Еще недавно электромобили казались фантастикой для Бурятии с ее морозами и отсутствием инфраструктуры. Однако за несколько лет в республике власти повернулись лицом к экотранспорту — отменили налог на автомобиль, поставили бесплатные зарядные станции. Китаец за 7 млн, немецкая электричка и клуб лифоводов — в обзоре рынка электромобилей в регионе.
По итогам марта 2024 года в России было реализовано 2499 новых электрокаров, что в 3,5 раза больше, чем год назад. Как отметили эксперты агентства "АВТОСТАТ" в ходе онлайн-эфира "АВТОСТАТ Оперативка. Оперативная информация по авторынку России. Итоги марта 2024 года", это самый высокий показатель в истории нашей страны. Напомним, что предыдущий рекорд продаж машин на электротяге был поставлен в декабре прошлого года (1922 шт.). Всего же за первый квартал 2024 года в России было реализовано 5 889 новых электромобилей. Это в 3,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самой популярной маркой на этом рынке остается Zeekr. За март такие электромобили разошлись тиражом в 1216 единиц. Иными словами, это около половины (48,7%) от общего количества. На втором месте, с огромным отставанием, находится Volkswagen (269 шт.). Третью позицию занимает Tesla (152 шт.), четвертую — Avatr (140 шт.). Замыкает ТОП-5 отечественный бренд Evolute (138 шт.).
Что касается перспектив, владельцы электромобилей, которых становится все больше, также не застрахованы от роста платежей. Сейчас утильсбор на транспортные средства с электроприводом составляет ничтожные 3,4 т. р., но в этом году его предлагают повысить сразу в 324 раза, до 1,1 млн руб., а к 2030 году он должен взлететь в 656 раз от текущего значения, до внушительных 2,23 млн руб. Соответствующие инициативы уже направлены в Минпромторг, и, как показывает практика, существует тенденция к удовлетворению подобных запросов.
Бесплатные заправки и нулевой налог
В Бурятии в 2024 году в Бурятии выделят субсидии на строительство зарядных станций для электромобилей. Предприниматели, решившие построить такие станции, смогут получить субсидии на закупку оборудования и технологическое присоединение. Максимальная сумма субсидии на одну зарядную станцию составит 60% от её фактической стоимости, но не более 1,86 млн рублей. Операторы также смогут получить деньги на техническое присоединение станции к электросетям — 30% от платежа, но не более 900 тысяч рублей.
Зарядные станции в Улан-Удэ поставили на парковках ТЦ и дворах многоэтажек. Фото: Минтранс Бурятии
Шесть электрозаправочных станций расположены в Улан-Удэ на площадках торговых центров и автозаправочных станциях: ТРЦ "Кэпиталл молл", ТРЦ "Пионер", ТРЦ "Мёд", АЗС "Роснефть" (ул. Бабушкина,156), АЗС "Роснефть" (мкр. Солдатский, ул. Мелиораторов,27), Культурно-спортивный комплекс.
Ещё 10 установлены во дворах домов: в п. Энергетик, вблизи дома 44, на ул. Ключевская, 72, ул. Жердева, д. 102, ул. Терешковой 2, мкр. 111, д. 14, ул. Кабанская, д. 16а, ул. Революции 1905 г. 104г, ул. Октябрьская 1, ул. Норильская 14, ул. Чкалова 11).
Две станции находятся на федеральной дороге Р-258 "Байкал" в Бабушкине (77 км) и селе Тресково (ул. Горбова 149 а).
От Лифа до Зикра
В Бурятии любовь к электромобилям растет с каждым годом. За три года число электрокаров выросло втрое, а гибридов — почти в 6 раз. Сейчас в регионе почти четыре сотни автомобилей на батарейке — почти все японцы. "Лиф" остается самой демократичной моделью электрокаров в стране.
Если посмотреть популярный в регионе автомобильный сайт "Дром", то обнаружим почти 30 Лифов в продаже — от 2011 до 2018 года. 6-летний японец обойдется в 1,8 млн рублей.
"Нареканий нет, только положительные эмоции. Увеличен клиренс, не пузотерка. Зарядный кабель без земли. На одной зарядке максимум проезжал 288 км", — пишет владелец.
Лиф. Фото: Сайт Дром (18+)
Если брать "Лиф" первого поколения, то можно уложиться в 500 тысяч. За эти деньги получите беспробежного японца с 13-летним стажем.
Гораздо меньше шансов в нашем городе встретить другие марки электромобилей. Например, Mitsubishi i-MiEV — компактный японец 2014 года продают за 750 тысяч.
Тойота Изоа. Фото: Сайт Дром (18+)
"Примерно 35 рублей на 100 км пробега, зарядка в домашних условиях от 220в. На одном заряде пробег примерно 100км. зависит от манеры езды. Для ежедневной езды по городу вполне хватает, работа.....школа.....сад......магазин и тд. Никаких вам свечей зажигания, замены масла и фильтров. Вложений не требует", — рассказал об авто владелец.
Из альтернатив с левым рулем в Улан-Удэ продается Toyota Izoa. 3-летнего японца самого популярного в Бурятии бренда можно купить за 2,8 млн. Toyota Izoa — аналог Toyota C-HR, который в Китае продается параллельно с основной моделью и выпускается на совместном предприятии FAW Toyota (C-HR собирают на заводе GAC Toyota).
Самые известные электрокары среди китайцев Зикр — с приставкой 001 и 007.
Новый леворукий Зикр 001 с узнаваемой монобровью стоит 6 млн рублей. Пятидверный спортивный электромобиль, выпускаемый под маркой Zeekr китайской компанией Zhejiang Geely Holding Group с октября 2021 года А его собрат с приставкой 007 отдают за 6,8 млн.