Развитие инноваций так и не стало приоритетом развития Бурятии – Вячеслав Ирильдеев

Громко заявленные проекты по созданию технико-внедренческих зон экономического благоприятствования, технопарков, инновационных франшиз так и остались на бумаге
Развитие инноваций так и не стало приоритетом развития Бурятии – Вячеслав Ирильдеев. Фото: Анна Огородник, UlanMedia

Развитие инновационной деятельности так и не стало приоритетом развития Бурятии, как предлагалось республиканскими программами СЭР. А цели и задачи, поставленные в этих программах, не достигнуты. При этом громко заявленные когда-то проекты по созданию технико-внедренческих зон экономического благоприятствования, технопарков, инновационных франшиз так и остались на бумаге – такое мнение высказал глава комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Народного Хурала Бурятии Вячеслав Ирильдеев. Об этом ИА UlanMedia сообщает по итогам круглого стола ОНФ "Страна живет, пока работают заводы".

"Потенциал имеется, но цели не достигнуты"

Вячеслав Ирильдеев напомнил, что курс на модернизацию и переход к инновационному социально ориентированному типу развития был задан еще в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Впоследствии, этот ключевой приоритет был развит в Стратегии инновационного развития России до 2020 года и нашел отражение в "майском" Указе Президента страны № 596.

- В этих условиях большинство регионов страны также озаботились вопросами развития инноваций. Бурятия не была исключением. В начале 2011 года, принимая долгосрочную и среднесрочную Программы социально-экономического развития, Правительством республики было предложено установить в качестве одного из шести приоритетных направлений развития – "развитие инновационной деятельности". После 4,5 лет действия этих программ мы уже можем оценить результаты и определить насколько Бурятия продвинулась в этом направлении, - отметил депутат.

По мнению Вячеслава Ирильдеева, громко заявленные когда-то проекты по созданию технико-внедренческих зон экономического благоприятствования,  Восточно-Сибирского научно-образовательного инновационного комплекса, технопарков в сфере высоких (да и любых) технологий, инновационных франшиз, а также многие другие так и остались на бумаге.

- Понятно, что для разовых неудач могут быть объективные причины, однако провалы все новых прожектов становятся закономерными. Резонно возникает вопрос об ответственности авторов этих бесконечных "проектов – мыльных пузырей", - высказался глава комитета НХ РБ.

Глава комитета НХ РБ по экономической политике привел в качестве иллюстрации цифры, производящие, откровенно говоря, удручающее впечатление.

Так, по итогам 2013 года инновационная активность предприятий в республике снизилась на 3,5 % до 6,7 % при среднероссийском уровне 10,1 % (9 место среди регионов СФО).

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2013 году составлял 6,0 % при  среднероссийском уровне 9,2 %.

Затраты организаций на технологические инновации по итогам 2013 года снизились на 200 млн. рублей и составили 955 млн. рублей, что в 70 раз меньше значения по Красноярскому краю, в 20 раз меньше значения по Иркутской области, в 8 раз меньше показателя по Томской области.

В целом, как особо подчеркнул Вячеслав Ирильдеев, развитие инновационной деятельности так и не стало приоритетом развития Бурятии, как предлагалось Программами СЭР. А цели и задачи, поставленные в этих программах, не достигнуты.

- В республике имеются и определенный потенциал, и возможности для инновационного роста. В вузах и Бурятском научном центре есть перспективные научные разработки, интересные инновационные проекты имеются у наших предпринимателей. Однако наряду с этим есть системные проблемы, которые блокируют и тормозят  развитие инноваций в регионе, - отметил Вячеслав Ирильдеев.

"Несовершенное законодательство – не препятствие на пути развития инноваций, ключевая проблема – в управлении"

По словам Вячеслава Ирильдеева, проблемы несовершенного законодательства и отсутствия базового федерального закона, которые принято называть в числе главных препятствий на пути развития инноваций, в строгом смысле таковыми не являются.

 - Народный Хурал в течение последних лет провел ряд парламентских слушаний, "круглых столов", заседаний Совета Народного Хурала, посвященных законодательному обеспечению инновационного развития экономики Бурятии. Опыт проделанной работы позволяет говорить сегодня следующее. Сегодня уже нельзя искать оправданий бездействию в том, что у инноваций нет нормативного определения, что всякий понимает это по своему и так далее. Все понятия и категории уже давно определены, и те регионы, которые вовремя разобрались в этой "азбуке" и осознали всю важность инноваций для долгосрочного конкурентоспособного развития, безвозвратно обогнали другие субъекты, в том числе и нашу республику на этом пути, - сообщил депутат. - Совершенное законодательство – это, скорее, необходимое, но не достаточное условие. Зарубежный, да и российский опыт свидетельствуют о том, что даже исключительно благоприятное законодательство само по себе не может обеспечить свою успешную реализацию. Ключевая проблема кроется в управлении, а именно в отсутствии качественной системной политики.

В качестве примера глава комитета НХ по экономической политике привел в качестве примера принятый закон о технопарках, а также поправки в закон о некоторых вопросах налогового регулирования в части предоставления налоговых льгот управляющим компаниям и резидентам технопарков, которые уже более двух лет никак не исполняются. 

- Можно привести и другой пример. Мы знаем, что в республике несколько лет тому назад назрела необходимость в принятии нового закона, комплексно определяющего государственную политику по созданию и развитию региональной инновационной системы. Но будет ли он реализован в случае принятия, если с 2009 года в республике основной механизм государственной инновационной политики и главный инструмент исполнения ныне действующего Закона об инновационной деятельности – региональная инновационная программа не исполняется? – задал вопрос Вячеслав Ирильдеев.

И тут же сам на него и ответил – отчасти вопросом на вопрос.

- В Бурятии сегодня нет действенных инструментов и механизмов эффективной региональной инновационной политики, к сожалению. Как будет развиваться инновационная деятельность, если в государственной программе Республики Бурятия "Экономическое развитие и инновационная экономика" этому вопросу не уделено сколько-нибудь серьезное внимание? Есть ли там вообще что-то связанное с инновационной экономикой? В конце концов, кто ответственен за исполнение этой программы в части инноваций – Минэкономики, Минпром или Минобразования и науки? -  высказал свое недоумение депутат. - Почему только сегодня мы обсуждаем вопрос об органах государственной власти, ответственных за реализацию инновационной политики в Бурятии? Этот базовый институциональный вопрос наш комитет поставил перед правительством Бурятии еще в 2009 году и возвращался к нему ежегодно на парламентских слушаниях, давая соответствующие рекомендации в адрес правительства. Мы неоднократно указывали на то, что в наиболее простой модели инновационного процесса, коим является инновационная цепь: наука – производство – потребление, собственно инновации появляются на второй и третьей стадиях. Любое изобретение, научное открытие или проект, только воплотившись в изделия, процессы, структуры и новые рынки, становятся инновациями. Поэтому мы предлагали передать компетенции минобразования и науки в сфере инновационной политики вновь создаваемому тогда Минпрому. С тех пор прошло шесть лет, и только сегодня нас возвращают к вопросу о том, кто в республике должен заниматься инновациями.

Те же претензии у Вячеслава Ирильдеева и по поводу ныне действующего Совета по науке и инновациям при Главе республики.

- Необходимо, чтоб данный орган занимался в первую очередь проблемами развития и внедрения в региональную экономику инноваций, а не обсуждением академических НИОКРов. Для этого Совет необходимо реорганизовать в Совет по инновациям или в Совет по инновационной политике, пересмотреть состав, вывести Совет из социального блока в экономический, текущую организацию работы Совета следует передать от Минобразования Минпрому. Заседания Совета следует проводить не как сегодня – два раза в год, а не реже чем раз в два месяца, - отметил глава комитета НХ.

"Развивать модный тренд инноваций в любых областях – дело затратное и бесперспективное"

Главнейшими условиями возможного развитии инноваций в Бурятии Вячеслав Ирильдеев считает наличие серьезной политической воли, отказ от пустых деклараций и переход к последовательной реальной инновационной политике.

- Необходимо провести технологический аудит, объективно оценить инновационный потенциал республики, и на основе этого выработать и нормативно закрепить четкие и реальные приоритеты инновационного развития. Пытаться на волне модного тренда развивать инновации в любых областях, как представляется, дело весьма затратное и бесперспективное, - считает Вячеслав Ирильдеев.

Депутат предлагает и ряд вполне конкретных мер. Так, Вячеслав Ирильдеев считает, что для развития выбранных приоритетных направлений инновационного развития необходимо разработать комплексные меры, прописать их в соответствующих "дорожных картах", закрепить расширенный перечень индикаторов, объективно и полно отражающих динамику развития на каждом этапе, определить ответственных за их исполнение, проводить регулярный мониторинг достижения поставленных целей и задач.

- Следует сконцентрировать все усилия, последовательно и методично работать над развитием выбранных направлений инновационного роста, в приоритетном порядке финансировать запланированные мероприятия. Необходимо отказаться от принятого сегодня порочного подхода финансирования инновационной политики по остаточному принципу и экономии на будущем развитии в пользу текущих потребностей. Тем самым мы обрекаем нашу экономику на стратегическую неконкурентоспособность в долгосрочной перспективе и беспросветное отставание от передовых регионов страны, - высказал депутат своем мнение.

В этой связи, считает Вячеслав Ирильдеев, следует пересмотреть подходы к поддержке инновационно активных организаций. Глава комитета НХ по экономической политике предлагает перенести акцент от разовой поддержки к системному стимулированию инновационной деятельности существующих предприятий в выбранных приоритетных направлениях. При этом одно из необходимых условий – как говорится, "не путать мокрое с длинным".

- Практика Минпрома по ежегодному распределению субсидий среди так называемых МИПов в рамках общей программы по поддержке малого предпринимательства не дает сколько-нибудь ощутимого эффекта для экономики региона. Поддержанные когда-то проекты так и не находят реального воплощения в жизни. Инновационные проекты - это не рядовые предпринимательские проекты. Здесь необходимы правильная оценка их реализуемости и поиск эффективных способов комплексной и системной поддержки, - отметил Вячеслав Ирильдеев. - Министерству необходимо пересмотреть подходы к поддержке инновационной деятельности организаций, использовать все возможные способы повышения мотивации предпринимателей для инвестирования в инновационные проекты.

Вячеслав Ирильдеев вновь сделал акцент на вопросе подготовки кадров в области инновационного менеджмента.

- Какая работа ведется в этом направлении? Сегодня эта серьезная проблема практически никак не решается. Зачастую чиновникам, ответственным за реализацию инновационной политики, самим не хватает необходимых компетенций, чтобы правильно управлять инновационными процессами в регионе, - высказал свое мнение депутат.

Напомним, региональное отделение Общероссийского народного фронта в Бурятии в рамках подготовки к Всероссийской промышленной конференции, которая пройдет в Москве 8 июня 2015 года, на круглом столе "Страна живет, когда работают заводы" обсудили перспективы развития промышленности в регионе. Ключевыми вопросами для обсуждения стали проблемы износа основных фондов предприятий, "кабальных" кредитов и подготовки молодых специалистов на производство, сообщили ИА UlanMedia в пресс-службе РО ОНФ в Бурятии.

В работе круглого стола приняли участие активисты и члены штаба бурятского регионального отделения Народного фронта, представители профильных министерств и ведомств, торгово-промышленной палаты, Народного хурала Бурятии, руководители крупнейших предприятий республики, представители высших и средних специальных учебных заведений, средств массовой информации.

Участники мероприятия говорили об актуальных проблемах промышленности Бурятии, о перспективах рынка труда республики, проблемах повышения престижа рабочих профессий. 

Руками в Бурятии работать некому, а подготовка кадров для заводов – категория не социальная, а экономическая, и без квалифицированных кадров невозможно говорить об экономическом развитии республики - таково единодушное мнение представителей технических сузов и ВСГУТУ, прозвучавшее на круглом столе ОНФ в Бурятии "Страна живет, пока работают заводы". Одна из проблем - вопрос "непрестижности" инженерных специальностей, на которые скоро некому будет учить. Кроме того, страдает качество набора на первый курс по инженерным направлениям - в том числе и из-за ЕГЭ.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Руками в Бурятии работать некому, считают представители ВСГУТУ и технических сузов Бурятии 

ОНФ в Бурятии обсудил перспективы развития промышленности в регионе

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia