UlanMedia, 22 декабря. Историю и подлинность Сандалового Будды — статуи, почитаемой в Бурятии как национальная святыня (бур. Зандан Жуу) вновь обсудили На международном симпозиуме в университете Отани (Киото, Япония) 30 ноября. Об этом сообщается на портале "Наланда — новости буддизма".
Основной спор касался ее возраста: японские исследователи ссылались на якобы проведенный радиоуглеродный анализ, датировавший бурятскую статую XVIII–XIX веками. Однако российский ученый Алексей Терентьев предоставил документы реставрации 1995 года из Эрмитажа, где четко указано — анализ не проводился, а датировка была предварительной и основана лишь на внешнем осмотре.
Интерес японских буддологов объясним: в храме Серьёджи в Киото более 1000 лет хранится древняя копия этой статуи, привезенная из Китая в конце X века. По одной из версий, именно эта копия — подлинник, "прошедший через три страны" (Индию, Китай, Японию). Другая версия предполагает, что китайская статуя, увезенная в Бурятию в 1900 году, сама была более поздней копией.
Спор между японскими и российскими исследователями о возрасте статуи Сандалового Будды (Зандан Жуу) завершился: выяснилось, что датировка бурятской святыни XVIII–XIX веками основывалась не на радиоуглеродном анализе, а на визуальном осмотре. Это подтвердил Андрей Терентьев, обнаруживший архивный документ о реставрации 1995 года.

Феномен Сандалового Будды из Бурятии обсудили в Японии. Фото: Наланда – новости буддизма
"Если бы это было так, то, конечно, японская статуя в Серьёджи оказалась бы намного древнее той, что хранится в Бурятии. Но, хотя я еще 15 лет назад писал в книге "Сандаловый Будда раджи Удаяны", что никакого радиоуглеродного анализа в Эрмитаже не проводили, японские коллеги не хотели мне поверить — они привыкли верить печатному слову — и только теперь, когда я вернулся в Россию и нашел документ — паспорт процесса реставрации статуи Зандан Жуу, которую проводили в 1995 году эрмитажные реставраторы, — в котором указано, что предположительную датировку 18-м или 19-м веком они сделали на основании внешнего осмотра скульптуры, а вовсе не углеродного анализа", — отметил Терентьев.
На заключительной сессии японского симпозиума профессор Мацукава, его организатор, согласился изменить пятый пункт итогового документа: формулировку "научно установленный 200-летний возраст" исключили.
Участники также обсудили другие аспекты истории Зандан Жуу — в частности, попытки монголов перехватить статую при перевозке в Россию и просьбы Богдо-гегена передать ее ему. Однако новых данных по этим эпизодам представлено не было.
Ранее УланМедиа писал о Пяти сокровищах Бурятии: путеводитель по главным буддийским святыням России. Подробная инструкция для путешественников и паломников, которые едут в Бурятию.