Очередной ежегодный Байкальский Ледовый переход в память генерала Каппеля завершился в Бурятии 6 марта. Участники перешли озеро по льду от села Большое Голоустное в Иркутской области до поселка Бабушкин в Бурятии, преодолев около 50 км. Всего в переходе участовало 19 человек, сообщает ИА UlanMedia.
Напомним, что маршрут Байкальского ледового перехода повторяет путь белогвардейцев генерала Каппеля, что 11 февраля 1920 года отступали в направлении Читы прямо через замерзший Байкал. Энтузиасты истории Гражданской войны из Бурятии и Иркутской области с 2006 года каждый раз в конце зимы повторяют этот переход в память о тяготах бойцов Белого движения. Хотя изначально идея принадлежала иркутянам, последние годы данное мероприятие проводит региональная общественная организация "Русский культурный центр" в Бурятии (РКЦ). Отметим, что длительный переход по льду требует немалых усилий, заставляя участников выложиться на пределе сил.
— Процесс интересен в плане испытания себя, своих возможностей и резервов. Идея, лично у меня, – это помнить эти трагические события, попробовать и прочувствовать малую часть тех трудностей. Люди лишились родины в лихие годы революции. И вынуждены были уходить из России, умирая на пути следования, — говорит участник перехода, активист РКЦ Александр Афанасьев.
Участники Ледового перехода. Фото: Александр Афанасьев, РКЦ
Отметим, что последние года три участники таких переходов оформляют себя как "Сводный добровольческий отряд имени генерала Каппеля", в этом, 2016 году, у отряда появилось собственное освященное знамя.
Мероприятие началось еще вечером 3 марта, когда участники "сводного добровольческого отряда" выехали из Улан-Удэ в Иркутск. Следующий день был посвящен культурной программе – участники перехода посетили музей Колчака в Иркутске. Затем отряд выехал в село Большое Голоустное, где заночевали в гостинице. В субботу 5 марта в 4.00 был подъем, и в 6.15 участники перехода двинулись в утренней мгле по байкальскому льду.
— Погода была отличная, видели красоту и мощь Байкала, которая не может не поразить. Все до сих пор находятся под впечатлениями от этого мероприятия, обсуждаем как ещё улучшить и сам переход, и организационную часть. В этом году всё на высшем уровне, — делится впечатлениями Александр Афанасьев.
В 13.18 Александр Афанасьев сообщил, что отряд преодолел половину пути, настроение у всех бодрое. В 19.18 он вышел на связь снова, сообщив, что осталось пройти всего семь километров, и вдали уже видны огни станции Мысовой (она же поселок Бабушкин). Примерно в 23.00 группа прибыла в поселок, где также расположилась на постой в гостинице, предварительно отметив успешный переход в одном из кафе. По словам Александра Афанасьева, поход прошел без эксцессов, все успешно выдержали нелегкий путь, хотя идти по льду без "кошек" было тяжеловато.
На следующий день, 6 марта члены отряда посетили местный исторический музей, потом состоялось торжественное награждение участников перехода памятными значками и экземплярами военно-исторического сборника "Каппель и каппелевцы". После этого участники перехода двинулись в Улан-Удэ, в данный момент они находятся в пути.
Всего в переходе участвовало 19 человек – члены РКЦ, представители бурятского и иркутского казачества, казак, приехавший из Крыма, казак из Красноярского края, гражданские энтузиасты и три поклонницы скандинавской ходьбы из Улан-Удэ.
— Переход прошел тяжело, снег глубокий, по щиколотку, а то и до колен. Но все дошли благополучно. Наше мероприятие скоро уже будет носить международный характер: в 2014 году в переходе намеревались участвовать сербы и потомки русских казаков из Австралии, но в силу некоторых причин не смогли прибыть. Наши ледовые переходы поддерживают потомки белогвардейцев, живущие за границей, — сообщил председатель РКЦ и руководитель отряда Олег Соболев.
Кроме того, по словам Олега Соболева, после перехода для участниц внутри добровольческого отряда было решено создать отдельное подразделение: "Верхнеудинский женский горно-пехотный отряд имени Марии Бочкаревой".
Огни Мысовой на горизонте. Фото: Александр Афанасьев, РКЦ
Отметим, что переход по байкальскому льду в морозный февраль 1920 года лишь один из эпизодов Великого Сибирского ледяного похода. В зиму того года войска адмирала Колчака после тяжелых поражений под Омском отступали из Барнаула и Новониколаевска вдоль Транссибирской железной дороги. С запада их атаковая 5-я Красная армия под командованием Генриха Эйхе. Контроль над железной дорогой был в руках мятежников из Чехословацкого корпуса, из-за этого белогвардейцы лишились возможности пользоваться поездами и были вынуждены маршировать пешком через заснеженную тайгу. Походом руководил генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель. Отметим, что к моменту перехода через Байкал генерал Владимир Каппель уже умер, после того как получил сильные обморожения во время Ледяного похода. (При переходе через зимнюю реку конь генерала провалился под лед, Владимир Каппель сильно обморозил ноги). После его смерти командование принял генерал Сергей Войцеховский.
Первоначально целью Сибирского ледяного похода был штурм Иркутска с целью освободить взятого в плен Александра Колчака. Но после расстрела адмирала было решено обойти Иркутск двумя колоннами, и двинуться в направлении Читы, чтоб соединиться с войсками атамана Семенова. Одна из колонн решила двигаться напрямую через замерзший Байкал. Февраль 1920 года выдался особенно холодным, морозы доходили до -40 градусов. "Союзником большевиков была стужа", — вспоминали участники. Приведем небольшой отрывок из труда Ивана Серебенникова "Великий отход: Рассеяние по Азии белых русских армий, 1919–1923":
"Дороги нет, — вспоминает капитан К., — по Байкалу носится ураган, и чувствуется, как там, подо льдом, мечется и бурлит грозное море, готовое каждую минуту разбить ледяные оковы. С большой осторожностью проезжаем несколько трещин по льду, через который настланы доски. Вскоре у нас пала одна лошадь. Мы отстали. Одни в этой ледяной пустыне, дороги не видно, кругом море льда. Темно... Полная безнадежность. Измученные нравственно и физически, истомленные, замерзая от жестокой стужи и ветра, мы на четвереньках ползаем по льду, чтобы отыскать следы лошадиных копыт, найти дорогу... Безуспешно... В душу закрадывается холодное, ледяное отчаяние. Как мучительно страшна и сурова жизнь!.. Только молчание и пустыня...
"Нашел!" — вдруг слышен голос. По льду тянутся следы лошадиных копыт. Мы спасены. Вытягиваем лошадей к этому месту, и так, ведя их на поводу, медленно продолжаем свой путь. Сколько еще идти? Когда же конец этим мучениям? Встречаем трагическую группу — на льду стоит воз. В упряжке две павшие лошади; в возу — занесенные снегом, полузамерзшие, еле живые солдаты. "Братцы, сделайте Божескую милость, пристрелите нас! Замерзаем!"
Мы молча проехали мимо... А сколько было таких на крестном пути нашего многострадального перехода через Байкал! Кругом темная, молчаливая ледяная пустыня... И вдруг огонек — далеко, далеко... Это была станция Мысовая".
Участники нынешних "ледовых переходов" осуществляют свой памятный марш в более комфортных условиях, можно отдать должное их энтузиазму. Отметим, что, по мнению ряда бурятских обозревателей, местный исторический колорит, связанный с событиями Гражданской войны, мог бы придать республике дополнительную туристическую привлекательность. Это актуально ввиду того, что в "Стратегии 2030" большое внимание уделено развитию туристической отрасли в Бурятии.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Половину пути по льду Байкала преодолели участники Ледового перехода в Бурятии
Переход через Байкал в память генерала Каппеля состоится в Бурятии
Крестный ход по Байкалу совершили 10 казаков из разных регионов России