"Радио Сибирь-Байкал" в Бурятии к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне подготовило цикл передач о свидетелях борьбы с фашистскими захватчиками. Одним из героев этих передач стал уроженец Заиграевского района Бурятии Абрам Яковлевич Матвеев. О том, как он встретил День Победы 9 мая 1945 года, ветеран рассказывает кратко: "Кто стреляет, кто плачет. Вот такой День Победы!". Об этом сообщает ИА UlanMedia со ссылкой на "Радио Сибирь-Байкал".
Сегодня в Бурятии проживают 847 инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В их числе и Абрам Яковлевич Матвеев. Он родился в 1921 году в Заиграевском районе, в многодетной семье старообрядцев. Судьбу тогда еще подростка определил призыв в армию.
- Закончил школу в феврале месяце 41 года, военкомат призвал на военную службу. В это же время у нас в Улан-Удэ создалась летная 81-я учебная эскадрилья, на базе нашего аэродрома, – рассказывает Абрам Яковлевич.
Курсантов набирали из Забайкальского края и из Бурятии. Кстати, вторая эскадрилья была создана в Иркутской области. В Тулуне обучали ночным полетам, в Улан –Удэ — дневным.

Кто стреляет, кто плачет — ветеран из Бурятии Абрам Матвеев о Дне Победы в 1945 году. Фото: Автор фото: Из личного архива Абрама Матвеева
- С раннего утра и до позднего вечера полеты, полеты. И вот, до 22 июня вся наша эскадрилья в воздухе, и вдруг сигнал. Белые полотнища разложили на взлетной полосе и крест. Немедленная посадка всем. Приземлились, начальник штаба нас собрал всех и сказал: "Ребятушки! Война! Ребятушки! Война!" - вспоминает Абрам Яковлевич.
Программу обучения ускорили. В октябре всю группу курсантов отправили в Новосибирск для распределения. Матвеева, Гриневича и Москалева решено оставить при эскадрилье. Позже, уже в мирное время, про эту замечательную троицу напишет писатель Казаринов. Эти фамилии попадут в список героев книги "Крылатая юность". Через четыре месяца прохождения подготовки в Тулуне получили удостоверение о полном окончании летных курсов.

Кто стреляет, кто плачет — ветеран из Бурятии Абрам Матвеев о Дне Победы в 1945 году. Фото: Автор фото: Из личного архива Абрама Матвеева
- Меня, Гриневича и Москалева распределили в Читу, в 10-й отряд для доставки грузов в Северные районы Бурятии и Читинской области, - рассказывает Абрам Яковлевич.
Два года Матвеев и его товарищи на тяжелых четырех моторных самолетах возили грузы в Багдарин, Баунт и Цыпикан. В то время была острая необходимость в золоте.
- Мы были забронированы, потому что опытных летчиков призвали на войну, а нас заменили - поясняет Матвеев.
В 1944 году для переподготовки в войска Абрам Яковлевича направили на курсы высшей летной подготовки в Минеральные воды. После обучения в ранге командира корабля он прибыл в 50-й авиационный полк десантной дивизии, базирующийся на 1-м Белорусском фронте.
- Мы периодически выбрасывали партизанов, воздушных парашютистов. Приходилось вывозить раненых с полей сражения, доставляли бензин, наземным частям были как воздушные извозчики, - рассказывает ветеран.
На вопрос, как встретили известие о завершении войны, Абрам Яковлевич, как присуще военному без лишних эмоций, лишь констатировал факты. Однако в глазах огонек той самой Победы горит до сих пор.
- Девчонки-радистки в четыре утра получили извещение и всех разбудили. Кто стреляет, кто плачет. Вот такой День Победы! – улыбаясь, рассказывает Абрам Матвеев.
Не успели порадоваться Победе над фашистами, как пришел очередной приказ — быть готовыми вылететь на Восток. Советским солдатам необходимо было ликвидировать Квантунскую армию. Подразделения в условиях бездорожья крайне нуждались в топливе, снарядах и продовольствии.
- В июне - июле всю нашу дивизию на Дальний Восток перекинули, в город Борзя, в Читинскую область. А из Борзи, в самом начале войны с Японией, в Монголию и оттуда уже началась война, – вспоминает Абрам Яковлевич.
На борту Матвеева побывали сотни десантников, высаженных для захвата японских гарнизонов. После войны с Японией три года летчик работал в Арктической группе. Летал по всем островам Ледовитого океана. Цель - полное обеспечения баз для строительства аэродромов. Белые медведи, полярные ночи... Работа не просто сложная, но и опасная для жизни. Тогда то с Абрамом Яковлевичем случилось несчастье.
- Возвращался с земли Франца-Иосифа, с северным сиянием вся аппаратура отключилась. Связи не было в течении 10 часов. Доработал бензин и пришлось аварийную посадку делать. И приземлился на живот. Это было 9 ноября 1955 года. Сели. Тундра, мороз на улице, температура до 40 градусов, – вспоминает Матвеев.
Как заработала аппаратура, радист вышел на связь и выдал сигнал SOS. Штурман запеленговал координаты аварийного самолета. Выяснилось, что сели в 300 км от аэродрома. Спасательный лайнер прилетел лишь через два дня. Экипаж вывезли, а самолет так и остался как памятник тех событий.
После медицинского обследования Матвеев в Москве получил новый самолет. Летал до 58 лет. Очередная комиссия вынесла вердикт — летать больше нельзя... Что это означает для летчика, может понять только тот, кто сам связан с небом.

Кто стреляет, кто плачет — ветеран из Бурятии Абрам Матвеев о Дне Победы в 1945 году. Фото: Автор фото: Из личного архива Абрама Матвеева

Но руки не опустил — устроился в военный комиссариат Бурятии. На государственной службе проработал еще 22 года. За участие в боях против немецких захватчиков и японских милитаристов капитан Матвеев награжден орденами "Красного Знамени" и "Отечественной войны 2-й степени", а также медалью "За боевые заслуги".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Радио Сибирь-Байкал" накануне Дня Победы запустило цикл передач о свидетелях войны