нет ничего зазорного и неправильного. Российская империя пала в 1917 году не в последнюю очередь потому, что либерально настроенные круги усиленно раскачивали ситуацию, а государство не смогло им противостоять.
На встрече зашла речь о поэме Влада Маленко "Маяки России" (6+), экранизированной режиссером Ярославом Куриленко и вышедшей к референдуму по поправкам в Конституцию России.
Поэты Анна Долгарева и Влад Маленко. Фото: ИА PrimaMedia
По мнению автора, сейчас необходимо формировать символы, которые будут откликаться в сердцах достаточно широких слоев населения.Причем такие символы, такие маяки следует искать в каждом регионе, включая дальневосточные.
Комментируя мероприятие, профессор Высшей школы экономики Марат Баширов сказал корр. ИА PrimaMedia:
— Самая главная ценность этой дискуссии заключается в возможности высказать свою точку зрения без расчета на то, что она будет принята или не принята. Самое главное — высказаться. Мысль, которую я все время пытаюсь доноситьна площадкахподобного рода, — это то, что саморегулирование общества может носить более широкий характер, нежели влияние любого органа власти на нашу жизнь. Не нужно бояться желания людей уехать с Дальнего Востока. Кто-то уезжает, а кто-то, наоборот, приезжает. Для меня Дальний Востокоткрылся лет пять назад. Мы с женой попали на круиз и в течение 10 дней плыли на теплоходе из Дудинки в Красноярск. Пока живешь в Москве, ты не понимаешь, что это значит — огромная Сибирь, ее огромные ресурсы. А вот когда ты плывешь на теплоходе, и ни справа, ни слева нет ни сотовых вышек, ни населенных пунктов, ни дорог, ты понимаешь это. И вот для того, чтобы осознать весь масштаб России не в этих общих словах, а в конкретных километрах, надо ездить по стране. Малая Родина — это важный социальный фактор. Знаете, почему я сюда езжу, а, например, не в Питер? А потому что в Питере таких мероприятий нет. Это единственный округ, в котором люди разговаривают о сути.
Марат Баширов. Фото: ИА PrimaMedia
Напомним, что международная ярмарка-фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (ЛиТР — 2023) (6+), посвящённый литературному наследию страны и Дальнего Востока, и Ярмарка-фестиваль книжной и городской культуры "Красная площадь. Дальний Восток" (6+), проект, созданный командой Московской международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictioN и Книжного фестиваля "Красная площадь" (6+), прошли во Владивостоке 6-8 октября 2023 года.
Проект реализуется в рамках федеральной программы "Читающая Россия".
Мероприятия состоялись при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Правительства Приморского края, Министерства культуры и архивного дела Приморского края, администрации города Владивостока, при участии НКО "Фонда развития социальных инициатив", Дальневосточного филиала фонда "Русский мир", регионального оператора Исторического парка "Россия — Моя История" в городе Владивостоке, АНО "Приморский культурно-исторический центр", событийного фестиваля "Приморские муссоны", туристического портала Приморского края Visit Primorye. Стратегическим партнером фестиваля стала федеральная сеть книжных магазинов "Читай-город".
Информационные партнёры мероприятия сетевое издание VLADNEWS (18+), Сетевое издание Primorye 24 (18+), 8 телеканал (12+), Радио "Ви-Би-Си" (12+), Радио "Лемма" (0+), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18+), Сеть кинотеатров "Иллюзион", Радио "Дача" (0+), Love radio (0+).