В Улан-Удэ произошло массовое отравление продукцией ООО "Восток", которая продавалась в магазинах сети "Николаевский". 89 человека, среди них 49 детей, оказались в инфекционной больнице с симптомами острой кишечной инфекции. Предварительный диагноз у части пострадавших — сальмонеллез. Роспотребнадзор приостановил работу предприятия из-за грубых нарушений санитарных требований, а Следственный комитет возбудил уголовное дело. Юлия Хандажапова, санитарный врач и эксперт по пищевой безопасности с 16-летним опытом работы, в том числе в системе Роспотребнадзора, рассказала о том, как развивается ситуация с массовыми отравлениями и какие права есть у пострадавших.
18 октября вечером в медицинские учреждения Улан-Удэ начали обращаться люди с признаками острой кишечной инфекции. Все они незадолго до этого употребляли готовую пищевую продукцию — шаурму, онигири и другие блюда, изготовленные ООО "Восток" и купленные в различных магазинах сети "Николаевский". К 20 октября число пострадавших выросло до 89 человек, из них 49 детей. Госпитализированы 55 человек, включая 34 ребенка. Один пациент находится в реанимации, его состояние оценивается как стабильное с положительной динамикой. Лабораторно подтверждены 11 случаев сальмонеллеза. Роспотребнадзор провел проверку предприятия ООО "Восток" и выявил многочисленные и грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Деятельность цеха приостановлена, продукция изъята из продажи во всех магазинах сети.
"Если говорить об острой кишечной инфекции, то чаще всего речь идет о сальмонеллезе, — объясняет Юлия Хандажапова. — Сальмонелла встречается в курице и другом мясе. Причиной заражения может быть грязное сырье или нарушение санитарных норм при приготовлении".

Эксперт объяснила, как отравившимся в Улан-Удэ получить компенсацию. Фото: Ю. Хандажапова
По словам эксперта, анализ на сальмонеллу занимает время. "Сальмонеллу сеют лабораторно, и результат будет известен минимум через пять дней, а полностью — через семь дней. Только тогда можно однозначно сказать, что у людей сальмонеллез", — уточняет специалист.
Роспотребнадзор отобрал пробы у пациентов, а также пробы продуктов, готовых блюд, воды, дезинфицирующих средств и биоматериалы от персонала предприятия. "Они могут провести экспресс-анализ, есть хроматография и другие быстрые методы, которые дают результат за несколько часов. Но обычно ставят классику — те же семь дней. Через неделю точно будет понятно, сальмонелла это или нет", — говорит Хандажапова.
Эксперт объясняет, что при массовых отравлениях Роспотребнадзор действует жестко и быстро. Также она назвала типичные нарушения, которые приводят к вспышкам сальмонеллеза. Это грязное сырье (сальмонелла изначально присутствует в продуктах, которые не прошли должный контроль качества) или нарушение санитарии — использование одних и тех же досок и ножей для сырого мяса и готовой продукции без должной дезинфекции. "Если одним ножом резать курицу, потом чуть-чуть помыть под водой без дезинфекции и начать строгать салат — разнесешь сальмонеллу везде", — приводит пример специалист.
Больные работники — персонал может быть носителем инфекции. "Медосмотр проходят раз в год. За это время работник может съесть недожаренное мясо, заразиться сальмонеллезом, три дня попоносить, выпить антибиотик — понос прекращается, а носитель остается. И он продолжает заражать людей через еду", — рассказывает Хандажапова.
Главное, что должны знать пострадавшие: им положена компенсация, и Роспотребнадзор сам поможет с оформлением документов.
"Роспотребнадзор не только проверяет, но и стимулирует людей обращаться за компенсацией, — подчеркивает Юлия Хандажапова. — Там есть отдел защиты прав потребителей, который помогает составить иски. В среднем за каждого заболевшего придется заплатить 15-20 тысяч рублей. В любом случае компенсация точно предусмотрена, и Роспотреб сам поможет составить иск".
Эксперт уточняет, что эта сумма включает возмещение морального вреда, расходов на лечение и других понесенных убытков. Пострадавшим достаточно обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора с заявлением и медицинскими документами, подтверждающими факт отравления и лечения.