В 70-х годах на Западе вышел блокбастер "Аэропорт" (12+). Подобный фильм на авиационную тематику задумал снять и режиссер Александр Митта и назвал его "Экипаж" (18+). В нашей стране такого кино в те времена еще не делали. Сценаристы придумали очень крутой по тем временам сюжет — со взрывами, землетрясением, лавой, аварийным приземлением самолета. В этой картине удачно сочетается острый захватывающий сюжет с любовными страстями. Общий бюджет кинокартины составил 1 млн 250 тысяч рублей, что в 15 раз меньше, чем затраты на создание обычного голливудского блокбастера того времени. Об этом сообщает ИА UlanMedia (УланМедиа).
Как придумывали название и сценарий?
Сценарий предстоящего фильма имел название "Запас прочности", однако режиссера оно сильно разочаровывало. По слухам, он даже пообещал вознаграждение в денежном эквиваленте тому, кто предложит более удачное и привлекательное название. Но, к сожалению, ни одна из идей не оказалась достойной. В конечном итоге, режиссер Митта утвердил свой собственный вариант — "Экипаж".
Министерству гражданской авиации СССР не понравился сценарий к фильму. Чиновники были уверены в том, что советские самолеты — самые надежные в мире. Тогда сценарист решил применить хитроумный ход: действие фильма перенесли за пределы Советского Союза, установив, что воздушное судно страдает от природного катаклизма. Это решение позволило устранить претензии к сценарию.
Актеры
Митт изначально планировал пригласить для главных ролей известных звезд советского кино. Роль командира авиалайнера была написана специально для Алексея Петренко. Второго пилота предполагалось сыграть Николаю Караченцову, а образ любвеобильного бортинженера должен был воплотить Олег Даль. Эффектную стюардессу хотели представить через Елену Проклову. Однако все эти артисты по различным причинам оказались не готовы к съемкам. Петренко выразил нежелание сниматься "в этом железе", Караченцов сослался на свою загруженность, а Олег Даль после нескольких недель работы сообщил о болезни и отказался продолжать съемки. В результате главные роли были отданы совершенно другим актерам — Георгию Жжёнову, Анатолию Васильеву, Леониду Филатову и Александре Яковлевой.
Любовная сцена
В этом фильме, пожалуй, впервые в советском кинематографе была представлена откровенная романтическая сцена. Съемки проходили в ночное время. Для этого в павильоне Мосфильма была специально создана "квартира Скворцова". Во время съемок этой сцены Филатов испытывал сильное смущение и предпочел появляться в джинсах, хотя на экране его персонаж выглядел как опытный ловелас. В реальной жизни актер оказался скромным и застенчивым человеком. Напротив, Александра Иванес абсолютно не испытывала неловкости и с радостью позировала перед камерой.
Настоящие спецэффекты
Киношникам долго не могли найти авиалайнеры для съемок. Помог случай. В новосибирском аэропорту как раз стоял поврежденный лайнер с прогоревшей частью фюзеляжа спереди. Зато хвост почти не пострадал. Самолет по железной дороге привезли в Москву. В нем и отсняли все необходимые сцены. Для съемок снаружи использовали еще один "бракованный" авиалайнер — в нем на одном из рейсов как-то разлили ртуть. Перевозить на таком самолете пассажиров уже было нельзя. Зато для кино он вполне годился.
Для съемок экшен-сцен в одном из заброшенных карьеров неподалеку от Ялты были построены декорации аэропорта и нефтеперерабатывающего завода. Киношники также сделали макеты самолетов и подвесили их на проволоку. А для создания грязевого потока с водой смешали несколько тонн комбикорма. В итоге сцены взрывов, землетрясения и схода селя на экране выглядели вполне натурально.
Александр Митта очень хотел снять взрыв настоящего авиалайнера. Для этого на кладбище самолетов нашли фюзеляж старой "тушки". Построили вокруг него все необходимые декорации. Завезли тонны горючего. Всю конструкцию обвешали проводами. Залили в салон солярку. Но то ли произошло самовозгорание, то ли пиротехники взорвали фюзеляж раньше времени. Только сцену настоящего пылающего самолета так и не отсняли. Пришлось использовать макет, пишет блог "КиноМеломан" (18+).
В год выхода картину посмотрело более 71 миллиона зрителей. Фильм стал классикой позднего советского кино и с интересом смотрится до сих пор.